"Давай поговорим". Родительское собрание вместе с учащимися (8-й класс)

Разделы: Работа с родителями

Класс: 8


Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации, где мы делимся с родителями лучшим опытом работы и как построить отношения с детьми. Поэтому главная задача встреч родителей и педагогов это поиск совместных путей решения возникающих проблем.

Школьная жизнь убеждает нас в том, что собрания родителей только тогда достигают цели, когда есть понимание сторон, когда они проходят взволнованно, вызывают вопросы, добрую дискуссию, столкновение мнений и опыта, а родители, покидая собрание, продолжают его в коридоре, на улице и у себя дома. Достигнуть такого в своей многолетней работе у меня получилось не сразу и не за один год. Пробовались и практиковались разные формы проведения родительских собраний, но наиболее приемлемая и дающая хорошие результаты эта форма цепочки значимых событий. В начале года на первом организационном собрании проводим анкетирование родителей по планированию тем родительских собраний на учебный год. Исходя, из наиболее волнующих большую часть родительского коллектива тем, составляется тематика собраний, но всегда за две недели до проведения запланированного собрания проводим контрольное анкетирование, насколько эта тема остается актуальной на данном этапе. Вместе с родителями анкетируются и дети, что им интересно узнать, и как правило, очень много тем предложенных родителями и озвученных детьми пересекаются. Важным этапом родительского собрания является подготовительная работа к этому собранию, по намеченной теме проходят классные часы, деловые игры, диспуты.

Итогом такой работы служит то, что родительская явка на собрании составляет 85%-87%.

Видя, такую сплоченность и заинтересованность родителей в делах, ребята класса тоже очень дружны между собой, высокий уровень сформированности классного коллектива и благоприятная психологическая атмосфера в классе позволяет работать с учащимися на доверии и с минимумом конфликтных ситуаций.

Следует помнить, что кто владеет информацией о детях, тот владеет воспитательной ситуацией. Для воспитателя информация – профессиональный капитал, а где как не в общей деятельности с детьми и родителями мы можем почерпнуть эту информацию.

Мне хотелось бы предложить один из сценариев проведения родительского собрания, которое называется «Давай поговорим»

Цель собрания: сохранение психологического климата в семье через разрешение конфликтных ситуаций.

Задачи собрания:

  • Помочь родителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье, посредством деловой игры.
  • Через разыгрывание различных конфликтных жизненных ситуаций способствовать осмыслению этих ситуаций и путей выхода из них.

Форма проведения собрания: деловая игра.

Подготовительная работа к собранию:

  • Анкетирование родителей и учащихся класса по проблемам взаимоотношений в семье;
  • Проведение классного часа «Святая святых – родительский дом»;
  • Работа со школьным психологом по подготовке теоретического материала;
  • Работа с библиотекарем по подготовки выставки в классе по данной тематике;
  • Подготовка памятки для родителей;
  • Изготовление пригласительных листов для каждой семьи.

Количество заданий на этапе зависит от количества человек в классе.
Необходимо, что бы каждый был охвачен индивидуальным заданием.
За две недели до собрания в каждую семью раздаются пригласительные листы с темой собрания, временем и местом проведения.

Оборудование:

  • карточки из цветной бумаги по числу подгрупп;
  • плакаты с высказываниями знаменитых людей по данной теме.

ХОД СОБРАНИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня посвящаем наше собрание проблеме всех времен и народов, одной из самых древних проблем на земле, проблеме взаимопонимания между родителями и детьми. Ведь еще Сократ (470-399 гг. до н.э.) говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя».
Мы сегодня собрались для того, чтобы попытаться найти ответы на вопросы: можно ли решить проблему между родителями и детьми не доводя решение вопроса до конфликта, кто виноват в том, что мы часто попадаем в ловушки семейного общения?
В качестве независимых экспертов мы пригласили зам. директора по воспитательной работе Пономаренко Е.В. и школьного психолога Каримову А.В..
Они помогут нам, в обсуждении проблем, а так же будут следить за соблюдение отведенного времени для участников игры.
Итак, наша игра называется «Давай поговорим», а в каждой игре есть свой правила. Перед началом собрание вам и вашим детям были розданы цветные карточки, цвет вашей карточки совпадает с цветом карточки вашего ребенка, количество цветов соответствует количеству этапов игры.
В нашей игре будет 3 этапа, на каждом этапе будут предложены определенные задания. Сейчас я попрошу пройти за круглый стол участников у кого карточки красного цвета.

1этап: называется «Кто есть кто?» Всем взрослым участникам, нужно будет, сказать какой смысл они вкладывают в понятие «Ребенок – это…», а ребятам необходимо сказать по отношению к понятию «Родитель – это…». На все вам дается 5 минут, вы можете воспользоваться для записи листами и ручками, находящимися на столе.

Пока участники готовятся, поговорим о том какие вопросы и проблемы чаще всего родители, и дети просят помочь разрешить психологов, какие проблемы наиболее актуальны и совпадают ли они с теми проблемами, которые мы наблюдаем в нашем классе. Слово психологу Каримовой А.В.

Психолог: Прибегнем, к статистике, как оказалось в основе жалоб родителей наиболее распространенная на то, что сын или дочь ничем не хотят заниматься, ничего им не интересно кроме прогулок, музыки и увлечений молодыми людьми, превратили свою комнату в хлев, не хотят убирать за собой вещи, начали систематически лгать.
А подростки говорят о том, что родители не желают считаться с тем, что они уже выросли, достают своими мелкими придирками, желают контролировать с кем и как они проводят время. Именно эти «мелочи», по отношению к которым взрослые занимают часто диаметрально разные позиции, становятся источником многих по-настоящему серьезных конфликтов детей и взрослых. Это мешает нормальному семейному общению.

Ведущий: Время для первого задания у нас вышло, и давайте сейчас выясним для начала у наших участников, что вкладывают они в понятие «Ребенок» и в понятие «Родитель», может уже здесь кроется непонимание?

2 этап: называется: «Услышь и пойми меня»

Ведущий: За круглый стол приглашаются пары у кого карточки синего цвета.
Каждой паре будет предложено задание на карточке, которое мы подготовили заранее. Вам нужно будет прочитать ситуацию и попытаться найти выход из данной проблемы, можно обращаться в зал за помощью, но итоговый ответ должен дать участник. На обдумывание ситуации 3 минуты на обсуждение 5 минут на каждую пару.

Задания для участников

1 пара:

Ситуация для родителя: Вас очень беспокоит новая компания вашего ребенка. В последнее время он стал хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, и вдобавок ко всему от него стало пахнуть табаком. Что вы предпримете, какие аргументы приведете, чтобы ребенок услышал и понял вашу обеспокоенность, данной проблемой.

Ситуация для ребенка: Родителям не нравится ваша новая компания, они очень обеспокоены вашими поздними приходами домой и предполагают, что вы начали курить. Как вы сможете объяснить эту ситуацию родителям, что бы они перестали переживать и волноваться?

2 пара:

Ситуация для родителя: Дочь очень просится пойти с подругами на дискотеку. Причин не отпускать ее у вас не было, но вы напомнили ей, что она должна вернуться не позднее назначенного вами времени. Дочь пришла намного позже. На вопрос, как она шла одна ночью, дочь ответила, что ее проводил парень и волноваться не нужно, так как он уже взрослый. Ваши действия?

Ситуация для ребенка: Родители отпустили вас с подругами на дискотеку, попросили прийти в назначенное время, но вы пришли далеко за полночь. На вопрос родителей, как вы шли ночью одна, вы ответили, что вас проводил взрослый парень…
Вам предстоит вступить в дальнейший диалог с родителями, аргументируя свое поведение.

3 пара:

Ситуация для родителя: Ваш сын собирается на День рождение к девочке и просит у вас деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Вы считаете, что такой подарок дарить не уместно, ваши доводы…

Ситуация для ребенка: Вы приглашены на День рождение к девочке, которая вам очень нравится и вы решили произвести на нее впечатление, подарив дорогой подарок. Ваши родители против, а у вас нет своих денежных средств. Попытайтесь договориться с родителями…

4 пара:

Ситуация для родителя: Вы возвращаетесь домой раньше обычного и уже на лестнице слышите громкую музыку, понимаете, что веселье происходит в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы еще немного повеселимся?!» Ваши действия?

Ситуация для ребенка: В отсутствии родителей вы пригласили к себе домой друзей, с которыми вы веселились под громкую музыку. В разгар веселья вернулась с работы мама. Но вам так весело и хорошо, что вы просите у мамы еще повеселиться. Как вы думаете, какой вам предстоит разговор с мамой, и как вы аргументируете свое поведение?

3 этап: называется: «Ты чудо»

Ведущий: За стол приглашаются участники у кого карточки оранжевого цвета.
Вам сейчас предстоит составить хвалебную оду вам ребята для родителей, каждому родителю для своего ребенка. Она должна состоять не менее чем из 10 пунктов и восхвалять лучшие качества. В вашем распоряжении 5 минут на написание и 2 минуты на прочтение. Вы можете воспользоваться ручками и листами бумаги, которые лежат перед вами на столе.
Пока работают пары, мне хотелось бы опять дать слово психологу.

Психолог: Сейчас я вам хотела бы раздать памятки, в которую мы включили 3 формулы американского психолога Джеймса Добса в помощь родителям подростков, чтобы между ними оставался контакт:

1 формула: «Держать на открытой ладони» (оказывать поддержку ребенку и лишний раз не зажимать)

2 формула «Будьте рядом, но не вмешивайтесь» (доверие и приобретение ребенком своего жизненного опыта)

3 формула «Если любишь кого, отпусти и его. Если не вернется он к тебе, то он никогда твоим не был» (Любви без свободы не бывает).

Ведущий: Ну а сейчас слово предоставляется нашим участникам и пусть первыми зачитают свои оды ребята.
Каждый из ребят начал зачитывать слова восхищения и благодарности своим родителям. Обстановка в зале достигла эмоционального единения, у мам и у девочек на глазах слезы, отцы и мальчишки нахмурились. Мамы так расчувствовались, что не смогли прочесть до конца свои оды.

Подвести итог собрания хотелось бы словами поэта Э.Асадова:

Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».