Развитие фонематического восприятия средствами игры

Разделы: Работа с родителями


Пояснительная записка

Почему не всем детям легко дается грамота? Дело здесь в природе нашего письма. Всякая письменная речь – это надстройка, своеобразное отображение, кодирование устной речи. И чтение есть ничто иное, как «озвучивание» графических значков. Видя такой знак, ребенок должен произнести то, что этот знак обозначает. А для этого в устной речи должны быть выделены соответствующие единицы. Наше современное звуко-буквенное письмо отображает звуковой состав устной речи. Чтобы пользоваться буквами, ребенок должен ясно представлять, что зашифровано в каждом из 33 графических значков.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работе по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два  компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, который формируется в период от года до 4-х, звуковой анализ - вторая ступень (после 4-х).

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

На этом этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить с помощью игр

.1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.
2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять действия под стишок.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Можно предложить ему ряд игр:

1. «Угадай,  чей голосок». Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (кошку, собаку, самолет). Ребенок угадывает

2. «Разведчики». Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.

Трехлетний ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. Используем следующие игры:

1. «Угадай, кто пришел», «Договори стишок». Подобрать потешки, считалки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук.

2. «Петрушка ошибается». В гости пришел Петрушка. Он просит научить произносить его слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки, удивляется и просит разъяснить ошибки.

По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

Предлагаем игры:

1.«Какие бывают слова?» Просим ребенка  назвать ласковые слова (солнышко), слова звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).

2. «Верни слово». Взрослый называет слово шепотом, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно. 

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения: «Найди себе пару», «В слове есть звуки?», «Шутки-минутки», «Звуковое домино», «Слова длинные и короткие».

1. «Найди себе пару». Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали, похоже: песок-носок.

2. «Слова длинные и короткие». Учим подбирать ребенка слова с малым и большим количеством звуков.

3. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, и мяч бросай — сколько звуков, называй». Логопед, бросая мяч, произносит слово.

Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

4. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Формирование фонематического восприятия не должно ослабевать на протяжении всех возрастных этапов.
Исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, подтверждено, что звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Эльконин Д.Б. писал: "От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии".

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Так купайтесь в океане звуков и наслаждайтесь их прелестным разнообразием!..

Список использованной  литературы.

1. Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха
2. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников-М.,1971г.
3. Лурия А.Г. Язык и сознание. – М.,1979г.
4. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия М.,2001г.
5. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у  дошкольников с нарушением речи.- //Дефектология,1986г.,№5.
6. Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. - М.,2006г.