Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о средневековом городе.
Задачи:
- выяснить причины и условия возникновения средневековых городов, установлении новых отношений, ценностей в условиях города;
- формировать общеучебные, интеллектуальные умения, наблюдения, слушания, классификация, обобщения;
- умение работать с документами.
Оборудование: учебник, текст документа «Из статута парижских ткачей шерсти», карта «Европа в XVI – первой половине XVII века»
Литература:
- Ведюшкин В.А.. История средних веков. Учебник. -М.: Просвещение, 2007.
- История средних веков. Сост./ Степанова В.А., Шевеленко А.Я. М.: Просвещение, 1988.
- Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992.
- Книга для чтения по истории средних веков. Сост./ Запорожец Н.А. М.: Просвещение, 1991.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводная беседа.
Учитель: Какую тему изучали на прошлом уроке?
Ученик: Средневековая деревня.
Учитель: Что нового узнали вы на прошлом уроке?
Ученик: Главное занятие в средние века – земледелие. Крестьяне были зависимы от феодала, несли повинности: барщину и оброк, объединялись в общину. Крестьяне были в большинстве неграмотны.
Учитель: Но кроме хлеба насущного человек нуждается в одежде, обуви, бытовых вещах, посуде, орудиях труда. Где и кто занимался изготовлением этих предметов?
Слайд 1
Учитель: Где жили эти люди? Сейчас одни люди живут в городе, другие в деревне. Всегда ли были города? Вам интересно узнать о средневековом городе?
Ученик: Да.
Учитель: тема нашего урока: «Средневековый город».
III. Изучение нового материала
Целевая установка:
Учитель: В ходе урока мы должны ответить на вопрос:
Слайд 2
Что нового внесли города в жизнь средневекового общества?
Учитель: Для этого в ходе урока мы будем работать с учебником, документом, иллюстрациями, совершим экскурсию в средневековый город.
Всегда ли существовали города? Первое, что выясним - это причины роста городов.
(Работа с текстом учебника, параграф 12, п. 1, 2-4 абзацы )
Учитель : В чем причина роста городов?
Ученик:
- Жизнь крестьян стала безопасней, крестьяне могли прокормить не только себя феодала, но и ремесленников.
- На всех не стало хватать земли, кому не хватало земли, мог заняться ремеслом.
Учитель: Где же возникали города? (работа с учебником С. 116)
Ученик: В безопасных и удобных местах.
Слайд 3, Слайд 4
По всей Европе возникали города, ранее всего в Италии, Южной Франции, Англии.
Слайд 5
Учитель: В поэме о Гильоме Оранжском говорится, что король дарит вассалу за верную службу улицу города, расположенного на королевских землях: «и рек король: «Я улицу тебе в Париже дам – одна из трех красивейших она. Ты на нее получишь все права.»
Учитель: Почему король мог сделать такой подарок феодалу?
Ученик: потому что, земля, на которой находился город, принадлежала королю.
Учитель: Какие выгоды мог получить феодал от владения улицей?
Ученик: Города приносили сеньору больше доходов, чем оброки крестьян.
Учитель: О какой проблеме говорит данный пример?
Ученик: Где бы город ни возникал: у моста, у стен монастыря – он возникал на земле феодала. Город приносил феодалу больше доходов, чем оброки крестьян. Поэтому феодалы защищали город от врагов, даровали привилегии.
Учитель: Со временем, окрепнув, города желали освобождения от власти сеньора. В ходе борьбы городам часто удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление.
Слайд 6
Учитель: Городское общество было неоднородным.
Прочитайте п. 3, с. 117 и распределите население города по группам, чем они различались?
(работа с учебником)
Ученик: среди жителей города выделялась знать, которая управляла городом, ремесленники, купцы и торговцы. Интересы их были различны
Учитель: А сейчас хочу предложить вам совершить экскурсию в средневековый город. Располагайтесь поудобнее. В ходе экскурсии попытайтесь найти ответ на вопрос:
«Были ли отличия средневекового города от деревни, если да, то какие? Было ли что-то общее?»
Подготовленный ученик-экскурсовод рассказывает, используя слайд, о средневековом городе.
Слайд 7
Экскурсовод:
«Сегодня мы побываем не в самом большом городе, а в городе с населением 10 тысяч человек. В первую очередь, обратите внимание, город окружен мощной стеной, из-за которой видны островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Каменные стены защищают город и символизируют его могущество и свободу. Стена делалась впритык к домам, так как строительство стены – дорогостоящее дело.
Проследуем далее за крепостные стены. Центр городской жизни- рыночная площадь. Здесь всегда шумно. Слышите, вот кричит венецианский купец , продающий товары с востока, а в том углу пристроился сирийский купец, продающий дамасские мечи. Немного посторонитесь, так как навстречу нам идет группа уличных музыкантов. А вот перед нами высокая башня с часами, это здание городского совета – ратуша. Она предмет гордости горожан, отличается богатым убранством, а городские часы – напоминание о необходимости ценить время, ведь время – деньги. Рядом с ратушей находится собор – главная церковь города.
Мы удаляемся от центра города, поэтому будьте осторожны. Вот видите, течет мутный ручей, это отходы, которые жители выливают на улицы города, ведь у них нет в домах канализации и мусоропровода. Если мы пройдем дальше, мы можем увидеть свиней, разгуливающих по улицам, ослов, кур. И вообще рискуем заблудиться, потому что нет названий улиц, номеров домов, а только различные изображения над входом, которые показывают принадлежность к профессии. Таким образом, мы познакомились с тем, что представлял из себя, средневековый город. Пора возвращаться назад. Спасибо за внимание.»
Учитель: А теперь ответим на вопрос: «Были ли отличия средневекового города от деревни, если да, то какие? Было ли что- то общее? »
Ученик: Был больше размерами, население было больше, дома в несколько этажей, горожане ценили время, часы на ратуше, занятия жителей другие.
Ученик: Общее было то, что разводили в городе животных, было грязно, не было канализации.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаем
И налево и направо ( поворот)
И, конечно же, кругом
Это правая рука,
Это левая рука,
Это правая нога,
Это левая нога,
Ах, наука нелегка!
Учитель: Молодцы, спасибо! Продолжим работу. А теперь заглянем в ремесленную мастерскую и ответим на вопросы.
Слайд 8
Учитель: Кто работал в мастерской?
Ученик: Хозяин мастерской, помощники-дети.
Учитель: Трудился ли хозяин мастерской?
Ученик: Да, потому что он в грязной одежде, фартуке, с орудиями труда.
Учитель: Какие признаки ремесленного производства мы видим?
Ученик: Изготавливается все вручную, всю работу от начала до конца выполняет или мастер, или подмастерье, производство небольшое.
Учитель: Для защиты от конкуренции, создания равных условий в производстве ремесленники создавали свои организации – цехи и их уставы.
(Работа с документом «Из статутов парижских ткачей шерсти» (XIII в.))
Учитель: Ответить на вопрос к документу. Какие стороны жизни регламентировали цеховые уставы?
Ученик: Сколько должно быть учеников, плата за обучение, во сколько начинать и заканчивать рабочий день, качество ткани.
Учитель: Для чего производили свои изделия городские ремесленники?
Ученик: На продажу.
Учитель: Как они приобретали продукты питания и сырья? Почему крестьяне не могли приобретать изделия ремесленников. Где они их покупали?
Ученик: Покупали на рынке у торговцев, купцов.
Ученик: Крестьяне не могли купить изделия ремесленника, потому что у них часто не было денег.
Учитель: Большую роль играли купцы.
Слайд 9.
Вы рыщете по волнам всех морей,
Вы посещаете края чужбины.
И вам, отцы вестей и новостей,
Краев земных всех ведомы судьбины.
Купцы, как и ремесленники объединялись в союзы – гильдии.
Рассмотрите карту на стр. 120 и выделите крупнейшие ярмарки и торговые пути, покажите их на карте у доски. (Работа с картой)
IV. Контроль усвоения знаний
Слайд 10
Учитель: Что же нового внесли города в жизнь средневекового общества?
Учитель: Что нового узнали на уроке, чему научились?
Вопросы в помощь
- в общественную жизнь
- в организацию управления
- в организацию хозяйства.
Ученик: Самоуправление в городе, производство на продажу, среди горожан больше грамотных людей, ценили больше время.
V. Рефлексия.
Что понравилось? Что не понравилось?
VI. Подведение итогов, выставление оценок.
VII. Д/З.
п. 12, выписать в словарь новые термины, подготовиться к словарному диктанту.
З. 3, с.126 ( письменно) для тех кому интересно, задание повышенной трудности.
Презентация – Приложение 1; Раздаточный материал – Приложение 2.