Факультативное занятие по геометрии во 2-м классе по теме "Углы. Виды углов. Сравнение углов" (система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тема занятия: «Углы. Виды углов. Сравнение углов»

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием «Угол»; довести до понимания детей то, что два луча выходящих из одной точки, образуют угол
  • дать понятие вершины угла (точка), стороны угла (лучи)
  • научить детей видеть углы, строить их при помощи угольника, различать их по видам и обозначать буквами
  • развивать память, мыслительные операции, речь, познавательный интерес, исследовательские способности
  • формировать графические умения

Оборудование урока: тетрадь «Геометрия вокруг нас» С.Н. Кормишиной (Издательский дом «Фёдоров», 2008г.) Угольник, модели углов, игра «Танграмм», презентация к уроку.

Ход урока

1. Введение в урок.

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.

2. Актуализация прежних знаний.

- Мы продолжаем открывать новые знания в удивительной стране ГЕОМЕТРИЯ.
- А что в переводе с греческого языка обозначает слово «геометрия»?

Слайд № 2

  • Пройдите путь по лабиринту от начала и до конца и прочитайте девиз сегодняшнего занятия. Слайд № 3

 

 

Слайд № 4
Поспешишь - людей насмешишь.

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

3. Работа в тетради

- Откройте тетрадь на странице 16, задание № 1
- Напишите слово ГЕОМЕТРИЯ

Слайд № 5

- Распределите буквы этого слова на 2 группы разными способами

4. Проверка

Слайд № 6

Слайд № 7

  • Чтобы определить тему нашего занятия необходимо расшифровать слово

Слайд № 8

  • Да, тема занятия сегодня «Углы»

Слайд № 9

 5. Практическая работа

- Откроем станицу № 70 в конце тетради и выполним чертёж по образцу

- Как вы думаете, какое определение можно вывести об угле, как геометрической фигуре? (ответы детей)

- Дайте определение по такому алгоритмическому рисунку:

Слайд № 10

  • Подумай и ответь

Слайд № 11

- Чем изображённые углы отличаются от прямого угла?

Слайд № 12

- Прочитай названия углов. Найди прямой угол.
- А как называются другие изображённые углы?
- Да, углы бывают разных видов

Слайд № 13 (виды углов)

6.  Работа в тетради

- Начертите в тетради острый угол и тупой угол и дайте им названия
- Как вы думаете, у вас получились одинаковые по размеру углы?
- Как это проверить?
- Как вы думаете, как их можно сравнить? (ответы детей)
- Посмотрим на подсказку:

Слайд № 14 (сравнение углов)

7. Исследуем ситуацию и найдём способ сравнения углов.

8. Практическая работа

- С помощью моделей углов, лежащих у вас на парте, найдите  способ их сравнения
- Надо наложить углы один на другой так, чтобы одна сторона их совпала. Открытие!

Вывод: для сравнения двух углов можно наложить их та друг на друга, чтобы одна сторона у них совпала. Тогда меньше тот угол, сторона которого оказалась внутри другого угла.

Наблюдение:  половина развёрнутого угла – прямой угол. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно взять особый инструмент угольник. Если приложить угольник к углу, вершиной к вершине и стороны совпадут, то угол – прямой. Угол, величина которого меньше величины прямого – острый, а если величина больше величины прямого угла – тупой.

9. Физминутка для глаз

Слайд № 15

 10. Работа по картине «Домик»

Слайд № 16

 11. Самостоятельная работа по карточкам «Нарисуй домики»

12. Ребята, вы хорошо поработали. Если вы разгадаете кроссворд, то догадаетесь, о чём мы узнаем на следующих занятиях

Слайд № 17 «Кроссворд»

  1. Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой. Вам его представить рад, он называется … (квадрат)
  2. Одна из сторон прямоугольника … (ширина)
  3. Другая сторона прямоугольника … (длина)
  4. Математическое действие, которым узнают, на сколько одно число больше другого (вычитание)
  5. Прямая линия, ограниченная с двух сторон (отрезок)
  6. Сумма длин сторон фигуры (периметр)
  7. 100 см – это 1… (метр)
  8. Первое слово в вопросе задачи (сколько)
  9. Плюс – это математический … (знак)
  10.  Чертёжный инструмент для измерения отрезков (линейка)
  11.  Часть плоскости, ограниченная окружностью … (круг)
  12.  Что обозначает цифра? ... (число)
  13.  Сколько носиков у двух пёсиков? … (два)

- Да, мы будем определять виды треугольников.

13. «Это интересно».

- Ребята, иногда говорят : «Смотрит под другим углом зрения».
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Хотите попробовать так посмотреть?

Слайд № 18 (Что видите?)

14. Игра «Танграмм»

- А сейчас я предлагаю вам применить умения сравнивать углы и фигуры. (На партах конверты с деталями игры)
- Вспомним правила работы в парах, чтобы выполнить это задание правильно и быстро.

Слайд № 19

(Дети выполняют задание самостоятельно в парах)

15. Задания на мышление и внимание.

- Вставьте картинки

Слайд № 20

Слайд № 21



Слайд № 22

Слайд № 23

Слайд № 24

Слайд № 25

Слайд № 26



Слайд № 27

16. Итог урока

Слайд № 28

 17. Самооценка

Слайд № 29

18. Домашнее задание «Головоломка»

Слайд № 30

Резерв «Логическая задача - сколько треугольников»