Красная книга России, знакомство с отдельными животными и меры их охраны

Разделы: Начальная школа


Цели: Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены, развитие внимательного отношения к природе, формирование правильного поведения в отношении окружающей среды.

Оборудование: мультимедийный проектор (фотографии редких животных, схемы «Правила поведения в природе», кроссворд )

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, цели урока: Ребята, посмотрите на экран (слайд 1): как прекрасен этот мир! Богата и разнообразна природа, которую вы видите на экране. Но сегодня этот мир оказался в большой опасности. Все эти животные и птицы занесены в Красную книгу, они все могут исчезнуть с лица земли. Сегодня на уроке мы попробуем найти способы, как помочь этим животным.
  3. Чтение стихотворения:
  1. Ученик: Ты видел, в лебедей стреляли?
    Скажи, а если б птицы знали
    И если б только понимали,
    Что их полет прощальным будет,
    Их на заре подстрелят люди,
    Скажи, они бы не летали?
  2. Ученик: Наверно, даже если б знали
    И даже если б понимали,
    То все равно б взмывали высь.
    Ведь небо – это их стихия!
    Ведь небо – это их свобода!
    Ведь небо – это вся их жизнь!
  3. Ученик: А в небе стая журавлей.
    Так грустно над землей кружится.
    Земл... Скажи, что стало б с ней,
    Когда б на ней умолкли птицы?
  4. Ученик: Тогда бы мертвым стало небо.
    И – тишина в пустых лугах,
    И, может быть, колосья хлеба
    Не колосились бы в полях.
    И на полях уж не грачи,
    А стаи черной саранчи.
  5. Ученик: Я не хочу такого мира,
    Где все так серо и уныло...
    Опомнись, вздрогни человек!
    Перед природой ты в долгу,
    И славен будет пусть твой век
    Травой душистой на лугу.
    И трелью птиц веселой, звонкой.
    И шумным плеском родника
    И синим глазом василька...

Учитель. Многие животные на нашей планете вымирают по вине человека. И появилась необходимость по спасению животного и растительного мира. Так в 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Задачей которого было выявление видов животных и растений на грани исчезновения. Так была создана Красная книга. Она необходима для организации исследования за состоянием этих животных, для разработки и осуществления, особых мер по их охране, восстановлению.

Почему, как вы думаете, эта книга называется красной? Красный цвет - это сигнал опасности. Красная книга информирует нас, какие растения и животные в опасности. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

- Ребята, почтальон принес нам письмо. Давайте прочитаем, что в нем написано.

Животные прислали нам жалобы.

(слайд 2)Жалоба 1. Белый медведь.
Я живу на островах северного ледовитого океана. У меня в природе нет врагов, но я - исчезающий вид, т.к. люди охотятся на меня из-за моей красивой и теплой шкуры. Помогите!

- Ребята, как помочь белому медведю? (Ограничить охоту на белых медведей.)
(слайд 3) Жалоба 2. Зубр.
Люди вырубают леса, и практически не осталось крупных лесных массивов, где бы я мог находиться в безопасности от воздействия человека. Помогите!

- Ребята, как помочь зубру? (Сократить вырубку леса.)

(Слайд 4) Жалоба 3.
Я - обыкновенный подкаменщик. Меня человек не употребляет в пищу. Но мой вид стремительно исчезает. Потому что я люблю только чистую воду и не могу жить в загрязненных реках. Помогите!

-Ребята, как помочь подкаменщику? (Предотвратить загрязнение рек.)

(Слайд 5) Жалоба 4.
Я - шмель изменчивый. Люблю летать над прекрасным цветущим лугом. Но распашка земель и обработка угодий пестицидами губят луга. А при этом и меня. Помогите!

- Ребята, как помочь шмелю? (Необходимо ограничить применение ядохимикатов)

Физминутка

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратновозвращались.

(Слайд 7) А этим животным мы уже не сможем помочь, потому что они вымерли. В средние века на территории России обитали большие, сильные животные – туры. Эти дикие быки были желанным трофеем для любого охотника. Охота на них приравнивалась к военному подвигу. Однако уже в XVI в. численность этих животных стала резко сокращаться. Для их сохранения были даже созданы царские указы. Но cпасти туров не удалось, в 1627г. погибло последнее животное.
Тарпан - вымершее животное. Русские переселенцы, распахивая степи, оставляли тарпанам все меньше и меньше мест для жизни, коровы и лошади занимали их пастбища и водопои. Последний из них умер в 1918г.

Вряд ли когда-нибудь удастся воссоздать тура или тарпана. Но у человека есть возможность спасти сотни других видов животных, которым грозит гибель. Самая большая удача, когда животные покидают страницы Красной книги. В 1998г. впервые за время существования Красной книги России из нее были исключены некоторые животные, которые считаются спасенными от исчезновения. Среди них белощекие казарки, розовая чайка.

(Слайд 6) Давайте вспомним экологические правила.

Итог.
- Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.

  1. Это - парнокопытное животное, обитающее в больших лесах. (Зубр)
  2. Это - животное с красивой белой шерстью. (Медведь)
  3. Сигнал опасности. Красный)
  4. Это насекомое любит цветы. (Шмель)

Помните. Беречь нужно и тех животных, которые не занесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.