Методическая разработка на тему "Личностно ориентированный подход в системе взаимодействия базового и дополнительного образования предметов художественно-эстетического цикла"

Разделы: Музыка


В современной общеобразовательной школе, где в настоящее время апробируются новые программы, технологии, внедряются новые системы преподавания, учителю музыки предоставляется возможность не просто преподавать в рамках новых учебных стандартов, но быть буквально творческим идейным генератором, который вовлекает ребят разных возрастов в удивительный мир творчества. Не желая оставаться “просто музыкантом”, многие учителя музыки увлечены преподаванием предмета МХК в старших классах, ведут обширную внеурочную деятельность в системе дополнительного образования, проектной деятельности. Возможно ли одному человеку совместить все эти разнообразные виды деятельности? Не может ли получиться так, что от подобного “разброса” будет страдать качество базовых предметов, либо конечный результат кружковой работы?

Безусловно, в этом случае, педагогу предметов эстетического цикла необходима гибкая система, которая смогла бы объединить все виды деятельности. Конечно, в школах, имеющих большой контингент учащихся, легче объединить усилия всех педагогов; конечно, такие системы уже сложились в школах, где широко развито дополнительное образование, где множество кружков уже объединились по секциям или направлениям. А как же быть в этой ситуации учителю самой обычной небольшой общеобразовательной школы? Попробую поделиться собственным положительным опытом, который уже дал свои результаты.

Являясь педагогом, преподающим предметы эстетического цикла (Музыка и МХК), Серебрякова Н.В. руководствуется основными требованиями к художественно-эстетическому образованию в школе, внедряет новые методы и приёмы на уроках музыки и МХК, развивая и укрепляя полученный результат на занятиях по дополнительному образованию. Полноценное эстетическое развитие каждого школьника – это необходимое требование к воспитанию гармоничной личности, и в преподавании предметов сферы “Искусство” преобладает личностно-ориентированный подход. <Приложение 1. Слайд 1.> При этом педагог акцентирует своё внимание на своеобразии личности каждого школьника, его неповторимости. Данная система преподавания помогает добиться положительных результатов в повышении интереса школьников к предметам сферы “Искусство”, т.е. к предметам гуманитарно-эстетического цикла.

Приложение 1.

Понятно, что каждый педагог в своей работе ориентируется на выполнение государственного стандарта Российского образования. В Государственном стандарте цели для общего и дополнительного образования каждому педагогу известны: освоение знаний, развитие, воспитание, формирование умений, навыков, применение полученных ЗУНов на практике, социализация личности (т.е. возможность применения полученных знаний, умений, навыков в общественно-производственной деятельности.) <Приложение 1.Слайд 2.>

Цели диктуют выполнение определённых образовательных задач: развитие содержания, форм, методов обучения; развитие индивидуальных способностей, формирование духовно-развитой личности через внедрение новейших технологий, развитие умений и навыков. <Приложение 1. Слайд3.>

Городская целевая программа развития образования определяет структуру системы современного образования. Не получится ли так, что в рамках чётко прописанных стандартов потеряется сама идея жажды творчества?

Художественно-эстетическое образование, составляющее неотъемлемую часть общей культуры человека, формируется не только в структуре общешкольного образования через образовательный минимум – урок, но и в рамках внеурочной развивающей деятельности, которая должна обеспечить исследовательски-поисковую и творчески-продуктивную деятельность. Важным подспорьем педагогу здесь выступает дополнительное образование. <Приложение1 Слайд 4.>

Однако требования, предъявляемые, к основному образованию и дополнительному образованию потребуют от педагога высокой компетентности.Возможно ли всё это совместить без ущерба качеству преподаваемым предметам? Судите сами! Новые требования к основному образованию на период 2009-2011г. таковы:

- построение современной модели образования;

- развитие вариативности и свободы выбора образовательных траекторий;

- внедрение технологий системно – деятельного, ориентированного подхода к формированию компетентной личности (информационных, коммуникативных, самоорганизационных, самообразовательных.);

к дополнительному образованию:

- обеспечение качества, доступности и эффективности;

- обновление содержания и организационных форм;

- создание творческой образовательной среды. <Приложение 1. Слайд 5>

Единство целей базового и дополнительного образования диктует потребность в их тесном взаимодействии (интеграции). Потребовалось формирование единого пространства эстетического образования, объединяющего формы урочной и внеурочной деятельности. Тогда единой целью такого формирования будет являться создание общеэстетической среды школьного образования. Принимая за основу личностно-ориентированную педагогику, через преемственность урочной и внеурочной деятельности, используя современные инновационные технологии, характерные для предметной области “Искусство” (социоигровую, художествнную, технологии ИНЛОККС, ИКТ и др.), можно создать среду, представленную музыкально-драматическими видами искусств, где происходит самоопределение, социализация личности.

В условиях такой творческой единой среды можно добиться реализации задач:

- создание оптимальных условий для индивидуального развития личности, способной к самоопределению и дальнейшей социализации;

- приобретение школьниками опыта эмоционально-личностных отношений;

- развитие творческого потенциала личности в процессе познания духовно-нравственной сущности искусства;

- повышение роли художественного творчества в становлении детского коллектива;

- обновление содержания через использование методик и технологий, новых форм организации художественно- педагогического процесса (ИКТ, музейная и т.д.) <Приложение 1. Слайд 6>

Сформировать такую единую эстетическую среду можно разными способами, например, через музыкально – драматический проект, в котором задействованы возможности основных предметов сферы “Искусство” и возможности дополнительного образования. Через создание такого проекта дети должны получить определённые знания, выработать ряд умений и навыков. <Приложение 1. Слайд 7>

Этапы создания музыкально-драматического проекта.

I. Исходной точкой должно послужить формирование исполнительских навыков детей.

Важность самостоятельного исполнительства отметил ещё И.Стравинский. Он писал: “Современные способы распространения музыки механическими способами приведут к равнодушию…. и возможности испытывать сколько-нибудь сильные впечатления”.

Легче всего этого добиться на раннем этапе: <Приложение 1. Слайд 8>

На уроках музыки через образно-ассоциативную разновидность социоигровой технологии, различные игры с последующей рефлексией “Придумай и ответь”, “Угадайка”, “Разыграй песню” формируются начальные музыкально- певческие, интонационно-слуховые, моторно-двигательные навыки через оздоровительную хореографию.

Дети знакомятся с лучшими образцами инструментальной, вокальной музыки, хореографического искусства; погружаются в эпоху и стиль исполняемых произведений; осваивают простейшие музыкальные компьютерные программы. Процесс обучения с помощью игровых форм обеспечивает усвоение учебного материала и тесно связан с практической реализацией возможностей ребёнка и максимально облегчён контроль изученного со стороны педагога. <Приложение 1. Слайд 9>

Результат одинаково ценен и для юного исполнителя, и для тех, кто будет оценивать этот результат: ученики и педагог. Но, чтобы получить достойную оценку со стороны окружающих, ученик сам должен уметь оценивать свои возможности. < Приложение 1. Слайд 10> Технологии художественно-эстетического цикла отличаются доступностью и позволяют включить в активную деятельность учащихся, испытывающих трудности на других предметах и, безусловно, являются здоровьесберегающими. <Приложение 1. Слайд 11.>

II. На уроках МХК формируются более глубокие знания о видах искусства, активизируется самостоятельная исследовательская поисковая и творчески-продуктивная деятельность. Школьники определяют для себя наиболее интересные виды познавательной деятельности, выполняя творческие работы. Здесь, безусловно, возрастает роль информационных технологий, которые используются и при подаче нового материала, при закреплении, повторении, контроле. Возрастает роль музейной педагогики и образно - ролевой импровизации, проектной деятельности. <Приложение 1. Слайд 12.>

Также определяющая роль отводится театральной педагогике. Учёные утверждают, что объединение музыки и театра в единый процесс способствует снятию напряжения, помогает сделать урок увлекательным и наполняет его новым смыслом. Роль “учителя-режиссера” в данном случае не в том, чтобы научить двигаться и говорить, а раскрыть внутренний потенциал к осмысленному действию. Что характерно, интерес у учащихся к предметам художественно-эстетического цикла возрос с применением театральных технологий. <Приложение 1. Слайды 13,14.>

III. Дальнейшим этапом становится осознание школьником своей направленности и поиска её области применения. Учащиеся выбирают творческий коллектив, где, на их взгляд создан тот коллектив единомышленников, в котором индивидуальные качества данного ученика могут раскрыться во всей полноте. Здесь помогает дополнительное образование, предлагая школьникам следующие возможности:

<Приложение 1. Слайд 15.>

А) в ансамбле русской песни, в процессе развивающего и дифференцированного обучения, происходит дальнейшее совершенствование вокально-исполнительских навыков и формирование певческого голоса через фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, вводятся новые дисциплины (постановка номера, сценическое движение, игра на музыкальных инструментах, пластика), развивается ладо - высотный слух, оттачивается выразительность движений. <Приложение 1. Слайд 16>. Первоначально роль занятий дополнительного образования сводилась к вокальному творчеству, как к наиболее доступному виду самовыражения личности. Такая форма помогала учителю легче приобщить детей к традициям национальной русской культуры, что особенно важно в наше время, когда американизация культуры “вымывает” из памяти новых поколений традиции прошлого

Б) в мюзикл-студии “Каприс” развивается художественно-речевая и театрализованная деятельность, пополняются знания по режиссуре и драматургии, преподаются навыки работы со звуковой и световой техникой, искусство грима, дизайну и декоративно-оформительской работе, постановочной хореографии. < Приложение 1. Слайд17>

Почему мюзикл, а не классический театр? Популярность этого жанра в последнее время очень возросла, а разрекламированные конкурсы вокалистов привлекают детей к певческому искусству. Педагогу музыки через увлечение мюзиклом можно привлечь детей к более серьёзному искусству, что и происходит на самом деле – возрос интерес детей к классическим постановкам, повысилась посещаемость театров детьми и их родителями. Посредством этого искромётного вида искусств, происходит формирование правильной эмоционально-коммуникативной деятельности ребёнка: через первичное знакомство, к серьёзному анализу произведения, а от него к изобразительному искусству через желание самовыражения совершается погружение в атмосферу исследуемой эпохи. Так, например, при постановке спектакля по сказке Л.Филатова “Любовь к трём апельсинам” дети узнали много нового об итальянском театре Возрождения и на практике уяснили для себя особенности этого театра (типажи, игру в масках, любовную интригу, основанную на случайности, ведущая роль масок-слуг и т.д.). <Приложение № 2. Афишы к спектаклям>. Так, через погружение в эпоху и непосредственное участие в творческом процессе, ребята в игровой форме приобрели для себя новые знания. Дети начинают воспринимать сюжет и героев пьесы, как реально существующих на самом деле, значит, они становятся соавторами пьесы. В авторских пьесах открыт простор детскому творчеству и сотворчеству педагога и ученика. Итогом такого сотрудничества (результатом) является постановка музыкальных спектаклей и мюзиклов (“Вечера на хуторе близ Диканьки на новый лад” (спектакль-интерпретация), “В поисках трёх апельсинов” (трагикомедия Возрождения), “Великие и ужасные приключения ханской дочери” (комедия), “В погоне за удачей” (водевиль) и др.). < Приложение 1.Слайд 18 >. Также это организация концертной, благотворительной, конкурсной деятельности, т. е. непосредственная апробация полученного опыта творчески-продуктивной деятельности в определённом социуме. <Приложение 1. Слайд 19>.

Дятельность мюзикл - студии непрерывно расширяется: вовлекается всё большее количество детей независимо от их возрастных и психологических особенностей, варьируется и становится более разнообразным спектр деятельности студии.

Поскольку ГОУ СОШ № 1931 входит в Ассоциацию школ, работающих под патронажем Международного института чтения им А.А.Леонтьева, и использует в своей деятельности технологии ИНЛОККС (информационно-логические, ораторские и коммуникативные навыки), то мюзикл-студия выполняет задачи в эстетической сфере посредством формирования и развития речевых, творческих и коммуникативных навыков детей. Такая взаимосвязь предметной и кружковой работы полностью соответствует заявленному статусу школы: “Школа, где процветает грамотность”. Перевоплощение под воздействием искусства активизирует творческие способности ребёнка (воображение, фантазию, внимание, ассоциативное мышление, раскрывает путь к свободному проявлению своих мыслей и чувств). Потребовалась стройная система тесной взаимосвязи предметов эстетического цикла с занятиями в студии. Здесь была необходима преемственность теоретического материала с практическим творческим воплощением. Закономерным процессом такого тесного взаимодействия явилось то, что наметились весьма ощутимые позитивные результаты. Отталкиваясь от системы взаимодействия базового образовательного уровня с дополнительным образованием в сфере драматургии, вокала, сценического мастерства можно выявить закономерный результат – высокая оценка деятельности учащихся и педагога в окружающем социуме. А это так здорово, когда ребёнок видит результат своей творческой деятельности и чувствует одобрение зала! <Приложение 1.Слайд 20>.

Так, при сочетании основного образования и дополнительных занятий при соответствующем использовании инновационных технологий, школьник получает недостающие компоненты саморазвития, что указывает на продуктивность такой интегрированной системы. В таком синтезе процесс обучения перестаёт быть каждодневной обязанностью, он перерастает в увлечение, происходит целенаправленный процесс формирования интересов личности, а значит, происходит самопознание своего “Я”. Поэтому так важно оптимально организовать процесс, в котором будут сделаны акценты на нравственных, этических, моральных ценностях окружающего мира. Тогда целью такой интеграции базового и дополнительного образования будет проверка модели единого учебно-воспитательного процесса. Поскольку в преподавании предметов эстетического цикла присутствует полихудожественный подход (т.е. изучаются все виды искусства в их взаимодействии или противоречии), то закономерным продолжением образовательного процесса на уроках является творческая деятельность учащихся, но с учётом выбора того вида искусств, который наиболее интересен ребёнку в данный момент. Таким образом, не нарушается преемственность в преподавании предметов основного и дополнительного образования. Абстрактные знания становятся для детей личностно значимыми, дети получают мощное эмоциональное подкрепление своим знаниям, мобилизуются творческие способности учащегося, о которых он, может быть, и не знал, а тем самым, повышается интерес к предметам эстетического цикла. Так, дети, занимающиеся в ансамбле и студии, более ответственно относятся к темам, которые ранее ими воспринимались поверхностно.

Для реализации всех задуманных проектов для учителя и ученика очень важна образовательная среда, будь то учебный кабинет, актовый или репетиционный зал. Такая среда создана и способствует повышению интереса ребят к выбранному ими виду продуктивно - познавательной деятельности. <Приложение 1.Слайд 21>.

Конечно, ребятам очень хотелось поделиться успехом со многими людьми.

Так появились первые публикации. <Приложение 1.Слайд 22>.

Через совместное творчество опыт одного ребёнка выходит за рамки привычной социальной среды. Так, мечта о дальних странах воплотилась в реальность. В 2007 г. воспитанники творческих коллективов посетили финские и шведские школы с концертами. В финском городе Турку дети выступали в школе “Катарина”, где обучаются простые ребятишки и дети с ограниченными возможностями. Творческая поездка в Финляндию и Швецию по обмену опытом показала, что “язык музыки, песни и танца понятен всем без перевода”. И, действительно, каждая песня, каждый номер кружковцев воспринимался на “ура”! <Приложение 1.Слайд 23>.

Деяте льность творческих коллективов и педагога была отмечена грамотами, благодарственными письмами, дипломами, а для детей очень важно поощрение и объективная оценка их творческих стараний. Ведь это создаёт стимул для дальнейших побед, придаёт ощущение уверенности и значимости своего труда.<Приложение 1.Слайд 24>.

Педагог не отделяет себя от детского коллектива, ведь их заслуги – это и моё творчество, мой труд. Для меня детский творческий коллектив – это коллектив ярких личностей, непохожих, таких разных, но таких близких по духу.<Приложение 1.Слайд 25>.

Данная система – не панацея и каждый учитель сам определяет то “главное”, ради чего он приходит каждый день в школу. Для меня главное в моей работе – уметь видеть в каждом ребёнке личность и помочь этой личности распахнуть свою душу навстречу творчеству.<Приложение 1.Слайд 26>.

Наверное, “объять необъятное” никому не по силам, но собственный опыт доказывает, что возможно быть учителем музыки, МХК, педагогом дополнительного образования, творить в рамках строгих стандартов и помогать творить детям, не забывая, что каждый отдельно взятый класс – это не абстрактное поле для новейших экспериментов, а единство непохожих уникальных юных личностей!

Афиши к спектаклям.

Список литературы.

  1. Барышников Е.Н. “Модель воспитания: полицентрический подход”. Научно-методический журнал “Наука и практика воспитания и дополнительного образования” №2. Москва.2008 г.
  2. Е.М.Смекалова. “Дополнительное образование детей в школе”. ACADEMIA АПК и ППРО. Москва.2008 г.
  3. Гаврилин А.В. “Гуманитарная парадигма педагогики”. Научно-методический журнал “Наука и практика воспитания и дополнительного образования” №2. Москва.2008 г.
  4. Шамова Т.И., Шклярова О.А. “Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе”. Научно-методический журнал “Наука и практика воспитания и дополнительного образования” №1. Москва.2008 г.