Проектный метод обучения на уроках литературы

Разделы: Литература


Цель проекта: изучить жизнь и деятельность И.Я.Яковлева и его потомков

Основополагающий вопрос: как могут влиять конкретные индивидуумы на историю?

Проблемные вопросы:

  • Рождаются ли у гениев такие же талантливые дети?
  • Годился бы И.Я.Яковлев своими потомками?
  • Могут ли дети простых людей стать гениями? Что для этого нужно?

Задачи проекта:

  • Воспитывать духовно развитую личность, способную к созидательной деятельности в современном мире.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Развивать любовь детей к родному языку, культуре и истории чувашского народа.
  • Доказать значимость И.Я.Яковлева и его потомков в истории страны.
  • Формирование коммуникативной компетенции

Актуальность

Его вклад неоценим в культурное возрождение чувашского народа. Идеи И.Я. Яковлева открыли дорогу к науке для всех будущих поколений нашего народа. Многим чувашским детям Иван Яковлевич помог выбрать жизненный путь. Чтобы "в нужном направлении" развивались мысли юных читателей XXI века, необходимо на уроках литературы обращаться к завещанию И.Я.Яковлева.

Аннотация

Проект предназначен для проведения классных часов, нестандартных уроков чувашского языка и литературы и ознакомления с жизнью и творчеством чувашского просветителя.

В процессе работы ученики овладевают навыками исследовательской деятельности, умением работать с различными информационными источниками, а также и навыками работы в команде над решением поставленной проблемы.

Дидактические цели:

  • развитие информационной культуры.
  • формирование исследовательских навыков учащихся.
  • формирование умения планировать и реализовывать проектную деятельность, работать в команде над решением единой проблемы.

Методические задачи:

  • анализировать информационный материал,
  • определять особенности жизни и деятельности И.Яковлева и его потомков
  • развитие речи.

1-й этап

Разработка проектного задания:

Для определения темы проекта выбирается учебный раздел, часть стандартного учебного курса в соответствии с программой своего учебного предмета и предлагается творческое название, побуждающее интерес у учащихся:

"И.Я.Яковлев"

"Наследники И.Я.Яковлева"

"Симбирская чувашская школа"

Формирование творческих групп:

Группа исскуствоведов.

Группа историков.

Группа биографов.

Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка основополагающего вопроса. Основополагающий вопрос должен быть интересным, увлекательным, затрагивать воображение и творческие способности личности. Основополагающий вопрос определяет основное направление развития проекта, задание группам, сбор информационных ресурсов; определение форм выражения итогов проектной деятельности (презентация, стенгазета, буклет).

2-й этап

Разработка проекта: преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, а учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

3-й этап

Оформление результатов: преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, а учащиеся оформляют результаты в соответствии с правилами.

4-й этап

Презентация: учитель организует защиту, а учащиеся докладывают о результатах своей работы.

Группа биографов представляют буклет и презентацию "И.Я.Яковлев"

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного ("государственного") крестьянина в деревне Кошки - Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский р-он Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова, однодеревенца. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева.

В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учебу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учебы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырех лет проработал сельским мерщиком.

Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И.Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х гг. XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путем его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.

В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счет государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии.

Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина Алексея Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова, постепенно расширяется.

В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И.Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и - материальную поддержку.

В университете Яковлев знакомится с известным ученым-ориенталистом профессором Н.И. Ильминским, консультируется у него по "инородческому" (национальному) вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И.Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.

В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нем был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: "Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев - ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным..."

В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в г. Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег , он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.

И.Яковлев вел активную переписку с академиками С. Платоновым, В. Радловым, А. Кони, В. Имшенецким, музыкальными деятелями М. Балакиревым, С. Смоленским, художником-академиком Н. Кошелевым и многими другими. В числе его корреспондентов были: известный немецкий издатель, основатель "Universal Bibliothek" в Лейпциге А. Реклам, французские ученые Л. Сиклер, А. Пинар, венгерские - Г. Балинт, Д. Месарош, редактор "Revue Oriental" академик Б. Мункачи и другие. За 50 лет своей деятельности Яковлев написал около 2 тысяч писем. Основная их тема - просвещение и национальный подъем родного народа, приобщение его к русской культуре. За 50 лет яковлевская чувашская Симбирская школа выпустила тысячи учителей и учительниц, в последние годы число воспитанников доходило до 350 человек обоего пола. Она стала центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке, распространения их в десятках тысяч экземпляров среди сельского населения.

То, что было сделано им для чувашского народа, И. Яковлев считал сделанным и для русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью - Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. "Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, - писал И. Яковлев, - было всячески содейсттвовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были служить следующие меры: 1) приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевел на чувашский язык Библию, - ред.); 2) создание чувашского литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским; 3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим Матери-России".

Осенью 1919 года И.Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну. Скончался Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году.

Материалы для памятки:

  1. 1856-1860 гг. - Учёба в Бурундукском удельном училище
  2. Декабрь 1860 г. - май 1863 г. - Учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  3. Май 1864 г. - декабрь 1866 г. - Служба в удельном ведомстве
  4. 1(13) сентября 1868 г. - поступление в V класс Симбирской мужской гимназии
  5. 28 октября (9 ноября) 1868 г. - Основание Симбирской чувашской школы
  6. 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  7. 12 (24) августа 1870 г. - поступление в Казанский университет
  8. 1871-1873 гг.- создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  9. 17 (29) июня 1875 г. - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  10. 28 августа (9 сентября) 1875 г. - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  11. 1877 г. - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  12. 26 сентября (8 октября) 1877 г. - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  13. 1878 г. - открытие женского класса при центральной школе
  14. 1890 г. - Преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  15. 1901 г. - Открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  16. октябрь 1917 г. - Преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  17. октябрь 1922 г. - переезд к сыну в Петроград
  18. лето 1923 г. - переезд в Москву
  19. октябрь 1928 г. - Празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы.
  20. 23 октября 1930 смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

Группа историков представляют вопросы викторины, презентацию "Симбирская чувашская школа"

Симбирская чувашская учительская школа явилась первой национальной школой в истории чувашского народа, которая призвана была сохранить его самобытную культуру и родной язык в условиях царизма. А. В. Луначарский назвал ее "источником возрождения всей чувашской культуры". Здесь зародилась национальная письменность, появился первый букварь и закладывались основы литературного языка. Она стала центром сближения с русским народом, приобщения к его великой культуре, укрепления дружбы между народами Поволжья.

Школа И. Я. Яковлева как по возникновению, так и по развитию и назначению не была обычной в современном понимании. Её путь был сложен и тернист. Но её основатель и руководитель И. Я. Яковлев благодаря огромной помощи передовых русских педагогов своего времени, прежде всего, И. Н. Ульянова, сумел отстоять её существование, и она подготовила более тысячи народных учителей, которые несли массам трудящихся свет знаний.

Школа возникла и развивалась в центре одной из крупных многонациональных губерний России - Симбирске. Здесь издавна бок о бок жили чуваши, мордва, татары, русские и др. народы. В конце 60-х годов XIX века чувашских селений в губернии насчитывалось 305, в них проживало около 100 тысяч человек. В течение трёхсот лет со времени присоединения Казанского края к Русскому Государству вплоть до конца 60-х годов XIX в. в Симбирской губернии не существовало ни одной светской "инородческой" школы. Первой стала школа, основанная для нужд самого народа и выходцем из народа, И.Я. Яковлевым.

О причинах, побудивших организовать её, И.Я. Яковлев писал: "Всем известно, что в нашей губернии живет значительное число чуваш, в особенности в северной её части, но не многие знают их быт, их религию и их отношение к русскому народу. Желая помочь сородичам, И.Я. Яковлев выбрал верный жизненный путь - путь служения интересам трудового народа. Этот путь он видел в просвещении народа, в освобождении его от пут темноты и невежества.

Пользуясь поддержкой общественности, И.Я. Яковлев предпринимал все от него зависящее, чтобы всемерно расширять число учащихся. Министерство народного просвещения выделило средства с целью превратить школу в миссионерский центр. Необеспеченность ее вынуждала И. Я. Яковлева воспользоваться этой уступкой властей.

Симбирская чувашская учительская школа по прилежанию и успеваемости учащихся, по соединению обучения с производственным трудом занимав одно из первых мест в Казанском учебном округе. Не случайно попечитель округа не только разрешил, но и выделил 450 рублей на поездку учителей и учащихся в Нижний Новгород на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в 1896 году. Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде присудила чувашской учительской школе золотую медаль за представленные экспонаты, а за многолетнюю успешную деятельность "по распространению просвещения между инородцами Казанского учебного округа награждена дипломом 1 разряда". В отчете выставки давалась высокая оценка работам воспитанниц школы по рукоделию.

Из всех "инородческих" учительских школ и семинарий России такой диплом получила лишь Симбирская учительская школа.

В декабре 1870 года в своей докладной записке на имя попечителя Казанского учебного округа И. Я. Яковлев указал на необходимость просвещения чувашских женщин, на организацию для них особых школ. И. Я. Яковлеву было предложено подыскать для женского училища такое место, которое бы по своему расположению находилось в центре чувашского края.

О факте открытия женского училища при Симбирской чувашской школе И.Я. Яковлев уведомил учебный округ 29 сентября 1878 г. "В текущем сентябре в Симбирскую чувашскую школу поступило 11 девочек из Казанской и Симбирской губерний. Число поступающих постоянно растет, для них приготовлена особая комната. Все расходы впредь до открытия женской чувашской школы в Симбирске приняты мною на собственные средства" [2].

Так при Симбирской школе возникло женское отделение. Заведование им И. Я. Яковлев поручил своей жене Е. А. Яковлевой, приемной дочери Н. И. Ильминского. Женское отделение содержалось на его личные средства вплоть до 1881 г. В нём готовились учительницы для чувашских школ.

В том же 1878 г. при Симбирской центральной чувашской школе И. Я. Яковлев организовал мужское начальное училище, выделив младший класс в отдельное учебное заведение. Оно должно было стать как бы приготовительной школой для поступления в центральную и базой, где будущие учителя пройдут педагогическую практику. В 1879 году центральную школу окончило 16 учащихся.

Об открытии мужского училища Яковлев сообщил попечителю округа только через год, 30 декабря 1879 г.: "В сентябре 1878 г. при Симбирской чувашской школе было открыто начальное народное училище с тремя отделениями. В 1878/79 учебном году в нём обучалось 35 учащихся, а в текущем учится 17. Все содержатся на частные средства".

Следующий этап в развитии школы И. Я. Яковлева неразрывно связан с расширением сети сельских "инородческих" училищ и организацией педагогического центра - Симбирской центральной, а затем учительской школы.

После неоднократных ходатайств И. Я. Яковлева Министерство народного просвещения лишь в 1890 г. разрешило преобразовать центральную чувашскую школу в учительскую.

Программа Симбирской чувашской учительской школы отличалась от программы центральной школы своим русификаторским направлением. В неё не входили такие важные предметы, как психология, педагогика, история изучалась только русская, всеобщая не изучалась, изучение чувашского языка в программе не предусматривалось. Все же она по сравнению с четырёхлетней центральной школой явилась шагом вперёд. Уровень подготовки в ней учителей был не ниже, чем в семинарии, в которой обучались три года. С 1890 г. второй класс учительской школы соответствовал первому классу семинарии, а общий срок обучения составлял 6 лет. С этого класса, по словам И.Я. Яковлева, начинается выполнение программ учительских семинарий.

В результате исследования установлено, что в системе обучения И. Я. Яковлева большое внимание уделяется трудовому, физическому и эстетическому воспитанию детей. И. Я. Яковлев не только инспектировал, но и открывал новые школы. Самой большой заслугой стало открытие Симбирской чувашской учительской школы, первой национальной школы в истории чувашского народа, которая призвана была сохранить его самобытную культуру и родной язык в условиях царизма. Именно здесь зародилась национальная письменность, появился первый букварь, и закладывались основы литературного языка.

Группа исскуствоведов "Наследники И.Я.Яковлева"

Алексей Иванович Яковлев (историк) родился 18(30) декабря 1878 г. в г. Симбирск (ныне Ульяновск). Алексей Иванович - старший сын чувашского просветителя И.Я. Яковлева.

В 1896 г. он окончил Симбирскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. По окончании его в 1900 г. с дипломом 1-й степени А.И. Яковлев был оставлен историком В.О. Ключевским при университете для подготовки к профессорскому званию. В мае 1906 г. он был принят приват-доцентом Московского университета, и вскоре стал помощником библиотекаря Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека). В 1916 г. написал магистерскую диссертацию "Засечная черта Московского государства в XVII в.". Уже через год подготовил докторскую "Приказ сбора ратных людей".

В 1920 году по просьбе отца Алексей Иванович прибыл из Москвы в Симбирск и начал работать в Чувашском институте народного образования в должности профессора истории и заведующего учебной частью. Осенью 1922 г. отец и сын Яковлевы возвращаются в Москву, где Алексей Иванович преподавал на Высших литературных курсах университета и вел исследовательскую работу.

В 1922-1930 действительный член института истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). С 1929 г. член-корреспондент АН СССР.

В августе 1930 г. А.И. Яковлев был арестован как участник мифического "монархического заговора" академиков С.Ф. Платонова, Е.В. Тарле и др. и отправлен в ссылку в Минусинск. Это событие совпало со смертью великого чувашского просветителя в октябре 1930 г. Видимо, сердце отца не выдержало удара судьбы.

В 1933 г. А.И. Яковлев был реабилитирован и возвращен в Москву. С 1938 по 1951 гг. он являлся старшим научным сотрудником Института истории АН СССР. Его труд был высоко оценен правительством. За книгу "Холопство и холопы в Московском государстве в XVII веке" постановлением СНК СССР от 22 марта 1943 г. он был удостоен Сталинской премии 2-й степени за 1942 г. Эту премию - 100 тыс. руб. - Алексей Иванович отдал на учреждение в Чувашии (Мариинский Посад) и Мордовии (Атяшевский район) двух приютов для осиротевших детей воинов, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Основные его труды посвящены социально-экономической, военно-политической истории и общественной мысли в России 17 в. А.И. Яковлев был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В Центральном государственном архиве Чувашской Республики, в личном фонде И.Я. Яковлева, сохранились письма и открытки А.И. Яковлева отцу и матери, они полны чувств любви, уважения и заботы. Интерес представляют воспоминания Алексея Ивановича о поездке летом 1901 г. во Францию, историке Василии Осиповиче Ключевском, подготовке конкурсного сочинения Вопрос о крепостных крестьянах в "Комиссии по составлению нового уложения", за которое А.И. Яковлев получил медаль и благодарность Ключевского. Исследователи имеют возможность ознакомиться с копиями рукописей А.И. Яковлева "Симбирское дворянство и буржуазия", "Московская буржуазия" и др. Не менее интересны и трогательны письма И.Я. Яковлева сыну Алексею (Леле). Он был неизменно внимателен к учебе сына, его научным интересам и практическим делам. Письма сыну наиболее полно характеризуют жизнь и деятельность Ивана Яковлевича после Великой Октябрьской социалистической революции.

Умер 30 июля 1951 г. в г. Москва.

5-й этап

Рефлексия: учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки, а учащиеся оценивают себя и своих товарищей.

Список использованных ресурсов

  1. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки.-Чебоксары,1998.
  2. И.Я.Яковлев в фотографиях и документах. Фотоальбом: Чебоксары, 1999.
  3. Актеры советского и российского кино, http://www rusactors.files.ru
  4. Актеры советского кино http://actors.khv.ru
  5. Фотогалерея. КМ.RU. http://actors.km.ru
  6. Выдающийся деятель чувашской культуры. file://localhost
  7. Intel "Обучение для будущего". Уч. Пособие - 8 изд., исправленное и дополненное - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006.
  8. Роль И. Я. Яковлева в становлении Симбирской чувашской учительской школы www.lib.cap.ru/jakovlev_i_j_garanina_t_s.asp