Урок-игра. Симфоническая картинка А.К. Лядова "Кикимора"

Разделы: Музыка


Цели урока:

Образовательные:

  • в процессе фронтального опроса, закрепить знание терминов “миниатюра”, “программная музыка”;
  • познакомить:
    - с термином “лейтмотив” и его ролью в произведении;
    - со сказочной картинкой кикиморы в сказке А.Н.Толстого “Кикимора”;
    - с симфонической картинкой А. К. Лядова “Кикимора”;

Развивающая:

  • формировать познавательный интерес к симфонической музыке.
  • развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.

Музыкальный материал:

  • А. К. Лядов “Кикимора” симфоническая пьеса- слушание;
  • “За рекою старый дом” - колыбельная песня. Музыка И. С.Баха, текст Д.Томского.

Наглядный материал:

  • иллюстрации к русским народным сказкам;
  • картинки с изображением зверей;
  • медали с пятерками.

Литература: А.Н.Толстой, сказка “Кикимора”.

ТСО: магнитола, компакт-диски.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие “Здравствуйте, ребята!” (по ступеням звукоряда).

2. Мотивация.

Слово учителя. “Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”.

Учитель.

Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке?

Дети. Про Кикимору.

Учитель.

Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической картинкой А.К. Лядова “Кикимора”. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия прошлого урока.

3. Актуализация знаний.

Ответы учащихся на вопросы учителя (фронтально)

Учитель проверяет знания терминов “миниатюра”, “программная музыка”, полученные на предыдущих уроках.

Учитель.

На прошлом уроке мы с вами говорили о замечательном композиторе А.К. Лядове и слушали его сочинение. Как оно называется?

Дети.

Программная пьеса “Музыкальная табакерка”.

Учитель.

Правильно. В каком жанре она написана?

Дети.

Симфоническая миниатюра.

Учитель. Молодцы, вы хорошо запомнили эти термины.

4. Изучение нового материала.

Знакомство с термином “лейтмотив”

Учитель.

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Давайте разбираться, что это такое? Вспомним сказку “Теремок”. (Дети называют героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов. Какие это слова?

Дети.

Мышка – пи – пи – пи.

Лягушка – ква - ква.

Петух – ку - ка - ре – ку.

Учитель.

Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется “лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает “ведущий мотив”. Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы повторяются много раз по ходу развития сюжета. А сейчас проведем игру “Теремок” и проверим, как вы поняли определение “лейтмотив”.

Ролевая игра “Теремок”

Цель игры: закрепить понятие термина “лейтмотив”

Распределяются роли среди детей. Учитель показывает картинки с изображением зверей. Дети называют свою реплику, отзываясь только на своего героя – зверя. Тот, кто перепутал – выбывает, а оставшиеся получают медали.

Учитель.

Вспомните названия “сказочных картинок” А. К. Лядова.

Дети.

“Волшебное озеро”, “Баба – Яга”, “Кикимора”.

Учитель.

Все эти картинки написаны для симфонического оркестра.

Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные.

Игра “Составь название”

Дети работают в группах.

Учитель дает листок с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой - народного. Медали получает группа, которая быстрее всех и правильно выполнила задание игры:

КРИСКАП

НАЯБ

АБТРУ

ФРАА

ИЛСГУ

АБЛАЛААЙК

Симфонический оркестр

Народный оркестр

5. Знакомство с персонажем сказки А.Н.Толстого “Кикимора”.

Учитель.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”. Кто такая кикимора?

Дети.

- Это сказочный персонаж.

- Живет в болоте.

- Зеленого цвета и очень вредная.

Учитель.

Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. Это можно назвать портретом, а характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого.

Учитель читает сказку.

Учитель.

В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.

Учитель читает эпиграф к произведению, см. приложение № 1.

Кто хочет поиграть и исполнить роль “кикиморы”?

Ролевая игра “Лучшая кикимора”.

С помощью считалки учитель выбирает несколько человек, которые разыгрывают выход кикиморы под музыку симфонической картины. С помощью зрительских симпатий определяется победитель, которому вручается медаль

Веселые минутки.

Игра - разминка “Веселые мышки” сопровождается песней “Веселые мышата”.

6. Работа с музыкальным материалом:

слушание симфонической картинки “Кикимора”.

Учитель предлагает послушать вступление, после чего дети, под руководством учителя, делят его на фрагменты с соответствующими лейтмотивами.

Учитель.

Мы прослушали начало произведения (вступление). Можно ли его разделить на несколько частей?

Дети. Можно. Самое начало медленное, зловещее.

Учитель.

Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Это будет первый лейтмотив.

Дети. Далее музыка мягкая, напевная.

Учитель.

Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную” - второй лейтмотив. А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

Дети. Музыка как – будто звенит.

Учитель.

Она рисует нам “хрустальчатую колыбельку” - третий лейтмотив.

После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.

Cлушание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору.

Учитель.

И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. Давайте мы все вместе споем ей колыбельную “За рекою старый дом”. Как исполняют колыбельные песни?

Дети. Мягко, нежно, напевно, чтобы не разбудить уснувшего.

7. Хоровое исполнение песни “За рекою старый дом” музыка И. С.Баха, текст Д.Томского.

Учитель проводит этапы вокально-хоровой работы:

а) работа над певческой постановкой корпуса;
б) распевка;
в) повторение текста всей песни;
г) хоровое исполнение песни.

8. Закрепление материала:

проводится тест – викторина.

 Соедините правильные ответы.

ЛЕЙТМОТИВ Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ Яркая тема для характеристики главного героя.
КИКИМОРА Тихая, плавная, певучая мелодия.

Выделите правильный ответ.

1. Миниатюра - большое произведение
маленькое произведение
2. Лейтмотив - раздел произведения
музыкальная тема
3. Лейтмотив появляется - один раз
много раз
4. Автор симфонической картинки -  Глазунов
Лядов
5. Начало “Кикиморы - быстрое
медленное
6. Инструмент челеста звучит -  “колыбелька”
“у кудесника в горах”

Подведение итогов теста и выставление оценок.

9. Комментирование домашнего задания:

Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.

10. Подведение итогов.

Совместные выводы учителя и учащихся;

Выставление оценок тем, у кого медали за работу на уроке.