Использование ЭОР на уроках физики на примере обобщающего урока в 9-м классе по теме "Законы Ньютона"

Разделы: Физика


“Вы не можете научить человека чему-нибудь;
Вы можете только помочь ему понять это самому”
Галилео Галилей

Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.

В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных и коммуникационных технологий при обучении физике в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения ИКТ рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов.

Применение ИКТ дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в те физические процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Информационные технологии в обучении физике способствуют:

  • Интенсификации процесса обучения, увеличению доли продуктивной деятельности.
  • Расширению информационной и иллюстративной базы урока, повышение доступности учебной информации.
  • Дифференциации различной деятельности на уроке (возможность дифференцировать цели и задачи урока в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем обученности каждого учащегося; дифференцировать формы и типы учебной деятельности на уроке).
  • Обеспечению индивидуального подхода к каждому учащемуся в соответствии с уровнем его обученности, его пожеланий и мотивов.
  • Индивидуальному отбору контрольного материала, объективизации оценки знаний учащихся и повышению оперативности контроля знаний.
  • Развитию личности учащегося, самоподготовке учащихся к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

Тем не менее, ни одна образовательная технология не является универсальной и применимой в любых ситуациях. Очень часто применение ИКТ в обучении физике не целесообразно. Можно привести примеры данных учебных ситуаций:

  1. В течение всего урока (сообщение нового материала) учитель демонстрирует мультимедийный курс при объяснении, пользуясь рисунками, анимациями, а учащиеся читают текст, повторяющий текст учебника, на экране.
  2. Реальный физический эксперимент, самостоятельные наблюдения учащихся заменяются демонстрацией компьютерных экспериментов в тех ситуациях, когда возможно и целесообразно проводить именно реальные наблюдения (колебания математического маятника, движение тела по наклонной плоскости и т.п.).
  3. Живая речь, определяющий фактор коммуникативного поведения педагога, заменяется дикторским текстом, озвучивающим модели, анимации и определения в ЭОР.

Активная познавательная деятельность учащихся, возникающая при применении ИКТ в обучении физике, может возникать и протекать при соблюдении определенных условий, связанных с содержанием, формами и методами обучения.

Эффективность использования ЭОР тесно связана с методами использования интерактивных моделей. Интерактивные модели можно просто использовать для демонстрации физического процесса, явления, а можно использовать для проведения интерактивных экспериментов.

Полный уровень интерактивности международные эксперты характеризуют разнообразием реакций учащегося на многочисленные учебные запросы и расширением спектра способов взаимодействия. В таком режиме предполагаются манипуляции с объектами на экране, использование распознавания речи, применение имитационного моделирования, сложная навигация, адаптируемая компьютером к уровню текущих знаний пользователя.

Применение информационных технологий различается по уровням деятельности (таблица 4).

Таблица 4.

Уровень деятельности

Примеры действий учителя

Примеры действий учащихся

Пассивный

Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов

Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов

Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов

Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя

Деятельностный

Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ

Организация тестирования как у доски (коллективная работа, проектор), так и индивидуально, компьютерный класс

Выполнение лабораторных работ

Выполнение тестовых заданий и решение задач

Творческий

Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде

Самостоятельное исследование

Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного

Работа с ЭОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать новые виды учебной деятельности. В качестве примера рассмотрим урок с использованием ЭОР, интерактивных моделей, коллекции ЦОР:

Урок обобщения и систематизации знаний

Тема урока: Законы Ньютона.

Тип урока: урок обобщения, закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Структура урока: сообщение учащимся цели предстоящей работы; воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; выполнение учащимися различных заданий, задач; проверка выполнения работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; домашнее задание.

Вид учебного занятия: комбинированный урок с применением информационных технологий на уроке.

Цель урока: систематизировать и обобщить пройденный материал, закрепить знания, полученные по теме законы Ньютона, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности.

Образовательные задачи:

  • систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Законы Ньютона».
  • показать границы применения этих законов.
  • актуализация опорных знаний.

Развивающие задачи:

  • формирование способности преобразования учащимися способов своей деятельности;
  • способствовать формированию научного мировоззрения на основе классической механики.

Воспитательные задачи:

  • развитие памяти, логического мышления, умения анализировать, обобщать и применять изученный материал.

Оборудование к уроку:

  • ЭОР «Электронные образовательные ресурсы»,
  • ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий»,
  • презентация к уроку по теме,
  • проектор,
  • экран,
  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • компьютер для индивидуальной работы,
  • оборудование для проведения физического эксперимента (стакан, почтовая открытка, монета; лист фанеры, цилиндры, радиоуправляемая модель автомобиля; нить, грузы, штатив).

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Объявление темы. Постановка целей урока учащимися.

Используется презентация (модуль) для интерактивной доски. Слайды 1 – 3

3. Повторение материала идет по слайдам презентации (модуля) и с использованием модулей ЦОР.

Учащиеся заносят ответы к задачам на индивидуальные листы. Результат проверяется и сдается учителю. Возможно использование персональных компьютеров для индивидуальной работы.

Слайды 4 – 9 (иработа с файлами:__ .swfи __ .оms).

4. Физкультминутка «Поездка в автобусе». Слайд 10.

5. Обобщение материала происходит при заполнении таблицы.

Ученикам предлагается заполнить таблицу, выполнить экспериментальную задачу работая в группах, оформив на больших листах. Результат работы защищается у доски делегированным участником группы, за работу выставляется оценка. Слайды 11– 13.

6. Предложенные ответы сравнивают с эталоном и проставляют баллы на листах.

Затем переносят баллы на слайд Защита проектов, таким образом, учащиеся наглядно видят свою оценку. Слайд 14 – 15.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Представители групп располагают яблоки на дереве. Слайд 16.

8. Подведение итогов занятия.

Заключительное слово учителя:

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.

Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у и вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

9. Информация о домашнем задании. (По выбору). Слайд 17.

  • Подготовить вопросы
  • б истории открытия Ньютоном закона всемирного тяготения

Повышение профессиональной квалификации в области компьютерных технологий позволяет педагогу использовать современные средства обучения, работать на одной площадке с учениками. Более того, в современных условиях важнейшей задачей образования является не только получение учениками определенной суммы предметных знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Задача формирования информационной культуры школьника, а, следовательно, повышение его компетентности, является одной из важнейших задач любого учителя-предметника работающего в рамках деятельностно-компетентностного подхода.

«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировывать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».
А.А. Леонтьев,
доктор филологических наук,
доктор психологических наук,
профессор, академик РАО

Приложение 1.

Приложение 2. (Раздаточный материал)