Пояснительная записка
Современный урок должен реализовать комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Современный урок не может существовать без творчества учителя и творчества учеников. Сегодня школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно воспитывать взрослеющую личность. А значит, должны измениться и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания, при которой ученики должны открывать новые знания самостоятельно, а не получать их в готовом виде.
Эти требования в полной мере обеспечивает метод проблемного обучения, который позволяет реализовать содержание представленной темы. Актуальность данной методической разработки определяется недостаточным использованием технологии проблемного метода в структуре уроков средней школы, где чаще преобладает репродуктивное обучение. К тому же проблемный метод обучения отражает деятельностный характер образования, что является одним из направлений модернизации общего образования.
Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» составлена в соответствии с содержанием Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Урок «Законы Хаммурапи» посвящен проблеме формирования правового сознания общества с древнейших времен. Сущность и роль законов – основные аспекты изучаемой темы. В соответствии со структурой проблемного урока, в первой части урока перед учениками ставится проблема. Предлагается два противоречивых факта, анализируя которые, ученики самостоятельно определяют проблему: можно ли законы царя Хаммурапи считать справедливыми. Постановка проблемы очень важна, так как она обеспечивает интерес к материалу и развитие учащихся. С помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога ученики самостоятельно формулируют тему урока и выдвигают гипотезы.
На этапе поиска решения проблемы проводится лабораторная работа в группах – изучение статей «Кодекса Хаммурапи». Групповая форма обучения способствует овладению учениками способов совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения, умениями искать и находить компромиссы, сотрудничать. То есть, способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся.
В ходе работы с историческим документом ученики использует дедуктивный метод анализа, при котором из общих положений выявляются следствия. Такой метод способствует развитию абстрактного мышления учеников.
При работе с историческим источниками, поднимается значение исторического факта, вырабатывается самостоятельный научный подход к источникам исторических знаний, как к историческим памятникам. Ученики самостоятельно ищут, извлекают, систематизируют, анализируют и отбирают необходимую для решения учебной задачи информацию. Таким образом, развивается такие ключевые компетенции обучающихся, как ценнностно-смысловая, учебно-познавательная, социокультурная.
Но, работая над вопросом справедливости законов, ученики сталкиваются еще с одной исторической проблемой: жестокие законы и законы в отношении рабов сочетаются с законами, защищающими свободных людей от превращения их в рабов. Учитель в ходе диалога с учениками подводит их к мысли о том, что общество без законов – это общество хаоса, беспорядка, что даже такие, несправедливые на первый взгляд, законы вавилонского царя поддерживают порядок в обществе, укрепляя тем самым государство.
Эффективность оценки этого урока можно рассмотреть с точки зрения формирования гражданско-правового сознания: заставить ребенка перенести проблему законодательства Древнего мира в современную плоскость и осознать необходимость влияния законов на жизнь общества. Главный вывод, который дети должны сделать на уроке - «законы укрепляют государство».
Проведение самооценки на этапе рефлексии развивает у учащихся способность к самоорганизация и самоопределению. Ученики оценивают свою работу на уроке, уровень усвоения знаний и взаимодействия с товарищами, фиксируют и анализируют затруднения в собственной учебной деятельности.
В качестве домашнего задания ученикам предлагается на выбор выполнить творческое задание, где ученик может в полной мере выразить свои творческие способности.
Обучение в технологи проблемного метода делает уроки более продуктивным, усвоение знаний более творческим и успешным, готовит учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач, позволяет осуществить компетентностный подход к образованию.
Использование информационно-коммуникативных технологий в виде презентации в Power Point позволяет более наглядно продемонстрировать учащимся исторические памятники, способствует более четкой и эффективной организации уроков.
Тип урока:Открытие новых знаний.
Цель:Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
- Показать особенности законов – их социальную направленность.
- На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».
Развивающие:
- Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.
- Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.
- Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
- Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.
- Развивать коммуникативные и творческие способности
Воспитательные:
- Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.
- Давать нравственную оценку принципов построения законов Хамураппи и отдельно взятых законов.
- Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.
Формы организации обучения:
- фронтальные;
- групповые;
- лабораторная работа.
Оборудование:
- Текст с ошибками (на каждую парту), карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания, игра «Чистая доска».
- Костюмы для моделирования ситуации.
- Пакеты документов для лабораторной работы.
- Таблицы для работы групп.
- Карточки для составления схемы на доске.
- Презентация к уроку (Приложение 6), ноутбук, проектор, проекторная доска.
Ход урока
1 этап. Организационный. (1 минута)
2 этап. Актуализация знаний (7 минут).
Учитель: Добрый день, ребята! Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске зашифровано название этой страны – ЕМОПТОАЯИЕС (Месопотамия). Как еще называют эту страну?
Учащиеся: Двуречье, Междуречье. (Слайд 1,2)
Учитель: А почему её так называют?
Учащиеся: Эту страну называют так, потому что она находится между двумя реками – Тигр и Евфрат.
Учитель: Это правда, а давайте проверим, насколько правдив текст, посвященный природным особенностям Междуречья. (На партах текст с ошибками. Учащиеся знакомятся с текстом, находят ошибки. Отвечают по рядам, по очереди, называя по ошибке, кто больше найдет ошибок). (Приложение 1)
А некоторым ученикам предстоит самостоятельно ответить на вопросы по изучаемой теме. (Дифференцированные индивидуальные задания на карточках). (Приложение 3)
(Можно вместо работы над текстом с ошибками провести игру «Чистая доска». Приложение 2. Если темп работы класса средний, то можно не останавливаться на проверке домашнего задания, а сразу же перейти к постановке проблемы).
3 этап. Постановка проблемы (5-7 минут).
Учитель: В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. (Слайд3) Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?
Учащиеся: (предположительные ответы учащихся: это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.) Это правила поведения людей.
Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении. (Слайд 4)
(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).
Обратимся к изображению на столбе. Мы можем видеть, как царь Хаммурапи стоит в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. (Слайд 3) Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (Слайд 5)
А теперь я предлагаю вам представить, что вы жители Вавилонского царства и стали свидетелями суда над простым человеком. (Моделируется ситуация: судья обвиняет человека в том, что он сделал пролом в доме другого человека, и в соответствии с Кодексом Хаммурапи, приговаривает его к смертной казни).
Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?
Учащиеся: Цель закона – оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Учащиеся: (предполагаемые ответы: почему цель законов – справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи? (Слайд 5) (Запись в тетрадь)
Учитель: Какая будет тема урока?
Учащиеся: Законы царя Хаммурапи. (Слайд 6) (Запись в тетрадь, чертится схема, которая заполнится на этапе рефлексии).
4 этап. Выдвижение гипотез и их проверка. (15-17 мину).
Учитель: Итак, на лицо два противоречивых факта.Какие у вас есть предположения?
Учащиеся: - Законы защищали богатых жителей. - Законы защищали интересы и простых людей. – Законы ухудшали положение рабов. – Законы были слишком жестокие.
Учитель: Как нам проверить эти гипотезы?
Учащиеся: Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.
(Организационный момент: школьники делятся на группы по 4-5 человек, вспоминают вместе с учителем правила работы в группах, получают образец задания, пакет документов – карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа)
Учитель: Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хамураппи» и ответить на вопросы. (Слайд 8)
(Работа с документом занимает основное время занятия, ее результаты школьники фиксируют в правой части таблицы в виде цитат из статей Кодекса). (Приложение 4, Приложение 5)
Лабораторная работа
1 группа: Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.
Положения |
Законы Хаммурапи |
1. Деление общества на свободных и несвободных. |
|
2 группа: Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.
Положения |
Законы Хаммурапи |
1. Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб». |
|
3 группа: Докажите, что законы защищали должников.
Положения |
Законы Хаммурапи |
1. Положение должников. |
|
4 этап. Решение проблемы. (10 минут).
(Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов).
Предположительные выводы
1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.
2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.
3 группа – В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения.
Учитель: Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?
Учащиеся: Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.
Учитель: Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?
Учащиеся: В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.
Учитель: Так значит для чего нужны законы?
Учащиеся: Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.
Учитель: Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?
Учащиеся: Сильным.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Учащиеся: Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь). (Слайд 9)
Учитель: Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?
Учащиеся: Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.
Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения того времени, законы Хаммурапи – вынужденная мера для регулирования отношений людей и укрепления государства. Кодекс отражает интересы различных слоев населения, в том числе и беднейших, защищая их от обращения в рабство. Сточки зрения современности, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми.
5 этап. Рефлексия.(3 минуты).
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с самым могущественным царем Вавилонии и его законами, попытались определить, насколько эти законы были справедливыми. Чему же посвящены законы царя Хаммурапи?
(На доске заполняется схема «Законы Хаммурапи», записывается в тетрадь).
Учитель: Ребята, кто считает, что понял сегодня на уроке новый материал и хорошо поработал на уроке – поднимите большой палей вверх. А те, кто считают, что не совсем разобрался в данной теме и свою деятельность на уроке оценивает как не очень продуктивную – опустите большой палей вниз.
С какими трудностями пришлось столкнуться во время лабораторной работы над документами? Что особенно вас впечатлило?
6 этап. Домашнее задание. (2 минуты).
В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий:
- Письмо рабовладельцу XXI века (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь).
- Ода против жестокости (представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите оду против жестокости).
- Совет берущим кредиты и деньги в долг (сегодня многие люди попадают в долговую зависимость не от землевладельцев, а от банков, взяв кредит, дайте им совет, как избежать такой зависимости).