Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме: "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

  1. Образовательная: обобщать и систематизировать знания учащихся по данной теме.
  2. Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности, творческому потенциалу учащихся, умению работать в группах.
  3. Воспитательная: поддерживать интерес к урокам истории, воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах, научить учащихся применять полученные знания в практике.

Оборудование: учебник А.А Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История Древнего мира”, Г.И.Годер “Рабочая тетрадь по истории Древнего мира”, Г.И.Годер “Методическое пособие по истории Древнего мира”, В.Г. Петрович, Н.М. Петрович “Уроки истории 5-й класс”, Л.Л. Кочергина “ Поурочные планы 5-й класс”, Н.В. Кузьмина “Внеклассные мероприятия. 5-11-е классы”, В.В. Гукова, А.А.Кравченко “Технологии современного урока”.

ХОД УРОКА

1. Постановка задач и целей урока.

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы обобщим все, что  мы знали о Древней Греции.

2. Разминка/

- А сейчас начнем с небольшой разминки!

  1. Где была расположена Древняя Греция?
  2. Перечислите природные особенности Древней Греции?
  3. Дайте определение понятию “Колония”?
  4. Кто был автором трагедии “Антигона”?
  5. В честь какого бога в Греции устраивались Олимпийские игры?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо подготовились к уроку!

 3. Физ.минутка.

Учитель проводит зрительную гимнастику (3-5 упражнений).

4. Работа в тетрадях.

- А сейчас для вас следующее задание: исторический диктант.

(В тексте диктанта допущено 7 исторических ошибок. Учащимся нужно не только найти их, подчеркнув, но и надписать сверху правильный вариант ответа)

Древняя Греция

Древняя Греция расположена на Аппенинском полуострове и островах Эгейского моря. Теплый климат, широкие просторы способствовали занятию земледелием и скотоводством. Греки поклонялись множеству богов, но главными из них являлись Юпитер - Громовержец и бог моря Нептун. Постоянно соперничали между собой греческие города Афины и Спарта. Последний сейчас является столицей современной Греции. Эллада, как греки называли свою страну, дала миру демократию - форму правления, по которой сейчас живут в большинстве стран мира.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, жившего в V в. до н.э., и созданию греками колоний на побережье Средиземного и Черного морей, греческая культура распространилась в Европе, Азии, Африке (97 слов).

5. Подумаем вместе.

- Предположите, за что греки поставили памятник?

Памятник

Произошло это в Древней Греции. Как-то изголодавшийся длинноухий осел, самовольничая, аккуратно общипал часть кустов одного растения. Как тут разгневался хозяин, приговаривая: “Боже, самые лучшие, самые молодые веточки общипал!”. Прошло лето. Наступила осень. И тут греки вдруг решили поставить огромный памятник ослу. И поставили.

- Осел общипал часть кустов винограда. Они и дали щедрый урожай.

6. Конкурс “Кто лучше знает?”

Класс делится на команды (по усмотрению учителя).

Задание 1-й команде “О ком и о чем сказано?”

1. Кому принадлежат следующие слова?

Мать, черная земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная.  Солон

2. О каком событии идет речь?

О, чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине:
Верны законам своим, мы здесь костьми полегли. Фермопильский проход

Задание 2-й команде “Проверь себя”

1. Объясните смысл понятий и “крылатых” выражений?

Полис, метек, акрополь, агора:

- троянский конь,

- ахиллесова пята,

- нить Ариадны.

2. Демократия, архонт, илот, ареопаг:

- лаконичная речь,

- гордиев узел,

- марафонский бег.

Задание 3-й команде “Прояви творчество”

1. Представьте себе, что вы – экскурсовод, которому нужно познакомить чужестранцев с одним из прекраснейших мест Афин. Проведите экскурсию. (Картина “Афинский акрополь”)

2. Оживите картину. Какие вопросы могли обсуждать на Народном собрании граждане Афин? (Картина “ Народное собрание в Афинах”)

7. Презентация командами выполненного задания.

- Молодцы! Все команды справились со своими заданиями!

8. Физ.минутка, Фрагмент фильма DVD про Афины.  (По усмотрению учителя)

9. Итоговое тестирование.

- Осталось последнее задание на этом уроке. Вам предстоит  выполнить тест по теме “Древняя Греция”.

ТЕСТ

Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запрещали ездить за границу и обедать дома в:

а) Афинах

б) Спарте

в) Трое

г) Коринфе

2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер создал произведения:

а) “Илиада”

б) “Антигона”

в) “Персы”

г) “Одиссея”

3. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

а) согласные звуки

б) короткие односложные слова

в) гласные звуки

г) гласные и согласные звуки

4. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:

а) стратег

б) оратор

в) академик

г) поэт

5. Афиняне называли управление в своем полисе:

а) диктатурой

б) демократией

в) тиранией

г) республикой

6. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:

а) Акрополь

б) Эрехтейон

в) ипподром

г) стадион

Итог урока.

- Ребята, мы с вами сегодня вспоминали Древнюю Грецию. Вам понравился наш урок?

- Да!

Домашнее задание не задается.