Творческое изложение текста с дополнительным заданием

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока: развитие творческих способностей учащихся через изложение текста со сменой лица рассказчика и
самостоятельное сочинение окончания сказки.

Задачи урока:

  • совершенствование умений самостоятельно оформлять речевые высказывания и по опорным словам;
  • совершенствование анализа образов героев и умений в составлении плана пересказа;
  • воспитание доброты, желания помочь слабым и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • карточки с началом сказки; карточки для дифференцированной работы для 1-й, 2-й и 3-й группы учащихся;
  • листы бумаги и маркеры для работы в группах; сигнальные вееры.

Структура урока

  1. Организационный момент – (1 мин.)
  2. Мотивационный компонент. Сообщение целей и задач урока (2 мин.)
  3. Знакомство с текстом (2 мин.)
  4. Анализ текста сказки. Словарно-орфографическая подготовка (8 мин.)
  5. Работа по составлению плана изложения (7 мин.)
  6. Повторное чтение текста (2 мин.)
  7. Написание изложения (15 мин.)
  8. Самопроверка (5 мин.)
  9. Домашнее задание (1 мин.)
  10. Итог урока (2 мин.)

Ход урока

Содержание урока Теоретическое обоснование
I. Организационный момент Взаимное приветствие. Настраиваю детей на интересную творческую работу. Напоминаю о посадке.
II. Мотивационный компонент. Сообщение цели и задач урока

Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы будете в роли писателя. О каком жанре шла речь на уроке литературного чтения?

Ученики. О сказке.

Учитель. Ребята, вы все очень любите сказки, поэтому сегодня мы будем работать со сказкой. Вероятно, вы уже догадались, чем будете заниматься на уроке развития речи? (Ответы детей.)

Я предлагаю вам послушать сказку Б.Житкова “Храбрый утенок”, но не до конца. Передать содержание сказки по-своему и придумать окончание – будет вашей задачей. Работать вы будете в группах, задания для каждой группы будут разными. Я уверена, что у всех получатся интересные работы. Их вы сможете потом почитать малышам. И традиционно лучшие сказки мы запишем в классную книгу “Пробы пера”.

Ребята, хочу открыть вам секрет! Главное достоинство писателя в том, чтобы умело передать через слова и поступки героев их качества характера. Помните, что в сказках конец бывает оптимистичным.

Пытаюсь вызвать интерес учеников, готовлю к выполнению творческого задания.

Напоминаю об уроке литературного чтения, который был подготовительным. Создаю спокойную рабочую обстановку, атмосферу уверенности.

III. Знакомство с текстом

Чтение учителем начала сказки Б.Житкова “Храбрый утенок” (Приложение 1).

Учитель. Что могло произойти дальше? Ребята, обсудите в группах возможное окончание сказки.

Ученики проговаривают свои версии концовки: они подружились, стрекоза была испугана, стрекоза стала делиться с утятами едой. Алеша клюнул и сломал стрекозе лапку, крылышко и т.д.

Чтение текста выразительное, на сколько возможно эмоциональное, с интригой – для того, чтобы вызвать еще больший интерес у детей. Чтение прерывается – встает проблема – что дальше? Работа по группам. Подхожу к детям и еще раз уточняю, что добро побеждает в сказках, но, наверное, жаль было бы стрекозу если бы она погибла. Дети соглашаются.
IV. Анализ текста сказки. Словарно-орфографическая подготовка

Учитель. Ребята, кто является действующими героями сказки?

Дети. Стрекоза, хозяйка, утенок Алеша, утята.

Учитель. Я предлагаю провести анализ образов и занести его в таблицу.

Кто? Что? Какой? Какие? Что делает? Что делают?
Утята Маленькие, перепуганные, голодные.
Ну, и храбрецы!
Убегали, прятались в траве, боялись, что их перекусает, не подходили, заболели, ничего не едят, ложились спать, рассказали

Учитель. Найдите орфограммы в словах и докажите их правильное написание. Подберите синонимы к словам маленькие, боялись. Как иначе можно назвать утят в тексте, который вы будете писать?

А теперь поработайте в группах. Опишите героев на заготовленных листах, которые потом мы прикрепим на доску.

1-я группа – стрекозу
2-я группа – хозяйку
3-й группа – утенка Алешу

Кто? Что? Какой? Какие? Что делает? Что делают?
Стрекоза


 

Большая, злая, вредная, мститтельная, страшная, с огромными глазами
 
Прилетала, начинала кружить, страшно стрекотала, садилась на тарелку, пробовала, потом улетала
Хозяйка

 

 

Заботливая, добрая, трудолюбивая, внимательная, одинокая, любящая
 
Выносила, ставила, уходила, вечером убирала, говорила, не знала

 

Утенок Алеша

 

Сосед, смелый или трусливый, добрый, правдивый или хвастливый Пришел, стал смеяться, один прогоню, увидите завтра

 

Учитель. Давайте проверим работу вместе. Может быть, что-то необходимо добавить.

Фронтальная работа по анализу образов. Учащиеся находят в тексте характеристики и они вносятся в таблицу, которая создается на доске.

 

 

 

 

Одновременно проводится словарно-орфографическая подготовка: выделяются и объясняются орфограммы в словах, подбираются синонимы.

 

 

 

 

Проводится аналогичная работа по анализу образов и словарно-орфографическая подготовка, но по группам. Все фиксируется на листах с помощью маркеров. Контролируется работа 3-й группы. Дается предположение о том, каким на самом деле мог быть утенок Алеша.

Оказываю помощь 1-й и 2-й группам: предлагаю представить героя, добавить свои характеристики и внести их в таблицу (это подчеркнутые слова).

 

 

 

Затем все листы вывешиваются на доску в подготовленные разлинованные окошечки. Таким образом получается таблица.

 

 

Фронтальная работа по таблице. Проверяются и орфограммы, которые нашли и не нашли группы ребят.

V. Работа по составлению плана изложения

Учитель. Ребята, дальше вы будете работать по группам с разными заданиями. Прежде чем начнем составлять план, прочитайте внимательно задания на карточках.

Карточка 1. Кратко передайте содержание сказки от имени стрекозы и придумайте свою концовку. Запишите окончание сказки. Помните, что конец в сказках должен быть оптимистичным, то есть добро побеждает зло.
Карточка 2. Напишите изложение текста от имени хозяйки. Придумайте и кратко напишите концовку сказки.
Помните, что одной из особенностей сказок является победа добра над злом.
Карточка 3. Что отражено в заголовке: тема или идея сказки? Подберите другое название к тексту.
Напишите изложение текста и концовку по опорным словам и вопросам.

Учитель. Ребята, из заданий вам понятно, что план будет отличаться, поэтому в тетрадь пока вы его не записывайте. Из 1-го абзаца выдерите главное предложение. Попробуйте убрать второе предложение. Изменится ли смысл? Выбирайте важные слова из главного предложения. Что получилось?

Дети. Каждое утро – тарелка рубленых яиц.

На доске записывается план:

  1. Каждое утро – тарелка рубленых яиц.
  2. Прилетела стрекоза.
  3. Вечером.
  4. Пришел сосед Алеша.
  5. “Я один прогоню стрекозу!”
  6. Помощь Алеши утятам.
Карточка 4.
  1. Что выносила хозяйка утятам каждое утро?
  2. Где хозяйка ставила тарелку?
  3. Кто прилетал к тарелке после ухода хозяйки?
  4. Как пугала утят стрекоза?
  5. Чего они боялись больше всего?
  6. Что делала злая стрекоза после того, как пробовала еду?
  7. Почему утята целый день так и не подходили к тарелке?
  8. Что говорила хозяйка, когда убирала целую тарелку рубленых яиц?
  9. Чего не знала хозяйка?
  10. Кто однажды пришел в гости к утятам?
  11. Как он отреагировал на рассказ утят о стрекозе?
  12. Что пообещал сделать Алеша?

Опорные слова для окончания текста: на другое утро, поставила тарелку, буду драться, зажужжала, хотели убежать, не испугался, не успела сесть, схватил клювом за крыло, насилу вырвалась, с поломанным крылом, никогда не прилетала, наедались досыта

Вводится дифференциация по уровню творчества и уровню трудности.

Даются карточки с заданиями для высокого уровня –1-я группа (Карточка 1), для среднего уровня – 2-я группа (Каточка 2) и низкого уровня – 3-я группа (Карточка 3).

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа по составлению плана изложения.

Учащиеся 3-й группы работают над заголовком. Затем получают карточку 4 с вопросами и опорными словами для концовки текста.

Ученики 1-й и 2-й групп составляют свои планы в зависимости от задания.

Оказывается помощь 2-й группе в составлении плана:

  1. Тарелка рубленых яиц.
  2. Сомнения хозяйки.
  3. Решила проследить.
  4. Появление соседа.
  5. Помощь Алеши.
  6. Все хорошо закончилось.

1-я группа под руководством учителя добавляет начало сказки (на черновиках).

Например: Я большая и смелая стрекоза. Летаю везде и никого не боюсь. Однажды мне не повезло...

Составляет свой вариант плана:

  1. Вот я какая!
  2. Тарелка рубленых яиц.
  3. Утята меня боялись.
  4. Хозяйка беспокоится.
  5. Неприятная встреча.
  6. (Варианты:

Больше никогда не полечу к утятам.
Вот и наелась!
Мы подружились.
Дружба – великая сила!)

VI. Повторное чтение текста

Учитель. Ребята, сейчас я еще раз прочитаю весь текст, а вы послушайте с закрытыми глазами и представьте картину происходящего.

Теперь поменяйте рассказчика и проговорите мысленно ваш текст.

Активизирую работу образного мышления.

 

 

Делаю паузу.

VII. Написание изложения

Учитель. Ребята, запишите свои сказки аккуратно и грамотно. Используйте таблицу на доске и планы в тетрадях. Желаю вам творческой удачи?

Самостоятельная работа по написанию изложения с дополнительным заданием.
VIII. Самопроверка

Учитель. Проверьте свои работы. Подумайте, интересно ли будет другим ребятам читать ваше произведение. Все ли у вас получилось?

Если нужно, для самопроверки используйте памятку.

Памятка

Как проверить изложение?

  1. Внимательно прочитай текст своего изложения.
  2. Соответствует ли плану твое изложение?
  3. Сумел ли ты интересно раскрыть замысел автора?
  4. Проверь, правильно ли ты записал слова с орфограммами в изложении?
  5. Все ли у тебя получилось?
  6. Доволен ли ты своей работой?
Метод самоконтроля.

Пытаюсь вызвать у детей чувство удовлетворения работой.

IX. Домашнее задание

1-й и 2-й группа: придумайте похожую сказку с другими животными, подготовьте пересказ, нарисуйте иллюстрации (по желанию).

3-я группа: перескажите сказку от имени утят, сохраните свое окончание.

Началом вашего пересказа будет: “Когда мы были совсем маленькими утятами...”

Домашнее задание дается дифференцированное.

Домашнее задание также будет способствовать развитию творческих способностей учеников.

X. Итог урока

Учитель. Ребята, какую задачу мы ставили в начале урока?

Получилось ли у вас придумать оптимистичный конец сказки?

Хотите узнать, каков конец этой сказки у Б.Житкова?

(Чтение концовки в авторском варианте.)

У кого еще конец получился таким же? (У ребят 3-й группы. Они радуются тому, что окончание у них похоже с авторским.)

Что было интересным для вас на этом уроке?

Что у вас вызвало затруднения?

Предлагаю учащимся проанализировать результат.

Закрепляю особенности жанра “Сказка”.

 

 

 

 

Пытаюсь вызвать у детей чувство радости, удовлетворения от работы и равноценности.

Прогнозирую дальнейшую работу по развитию речи.

Примеры детских изложений Приложение 2.