Урок литературы в 9-м классе "Загадочная судьба А.С. Грибоедова"

Разделы: Литература


По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово «раб»…

Цели урока:

  • дать представление о личности А.С.Грибоедова и его трагической судьбе;
  • развивать умение выстраивать обзор (биографию) жизни и творчества писателя;
  • стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы;
  • воспитывать твердую гражданскую позицию учащихся.

Оборудование:

  • Портрет А.С.Грибоедова работы И.Крамского (1873 г.)
  • Портрет А.С.Грибоедова работы В.Мошкова (1827 г.)
  • Портрет А.С.Грибоедова в годы военной службы работы Д.Каркадовского (1829 г.)
  • А.С.Грибоедов. Миниатюра П.А.Каратыгина (1820 г.)
  • А.С.Грибоедов. Акварель Горюнова.
  • А.С.Грибоедов. Гравюра Н.Уткина (1829 г.)
  • А.С.Грибоедов. Рисунок А.С.Пушкина (1828 г.)
  • А.С.Грибоедов. Миниатюра неизвестного художника.
  • Запись вальса, автором которого был А.С.Грибоедов.
  • Выставка художественной и библиографической литературы о Грибоедове.
  • Альбом репродукций «Есть внутренняя жизнь, нравственная и высокая, независимо от  внешней».
  • План-словарь для каждого ученика.
  • Словарь литературных терминов.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Именем А.С.Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное. Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством «Горе от ума», блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна. Достоверно неизвестно, в каком году он родился и погиб при загадочных обстоятельствах.

Кто он был? Драматург? Военный? Дипломат? Музыкант? Политик? Может быть, все вместе?..

(Учитель предлагает учащимся записать тему урока и обращает внимание на примерный план – словарь, по которому дома учащиеся составят рассказ о судьбе Грибоедова. В течение лекции учителя учащиеся опираются на цитатный план и лексику данного плана-словаря).

2. Лекция с элементами беседы.

1)   Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. Он получил прекрасное домашнее образование, продолжил обучение в Московском благородном пансионе. В 1806 году поступил в Московский университет. Через два года окончил философский факультет и продолжил обучение на юридическом факультете. В 1810 году заканчивает обучение, но не уходит из университета, а поступает на факультет математики и естественных наук. Война 1812 года помешала закончить третий факультет, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук. Грибоедовдобровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. В военных действиях ему не пришлось участвовать, так как оба полка находились в резерве. (На экране учащиеся видят портрет Грибоедова в гусарской форме).  В 1816 году Александр оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками (английским, французским, немецким, итальянским), изучал древние и восточные языки (знал персидский, арабский, турецкий, учил санскрит), много читал (почти наизусть знал Гете, Шиллера, Шекспира в подлинниках), занимался музыкой (любимыми композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн, Вебер и др.), но не только был знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли два вальса Грибоедова. Один из этих вальсов я предлагаю вашему вниманию.

2) (Звучит грибоедовский вальс, на экране учащиеся видят сцену бала первой половины ХIХ века).

3) После такой музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека:   каким он был?..

(На доске выставка портретов  Грибоедова  разных  художников. По ходу рассказа ученик показывает подготовленную презентацию портретов Грибоедова  разных лет).

img4.jpg (12486 bytes)
img5.jpg (3236 bytes) img6.jpg (7276 bytes)

Если внимательно всмотреться в портреты, может невольно прийти мысль: а не разные ли эти люди? Повторяется только одно – очки. (На экране появляются портреты со звуковым сопровождением описания внешности).

На знаменитой гравюре Уткина (1829 г.) – задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде.

На более раннем портрете П.Каратыгина (1828 г.) – надменный профиль с длинным носом, несколько презрительным выражением лица, с застывшей усмешкой – холодный, уверенный в себе чиновник.

На акварели Машкова (1827 г.) – тонкогубый, задумчивый человек с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А вот портрет Крамского (1873 г.) более поздний – высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полусмешке «Холодный лик».

4) Каким же он был на самом деле? Каким его видели современники?

(Учащиеся зачитывают карточки, предварительно подготовленные ими, с отзывами современников).

5) Значит, не было у Грибоедова «холодного лика»? Принято считать, что домом Грибоедовых управляла мать, которая была жестока с крепостными. Поэтому с юных лет Александр жил «умом и сердцем» в другом мире, где господствовали совершенно иные мысли, настроения, интересы. Он принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодежи, которая заявила себя противницей насилия и жадно мечтала о новой свободной жизни:

По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово «раб»…

Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими декабристами:  

Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь.

О, не обманывайся, сердце! ( Отрывок из   стих. «Прости, Отечество!»)

В 1817 году Грибоедов участвует в дуэли «четверых» в качестве секунданта. После этого тяжело пережитого события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и «праздной рассеянностью». Ему предложили отправиться на дипломатическую службу в Северную Америку, либо в Персию. Он выбрал Персию. Назначенный секретарем русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. «Секретарь бродячей миссии» - так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел «Горе от ума».

6) Поговорим об истории создания «Горе от ума».

(Учащиеся рассказывают об истории создания «Горе от ума» по предварительной домашней подготовке; в процессе рассказа идет повторение литературоведческих терминов). Из ответов учащихся:

7) Комедия была завершена осенью 1834 года. Сохранилась и первая черновая редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее. Грибоедов очень хотел  увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков». Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» (из письма С.И.Бегичеву).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горе от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его, ибо настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «горя» от собственного «ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «Комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

(Далее ученики рассказывают об аресте Грибоедова в крепости «Грозная», о возвращении к месту службы в Тифлис, о подписании мирного договора с персами в местечке Туркманчай, о приезде в Петербург и встрече с императором, о женитьбе на княжне Нине Чавчавадзе, о вынужденной поездке в Персию,  о гибели драматурга). Сообщения сопровождаются презентациями, подготовленными учащимися.

Из рассказа: в 1828 году Грибоедов женился на дочери своего друга, грузинского князя, княжне Нине Чавчавадзе. Александр Сергеевич влюбился в прекрасную грузинку буквально с первого взгляда, она отвечала ему взаимностью. Возлюбленные провели две незабываемых недели, свой медовый месяц, в княжеском имении в Кахетии. Именно это чудесное время будет всегда вспоминать Нина Чавчавадзе.

Через некоторое время Грибоедов был вынужден снова ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в политические споры, конфликты.Гибель Грибоедова была результатом продуманного и тщательно проработанного плана, хотя персидское правительство уверяло, что произошла нелепая случайность, недоразумение (всего лишь!). А русское правительство, в свою очередь, не сделало ничего, чтобы восстановить истину.

30 января 1829 года огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством. Говорят, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, он гордо отвечал осведомителям, что никто не посмеет поднять руку на посла. Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники посольства и сам посол защищались героически. Все русское посольство – 37 человек – было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение трех дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство, по настоянию жены Грибоедова, потребовала выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать по кисти рук, в свое время простреленной на дуэли. Николай I за убийство Грибоедова благосклонно принял извинения и подарок иранского шаха – алмаз, который хранится в Алмазном фонде Кремля. «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское дело», - заявил русский император.

Незадолго до отъезда  Грибоедов, как бы предвидя свою гибель, говорил жене: «Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, то похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида». Там он и похоронен.

8) Ученица читает наизусть стихотворение «Шесть траурных коней…» Я.Полонского.

9) Учитель читает отрывок из стихотворения А.Одоевского.

Вот такая загадочная, трагическая судьба необычайно одаренного человека. Если она вас заинтересовала, вы можете прочитать две очень интересные книги о жизни Грибоедова (это художественные произведения):

  • Тынянов Ю.И. Смерть Вазир-Мухтара.
  • Попов И.В. Путник. Повесть о жизни Грибоедова.

3. Обобщение.

  Что поразило вас в личности и судьбе А.С. Грибоедова?

Чтобы еще раз подчеркнуть неоценимый вклад в историю русской литературы, сделанный его гениальной комедией, послушаем несколько высказываний современников Грибоедова  (учащиеся читают предварительно выписанные в тетради отзывы современников о комедии).

4. Итоги.

5. Домашнее задание.

  • Пользуясь примерным планом – словарем, составить рассказ о судьбе Грибоедова.
  • Перечитать первое действие комедии «Горе от ума».