Урок музыки в 3-м классе по теме "Развитие в музыке Э.Грига"

Разделы: Музыка


Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок – концерт.

Цели урока.

  1. Образовательная: углубить знания учащихся по теме четверти «Развитие музыки», продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига.
  2. Развивающая: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе разнообразных форм восприятия музыкальных произведений, развивать умение применять музыкальные знания; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала.
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к музыке народов мира.

Методы:

  • музыкальных обобщений,
  • ретроспективы и перспективы,
  • эмоциональной драматургии,
  • создания композиций,
  • ассоциативных связей.

Формы:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные.

Средства обучения:

музыкальный материал:

  • Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,
  • В.Салманов «Утро в лесу» (фрагмент),
  • П.Чайковский «Зимнее утро» (фрагмент),
  • С.Прокофьев «Утро» (фрагмент),
  • Д.Кабалевский «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» (фрагмент),
  • И.Космачёв «Здравствуй, детство!»;

дополнительный материал:

  • И.Никитин «Утро», А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом…» (фрагмент),
  • С.Есенин «С добрым утром!»,
  • И.Тургенев «Бежин луг»,
  • А Толстой «Какая бывает роса на траве»,
  • И.Шишкина «Утро в сосновом бору»,
  • В.Сидоров «Утро на подоле»,
  • Каспар Давид Фридрих «Утро в горах»,
  • презентация,
  • выставка «Кистью, словом, звуком»,
  • таблички со словами «Интонация», «Темп», «Тембр», «Мелодия», «Регистр», «Лад» «Ритм»;

технические средства обучения:

  • музыкальный центр,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • синтезатор,
  • детские музыкальные инструменты (колокольчики, свистульки, металлофон),
  • нотная хрестоматия 3-го класса.

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие.

Вводное слово: «Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность»(Д.Б.Кабалевский).

Именно о развитии музыки и о том, какими средствами оно достигается, мы поговорим с вами сегодня. Для этого я предлагаю вам отправиться в страну Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. А поможет нам туда перенестись музыка, созданная в той стране. Давайте закроем глаза.

Звучит «Утро» Э. Грига (главная интонация).

Вот мы с вами и перенеслись в страну Норвегию. Презентация. Слайд 1.

- Знакомо ли вам это произведение?

- Кто написал? Это композитор какой страны? Презентация. Слайд 2.

Сообщение высказываний композитора и о композиторе. Презентация. Слайд 3.

История создания и краткое содержание. Презентация. Слайд 4.

- Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт».

-Что же такое сюита?

-Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

Главный герой - Пер Гюнт - смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял.

Слушание: «Утро» Э.Грига (полностью).

4. Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки?

1) Грубые они или нежные?

2) Тихие или громкие?

3) Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

4) Грустные или радостные?

5)Что же представил Пер?

6) Какими еще звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца?

(На слайде предложены варианты ответов. Презентация. Слайд 5.)

Красота утра привлекала не только композиторов, но и поэтов и писателей. Обратите внимание на выставку. В книгах, которые здесь представлены, вы сможете найти стихи таких поэтов, как И.Никитин, С. Есенин, В.Жуковский, Ф.Тютчев, а также прозу М.Горького, И. Тургенева, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова. Экскурсия по выставке.

Сейчас же прозвучат стихи И.Никитина, А.Фета, С.Есенина.

«Утро» Э.Грига – (фрагмент).Мелодекламация поэзии (приложение 2.) Презентация. Слайды 6,7.

- Понравились вам стихи?

– О чём они рассказывают?

Писатели тоже не обошли стороной такую красоту и отразили её в своих произведениях. Даша и Абдул-Рашид нас познакомят с описаниями И.Тургенева, Рита – А.Толстого.

«Утро» Э.Грига – (фрагмент). Мелодекламация прозы (приложение 3). Презентация. Слайды 8,9.

- Ребята, вы все видели росу на траве.

- А какая она утром?

– А знаете ли вы что очень полезно бегать босиком по росе?

Физкультминутка

– Покажите, как вы с утра встанете, потянетесь и побежите по траве. Ну, а чтобы окончательно проснуться, наклонились и умылись росой. Выполнение движений.

Красоту утренней природы запечатлели на своих полотнах и художники. Здесь вы видите репродукции картин Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору», Валентина Сидорова «Утро на подоле». Каспар Давид Фридрих запечатлел «Утро в горах». А здесь художником изображено озеро Севан на рассвете… А вот «Утро в гавани», Экскурсия по выставке.

Я же вам предлагаю увидеть утро глазами фотографов.

Слушание музыки Э.Грига «Утро» с просмотром видеоряда. Презентация. Слайды 10 – 18.

Понравилось вам? Вы обратили внимание, каким разным может быть утро? Какими словами вам хочется его описать?

- Утро может быть разным. А музыка, описывающая утро, будет ли одинакова?

- Конечно. У многих композиторов есть своя музыка утра. Слушание фрагмента.

- У композитора В.Салманова это «Утро в лесу» Слушание фрагмента.

- У П.Чайковского это - «Зимнее утро». Слушание фрагмента.

- Послушайте, какое утро у С.Прокофьева. Слушание фрагмента.

- А у Д.Кабалевского это - вокальное сочинение и называется оно «Доброе утро». Слушание фрагмента.

Давайте и мы с вами озвучим мелодию Грига все вместе. А для этого нам нужны слова. Я вам немного помогу. Вместе сочиняем слова. Исполнение вместе с учителем

А мы с некоторыми ребятами подобрали другие слова к музыке Э.Грига и предлагаем вам послушать. Во время слушания обратите, пожалуйста, внимание на мелодию: звучит ли она одинаково или меняется? Какие музыкальные инструменты звучат?

Слушание песни (слова в приложении 4) на музыку Э.Грига «Утро» (фрагмент).

Анализ услышанного.

- Вся эта музыка выросла из маленького зерна, которое называется… (Интонация).

На доску – слово (центр солнышка)

- Всегда одинаково звучала мелодия? Что в ней менялось? (Нет. Окончание. Стало более развитым, стремилось вверх).

- Итак, музыка становилась другой, новой за счёт изменения…(мелодии)

Слово на доску (1-й лучик солнца)

- А голос мелодии был всегда одинаково высоким?(- Нет, то высоким, то более низким).

- Значит, мелодия звучала в разных... – (регистрах)

Слово на доску (2-й лучик солнца)

Нашему музыкальному солнышку добавить лучики сможете вы и дальше, если будете внимательны. При следующем прослушивании обратите внимание: меняется ли сила звука и какими движениями это показано.

Слушание и восприятие музыкально-ритмических движений с элементами пластического интонирования. «Утро» Э.Грига – (фрагмент).

Повтор вопроса и ответ на него.

- Значит менялась – …-(динамика)

Слово на доску (3-й лучик солнца)

А ещё об одном музыкальном средстве, при помощи которого развивается музыка, мы узнаем при помощи музыкальных инструментов.

Исполнение - игра на музыкальных инструментах (слушание) «Утро» Э.Грига.

- Какие же инструменты звучали в симфоническом оркестре? (Флейта, рожок, скрипка).

- А в ученическом ансамбле? (Колокольчики, свистульки, металлофон).

- Изменили ли музыку эти инструменты? (Да, сделали её более яркой, красивой).

- Скажите, пожалуйста, а как мы различаем эти инструменты? (по голосам, тембрам).

Слово на доску (4лучик солнца)

- Какие же музыкальные средства помогли нам увидеть изменения, развитие в музыке Э.Грига? ( Мелодия, регистр, динамика, тембр).

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну…(Норвегию).

Музыка какого норвежского композитора звучала во время путешествия? Презентация. Слайд 19. (Э.Грига «Утро»)

Благодаря этой музыке наше солнышко стало музыкальным. Но ему не хватает нескольких лучиков. Поможете мне?

Он бывает то грустным, приглушённым, затемнённым, то радостным, ярким, светлым. (Лад)

Музыка сначала медленная, спокойная, а потом становится быстрой. Что в музыке меняется? – (Темп)

А вот так? – Ритм.

Ставлю сама – «Лад», «Ритм», «Тембр». О развитии музыки при помощи таких музыкальных средств как лад, темп и ритм мы поговорим с вами на следующем уроке.

Посмотрите, какое у нас получилось музыкальное солнышко. Заберём его с собой? Но солнышко у нас не простое, музыкальное и двигаться оно может только с музыкой. Какая весёлая, солнечная песня нам поможет в этом?

Исполнение песни «Здравствуй, детство!». Приложение 5.

Вот мы и вернулись домой. Понравилось путешествие?

Вы хорошо сегодня поработали, какую оценку себе ставите?

Домашним заданием вам будет прочитать рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», в котором идёт речь об уже известном вам композиторе.

До свидания. Спасибо за урок.