Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи;
  2. развитие умения правильно писать окончания имен существительных 1,2,3 склонений;
  3. исследование употребления безударных окончаний у существительных 1, 2, 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах, использование алгоритма и составление таблицы;
  4. развитие поэтического интереса, самоконтроля;
  5. привитие патриотизма, любви к русской поэзии.

Оборудование: толковый словарь Ожегова, портрет А.С.Пушкина, демонстрационные карточки по родительному, дательному и предложному падежам, карточки с окончаниями е, и, индивидуальные карточки с разными уровнями сложности, загадки.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение целей урока

Учитель: Как это интересно — проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в них тепло и таинственный блеск.

Вот и на уроке мы будем закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются родительный, дательный и предложный падежи, развивать умения правильно писать окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений.

(под музыку океана)

Учитель: Спишите образец в тетрадь и отгадайте зашифрованное слово (поэт).

Дайте лексическое значение этому слову (2 учащихся   - своё понимание этого слова, 1 ученик — по словарю Ожегова).

Назовите поэта, кому принадлежат эти строки:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Дети: Эти строки принадлежат русскому поэту А.С. Пушкину.

Учитель:(вывешивает портрет А.С.Пушкина)

Он нам хорошо знаком  по поэтическим произведениям на уроках литературы. Если бы этот гениальный человек не владел бы знаниями русского языка, то не смог бы оставить нам в наследие свои сказочные произведения.

Сейчас я проверю, как вы хорошо знаете его произведения.

2. Словарная работа

(дети пишут в тетрадях, вслух объясняя все орфограммы)

Учитель: Кто был «сторожем на спице»? (петух)

Обведите кружком мягкую согласную.

Что за предмет передвигал в море ветер? (кораблик) Обведите кружком гласную во 2 слоге.

Как звали сына Салтана? (Гвидон)

Обведите кружком парную согласную к звуку [т].

К кому обратился Елисей в третий раз, когда искал царевну? (ветер)

Обведите кружком ударную гласную.

Из чего делали доспехи в Древней Руси для Черномора и его войска? (железо)

Обведите кружком всегда твердый звук.

Учитель: Найдите лишнее слово. (Гвидон) Почему? (имя собственное)

Соберите слово из выделенных кружочком букв (падеж).

3. Новая тема

Учитель: Сегодня на уроке вы будете исследователями и объектом нашего исследования будут безударные падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Вопрос № 1

Как различать Родительный, Дательный и Предложный падежи? Разберите все карточки по падежам. (Работают 3 ученика на доске)

Сравните смысловые вопросы   в   Родительном,   дательном   и Предложном падежах. В чем различие и что общего?

Вопрос № 2

Можно ли различать падежи по смысловому вопросу где? (нет)

А как определить падеж существительного? (добавить падежные вопросы + предлоги)

Учитель: Мы смоделировали схему различия Родительного, Дательного и Предложного падежей.

А теперь откройте учебник на стр. 100 и прочитайте мнение ученых-филологов по этому вопросу (2 ученика).

Что вы обнаружили? (работа с правилом)

Учитель: Чтобы определить, какое безударное окончание у существительных в этих падежах нужно писать, какую смысловую операцию нужно выполнить?

Удобно? (нет)

Предложите версию, при которой мыслительную деятельность можно сократить? (использовать слова-помощники - алгоритм)

* Учитель дополняет таблицу на доске склонением:

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Род. п.   Кого? Чего?

 

 

 

Дат. п.   Кому? Чему?

 

 

 

Пред. п. О ком? О чем?

 

 

 

 

земля

стол

степь

Назовите слова-помощники (вывешивает).

Учитель: Вам нужно исследовать и доказать, какие безударные окончания существительных пишутся в этих трудных падежах.

(Заполнение таблицы и вывод)

4. Первичное закрепление (по сказкам Пушкина)

Учитель: У каждого на парте лежит листок с заданиями. Задания даны в 3-х уровнях сложности. Каждый из вас пусть выберет такой уровень, с которым он считает, что справится. (Приложение)

(Самостоятельная работа детей на оценку)

1 уровень  сложности (низкий):

Спишите,  определите падежи выделенных существительных.

Пр.: Они жили в ветхой землянке.

2 уровень сложности (средний):

Спишите, вставьте пропущенные окончания у существительных, определите падеж.

Пр.: Сидит на пристол

3 уровень сложности (высокий):

Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже. Напишите, выделите окончания и укажите падежи существительных.

Пр.: Воротился старик ко (старуха), у (старуха) новое корыто.

(В конце урока сдают тетради)

5. Итог урока

Учитель: К какому результату на уроке мы пришли? (составили таблицу трудных падежных окончаний трех склонений)

Как вам работалось? Как настроение?

А права ли я буду, если подпишу к таблице во 2 скл. окончание "и" зачеркнутое, в 3 скл. окончание "е" зачеркнутое?

Как вы думаете, целесообразно ли проверять слова 2 и 3 склонения?

P.S.

Если осталось время, учитель читает загадки, а дети их отгадывают и пишут в тетрадь отгадки в заданном учителем падеже (родительный, дательный, предложный падежи).