Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Русский язык


Работа в учебном заведении инновационного типа требует от учителя постоянного методического совершенствования и овладения новыми техническими средствами. Применение новых информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогу выполнять работу быстро, качественно, эффективно:

  • планировать и анализировать;
  • систематизировать и обобщать;
  • проводить диагностику;
  • выполнять оформительскую работу.

Информационные технологии, которые применяю в работе, можно систематизировать, выделив, пять направлений:

  1. Использование ИКТ на уроках и элективных курсах.
  2. Использование ИКТ во внеурочной деятельности.
  3. Использование ИКТ в методической работе.
  4. Использование ИКТ в работе с классным коллективом и родителями.
  5. Использование ИКТ в создании оборудования для кабинета.

Использование ИКТ на уроках и элективных курсах.

Компьютерная деятельность на уроках русского языка, литературы и элективных курсах ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Как органично ввести электронную технику в структуру урока, не нарушив при этом общей логики?

На мой взгляд, учащимся интересны уроки, на которых применяются:

  1. Презентация: проектов, дидактического материала, тестов, схем, таблиц, картин, проблемных вопросов.
  2. Диагностика ЗУНов учащихся с использованием программ (тестирование).
  3. Мультимедиа-ресурсы:
  • электронная библиотека;
  • аудиокниги;
  • электронные словари;
  • видеофильмы (художественные, научно-популярные);
  • электронные энциклопедии;
  • репродукции картин;
  • виртуальные экскурсии;
  • классические музыкальные произведения.

Презентация.

Внедрение информационных технологий в урок способствует повышению интереса к предмету и качества обучения учащихся. В своей работе использую компьютерную программу Microsoft Power Point, которая позволяет создавать презентации к урокам. Урок-презентация стимулирует и мотивирует учеников более серьёзно и глубоко изучать предмет, участвовать в исследовании проблемы, в эксперименте, самостоятельно осуществлять самопроверку, самоконтроль, самоанализ, самооценку по образцу ответов и критериям.

Использование на уроке компьютера и мультимедийного проектора позволяет экономить время на разных этапах: проверка домашнего задания, актуализация знаний, повторение, изучение нового, закрепление изученной темы, проверка самостоятельной работы (самопроверка, взаимопроверка); демонстрировать учащимся богатый наглядный материал, дать возможность насладиться шедеврами классической музыки.

Информационно-коммуникационные технологии сочетаются на уроках с технологиями:

  • проблемного обучения;
  • педагогической мастерской построения знаний;
  • технологии исследовательского и проектного обучения;
  • здоровьесберегающими технологиями;
  • личностно ориентированными технологиями.

Мною накоплен опыт работы в интеграции данных технологий с ИКТ и применения их на уроках русского языка и литературы. Среди них такие уроки:

«Междометие как часть речи»

«Роль обращений, вводных слов, междометий в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

«Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

«Роль наречий в тексте».

«Подготовка к сочинению «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

Пример урока-презентации с технологией проблемного обучения.

Тема урока. Междометие как часть речи.

Технология. Проблемное обучение, исследовательская деятельность.

Цели урока.

  1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала о междометиях через исследовательскую работу с использованием компьютера.
  2. Создать условия для развития у школьников умений анализировать текст через комплексную работу с текстом в индивидуальной, фронтальной форме.
  3. Способствовать развитию речи учащихся через работу с текстом, устные ответы учащихся, выразительное чтение.
  4. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через фронтальную работу, работу в парах и учебный материал.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Речевая разминка.

(На экране текст Е. Измайлова «Слово Ох и слово Ах…» – презентация, слайд №1. Отрабатываются навыки выразительного чтения текста, выполняется его анализ.)

Учитель. Предлагаю наш урок начать с речевой разминки и поработать с текстом Е. Измайлова «Слово Ох и слово Ах…», который поможет при изучении новой темы.

Задания к тексту.

  1. Прочитайте стихотворение выразительно.
  2. Докажите, что перед вами текст.
  3. Озаглавьте текст.
  4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

3. Повторение изученного.

Задание. Выпишите из текста частицы, укажите их разряд.

(Учащиеся проводят самопроверку по образцу – презентация, слайд №2, который проецируется на экран через три минуты, выставляют отметки по критериям.)

Учитель. Работая с текстом, мы вспомнили ранее изученный материал, который пригодиться нам на уроке.

4. Актуализация знаний.

Учитель. Тема нашего урока «Междометие как часть речи». (Целеполагание, мотивация)

Скажите, ребята, на какие группы делятся все части речи?

(Таблица «Самостоятельные и служебные части речи» – презентация, слайд № 3. Ученики вспоминают все части речи в их системе, используя таблицу.)

5. Самостоятельная работа.

Учитель. Дайте общую характеристику самостоятельных и служебных частей речи. (Охарактеризуйте с точки зрения лексического и грамматического значения, синтаксической роли).

(Через 3 минуты сравниваем ответы учащихся с ответами, приготовленными на слайде № 4.)

Учитель. Вспомните схему частей речи, что вы можете сказать о междометии?

(Учащиеся отмечают, что междометие стоит особняком, не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи).

6. Этап изучения нового.

Учитель. Я предлагаю вам выполнить небольшую исследовательскую работу, которая поможет ответить на главный вопрос урока:

Почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?

(Текст для исследовательской работы и вопросы к ней на слайде № 5.)

Творческую исследовательскую работу учащиеся выполняют индивидуально.

Учитель. Ребята, давайте проверим, к каким результатам мы с вами пришли в ходе исследования.

7. Этап обобщения нового материала.

(На этом этапе используются слайды с № 6 - № 10.)

Учитель комментирует слайды, обобщая ответы учащихся.

Учитель. Междометия составляют особую часть речи, которая не входит ни в самостоятельные ни в служебные. Междометия – это слова, выражающие чувства, настроения и эмоции (слайд №6 – иллюстрации со звуковым сопровождением, примеры междометий);

  • содержащие побуждения, команду и приказ (слайд №7 – иллюстрации, примеры междометий);
  • служат для выражения речевого этикета(слайд №8 – иллюстрации, примеры междометий).

Междометия не изменяются, не являются членами предложения, в предложении выделяются запятыми, если произносятся с особой интонацией, то выделяются восклицательным знаком; междометия, образованные повторением пишутся через дефис (слайд № 9 – примеры).

Многие междометия являются многозначными, одно и тоже междометие может выражать разные значения (слайд № 10 – иллюстрации со звуковым сопровождением).

Стилистическое употребление междометий характерно для устной речи. В художественных произведениях междометия чаще всего используются в диалогах.

Делаем вывод: междометие не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, так как они не похожи на самостоятельные и служебные части речи, значительно отличаются от них.

8. Этап закрепления.

Учитель. Знания, которые вы получили самостоятельно, выполняя исследовательскую работу, помогут вам успешно справиться со следующей работой (слайд № 11 – задание на закрепление: текст А. С. Пушкина «Любопытный» и вопросы для анализа).

Перед вами текст и задания к нему. Прошу ответить на вопросы.

(Индивидуальный опрос).

Вывод: междометие является одной из особенностей разговорного стиля, помогает передать эмоциональное богатство.

9. Контрольное задание.

Учитель. Ребята, проверьте, как вы научились находить междометия в предложениях, в текстах (Упражнение 416).

Самопроверка по ключу к контрольному заданию (появляется слайд №12 – ключ и критерий оценок).

10. Итоги урока. Удалось ли нам ответить на главный вопрос урока? Оцените нашу работу.

11. Домашнее задание. (Дифференцированное, по выбору учащихся).

Упражнение 420 (Диалог на тему «Встреча друзей после летних каникул»).

Упражнение 419 (Списать предложения, расставить знаки препинания).

Создание лингвистической сказки на тему «Междометие».

Результаты урока. Презентация дидактического материала и ключей, таблиц, схем, рисунков на уроке позволила выполнить большой объём работы учащимся и учителю. Занимательный материал помог разнообразить урок.

Диагностика.

Компьютер приходит на помощь при осуществлении контроля знаний у учащихся. В практике работы есть опыт применения тестовых программ при проведении контрольных мероприятий и самостоятельных работах. Компьютерное тестирование обусловливает получение необходимой информации о каждом ребёнке индивидуально-личностного характера. Она позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка. С помощью программно-методических комплексов можно управлять процессом обучения каждого учащегося.

Решая вопрос о подтверждении повышения качества учебно-воспитательного процесса в результате применения информационных технологий, приведу пример описания эксперимента, проводимого в 7 классе.

Описание эксперимента.

Известно, что наречие с точки зрения морфологических и словообразовательных особенностей, а также правописания является одной из самых сложных для усвоения частей речи. Чтобы привлечь внимание учащихся к этой части речи, уроки русского языка проводились в компьютерном кабинете.

После изучения раздела «Наречие», учащимся был предложен диагностический тест на тему «Правописание наречий». Для диагностики использовался программно-методический комплекс «Семейный наставник». Главный программный модуль – «Наставник» – предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.

Этапы работы эксперимента.

На первом этапе учащимся был предложен диагностический тест в режиме «Контроль», с целью изучения ЗУНов. Тестирование помогло выявить затруднения учащихся в правописании наречий. Всего в тесте 51 задание.

1. По окончанию работы компьютер сообщает о том, сколько было правильных ответов, сколько допущено ошибок, выдаёт результат в процентах.

Диагностика

Список класса

Количество слов

Количество прав. отв.

Допущено ошибок

% ошибок

% качества

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Следующий этап – работа над ошибками. Выполняя её, учащиеся анализируют характер ошибок, составляют программу по устранению пробелов в знаниях. Работа над ошибками выполняется в режиме «Самоконтроль».

3. Коррекционные тесты помогли учащимся вспомнить орфограммы, на которые были допущены ошибки. Вновь выполнялась работа над ошибками. Коррекционным тестам предшествовала работа с учебником – повторение правил правописания наречий. Коррекция выполнялась в режиме «Самоконтроль».

4. Последний этап работы – повторная диагностика.

Результаты каждого ученика на каждом этапе работы фиксировались в таблицах. Учащиеся сами вносили данные, сравнивая новые результаты с предыдущими.

Такая диагностика позволила сравнить результаты качества обученности учащихся первого и второго диагностических тестов, результаты работы над ошибками и коррекционного теста.

В эксперименте участвовало 15 человек 7 класса.

Анализ результатов диагностики показал:

  • улучшили результаты диагностического теста – 12 учащихся (80%);
  • подтвердили результаты – 2 ученика (13%);
  • ухудшились результаты – 1 ученик (6%).
  • % качества обученности на начало эксперимента составил 76%,
  • на конец эксперимента – 81%.
  • Анализ результатов работы над ошибками и коррекции показал:
  • % качества обученности в работе над ошибками – 65%;
  • % качества обученности в коррекции знаний – 74%.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что диагностический тест, выполняемый с помощью программно-методического комплекса, помогает интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес к изучению орфографии и повысить уровень орфографической компетентности учащихся, что приводит к повышению качества знаний и успеваемости учащихся.

Опыт показывает, что важнейшими из условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к изучаемому предмету являются, во-первых, мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, во-вторых, их активные и сознательные действия, направленные на освоение теоретического и практического материала.

Мультимедиа-ресурсы.

  1. Электронная библиотека;
  2. Аудиокниги;
  3. Электронные словари;
  4. Видеофильмы (художественные, научно-популярные);
  5. Электронные энциклопедии;
  6. Репродукции картин;
  7. Классические музыкальные произведения.

Учитель-словесник к каждому уроку готовит целый «багаж» художественной и научно-популярной литературы: тексты, цитаты, высказывания поэтов, писателей, риторов, библиографические справки, наглядный материал.

В этом случае очень удобно иметь под руками электронную библиотеку в виде1-2 дисков, где можно найти разделы классической и современной литературы, фантастику, приключения, зарубежную литературу, древнерусскую, античную и многое другое.

Прекрасный источник прикосновения к искусству слова – это аудиокнига. На уроках учащиеся имеют возможность услышать тексты в исполнении актёров театра, а это позволит лучше понять содержание текста, проанализировать эпизод, интерпретировать текст. На уроках в 10-м классе уже звучали эпизоды из произведений «Мёртвые души», «Отцы и дети».

Электронные словари, энциклопедии, справочники позволяют разнообразить задания для учащихся, ускорить процесс поиска информации; помогают на уроке осуществить принципы научности и наглядности.

Коллекция репродукций картин дополняет уроки развития речи, с помощью изобразительного искусства и музыки можно иллюстрировать и сопровождать процесс чтения художественного произведения.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности.

  1. Кружки.
  2. Исследовательские работы.
  3. Проекты.
  4. Творческие работы.

Проведение кружковых занятий требует от учителя большой подготовки: методической и дидактической, чтобы сделать занятия интересными, познавательными, нужными. Карточки с заданиями, схемы, таблицы, лингвистические задачи, карточки дифференцированного характера – всё это можно изготовить на компьютере.

Без компьютера современному школьнику совершенно невозможно выполнить большой объём исследовательских работ, проектов, творческих работ на конкурс. Учителю, в свою очередь, удобнее осуществлять проверку вместе с учащимися, используя электронные носители (редактировать тексты, дополнять и анализировать).

У школьников повышается интерес к выполнению творческих работ, когда средством общения с учителем становится компьютер. Очень часто ребята 5, 6, 7 классов в исследовании ставят такую задачу: приобрести первоначальные навыки работы на компьютере. Работы становятся интереснее, богаче, если дополняются иллюстрациями, рисунками, схемами, таблицами, графиками. К защите исследовательской работы и проекта учащиеся создают презентации, чтобы получить высокие результаты на конференции.

Творческие конкурсы, сочинения, в которых школьники принимают участие, всегда сопровождаются положениями, где предъявляются определённые требования к материалам. Как правило, текст работы должен быть набран на компьютере, сопровождаться отзывом педагога. Работа направляется в бумажном и в электронном виде.

Использование ИКТ в методической работе.

Я руковожу методической лабораторией учителей гуманитарного цикла. Без компьютера моя работа превратилась бы в рутинную.

Учебный год начинается с составления плана работы методической лаборатории. В течение года составляются протоколы заседаний, справки, выполняется анализ контрольных работ. В конце года анализируется вся проделанная работа.

Компьютер помогает систематизировать материалы, хранить их в каталогах, папках, накапливать методический и дидактический пакеты документов. С помощью компьютера удаётся фиксировать и оценивать творческие достижения, отслеживать диагностику успешности, постепенно создавая «Портфель учителя».

Использование ИКТ в работе с классным коллективом и родителями.

  1. Портфолио учащихся.
  2. Проекты по воспитательной работе.
  3. Использование информационных технологий в оформлении праздника (работа над проектом «Электронный альбом «На память выпускнику»).
  4. Составление характеристик.
  5. Подготовка и разработка сценариев родительских собраний и классных часов.

Использование ИКТ в создании оборудования для кабинета.

  1. Изготовление дидактического материала.
  2. Создание таблиц, схем, конспектов, наглядного материала.
  3. Создание папок с текстами для анализа, с тестами, практическими и контрольными работами.

Обобщим основные моменты.

Преимущества новых технических средств очевидны:

  1. Повышение уровня мотивации учения.
  2. Экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большого количества учащихся.
  3. Создание условий для реализации творческого потенциала ученика.
  4. Выполнение большого объёма работы на уроке.
  5. Воспитание компьютерной культуры детей.
  6. Психологическая подготовка детей к «информационному» веку.