Урок-кроссворд "Синтаксис простого предложения"

Разделы: Русский язык


На доске и у детей на картах начерчен кроссворд и написаны предложения к нему. (Приложение 1)

Учитель русского языка. Доброе утро, ребята! Я вижу, вы слегка удивлены, что на уроке русского языка сегодня у вас два учителя: учитель русского языка и учитель литературы. Необычное начало сулит необычный урок, это урок-кроссворд. Целью его будет повторение и закрепление знаний синтаксиса простого предложения.
Дома я просила вас приготовить небольшой рассказ о слове «кроссворд». Кто готов ответить?
(В слове кроссворд орфограммой является удвоенная согласная «с», слово словарное. В словаре Ожегова о нём сказано: «Игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова»).
Вы давно используете кроссворды на уроках в качестве дополнительного задания и умеете их разгадывать. А сегодня весь урок будет посвящён этой полезной и увлекательной игре.

Учитель литературы. Все примеры для анализа взяты из произведений известного русского поэта. Кто он, вы скажете в конце урока, покажете его портрет и прочтёте, я надеюсь, что-нибудь из его лирики.

Учитель русского языка. Перед вами на доске и на картах кроссворд и шесть предложений к нему. К концу урока мы должны его заполнить, и в цветной цепочке появится ответ на один из последних вопросов.

  1. Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел; был сильный мороз.
  2. Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз.
  3. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!
  4. – Здорово, парнище!
  5. – Ступай себе мимо!
  6. – Откуда дровишки?

Учитель литературы. Я вижу, у вас загорелись глазки, вы узнали автора строк! Молодцы! Но давайте потерпим до последнего этапа урока, когда остальные ребята узнают поэта.

Учитель русского языка. При характеристике предложения, какие признаки мы выделяем в первую очередь? (Характеристика по цели высказывания и по эмоциональной окраске).
Итак, первая характеристика – по цели высказывания. Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные). Прочитайте выразительно и определите по цели высказывания первые два предложения.(Повествовательные, т.к. содержат сообщение). Ученик, характеризующий второе предложение, вписывает ответ в кроссворд на доске в строку под № 6. (Повествовательное).
Вторая характеристика, какая? (По эмоциональной окраске). Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (Восклицательные и невосклицательные). Читаем выразительно третье предложение и определяем, какое оно по эмоциональной окраске. (Восклицательное, т.к. произносится с особой интонацией). Ответ вписываем в строку под № 8. (Восклицательное).
Прочитайте выразительно пятое и шестое предложения и охарактеризуйте их по цели высказывания и эмоциональной окраске. (Пятое – по цели высказывания побудительное, т.к. содержит совет). Ответ вписываем в строку под №2. (По эмоциональной окраске – восклицательное, т.к. произносится с особой интонацией).
(Шестое – по цели высказывания вопросительное, т.к. содержит вопрос). Ответ вносим в строку под № 7. (По эмоциональной окраске – невосклицательное, т.к. произносится с обычной интонацией). МОЛОДЦЫ, этот материал вы знаете.
Чтобы правильно охарактеризовать предложение и начертить его схему, что мы должны сделать дальше? (Выделить грамматические основы предложения).
Что такое грамматическая основа предложения? (Подлежащее + сказуемое).
Как найти в предложении грамматическую основу?

(Когда перед нами задача – найти
Основу всего предложения,
Прежде всего отыщу я глагол,
Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркну я его поскорей
Сразу двумя чертами.

Потом от него я вопросы кто? что?
К другим словам направляю
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаю.

Тут я его одною чертой
Вмиг подчеркну без сомненья,
И полюбуйся – перед тобой
Основа всего предложенья!).

В первом предложении выделите грамматические основы. Сколько их? Что это значит? (Их две, а это значит – предложение сложное).
ОДНАЖДЫ, В СТУДЁНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ Я ИЗ ЛЕСУ ВЫШЕЛ; БЫЛ СИЛЬНЫЙ МОРОЗ.
В строку под № 5 запишите термин, обозначающий слово МОРОЗ. (Подлежащее).
В строку под № 4 – термин, обозначающий слово ВЫШЕЛ. (Сказуемое).
Дайте полную характеристику первому предложению. (По цели высказывания – повествовательное, т.к. содержит сообщение; по эмоциональной окраске невосклицательное, т.к. произносится с обычной интонацией; по структуре сложное, т.к. в нём две грамматические основы, бессоюзное, т.к. простые предложения соединяются без помощи союзов. Первое простое предложение по наличию главных членов – двухсоставное, т.к. грамматическая основа состоит из двух главных членов, подлежащего и сказуемого; по наличию второстепенных членов – распространённое, т.к. есть второстепенные члены предложения. Второе простое предложение – по наличию главных членов – 2-с, по наличию второстепенных членов – распр.).
Составьте схему этого предложения. ([– =];[= –] . БСП ). Карточка разбора предложения в Приложении 2.
Каким членом предложения будет слово ЗИМНЮЮ? Ответ впишите в строку под № 3. (Определение). Расскажите об определении.

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

Определите, каким членом предложения будет слово ВОЗ во втором предложении. Впишите термин в строку под № 1. (Дополнение). Расскажите о нём.

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедленья,
Тут же отыщутся и дополнения.

В этом же предложении найдите слово МЕДЛЕННО и определите, каким членом предложения оно будет. Ответ впишите в строку под № 9. (Обстоятельство). Что вы можете рассказать об обстоятельстве?

На вопросы где? когда?
Как? откуда и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да-да.

Прочитайте выразительно предложение под № 4, это реплика диалога. Как называется синтаксическая фигура, данная в этом предложении? (Обращение). Что вы можете рассказать об обращении?

Всем нам при общении
Поможет ОБРАЩЕНИЕ.
К людям, звёздам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй.

Обращение не является членом предложения, подчёркивается в предложении галочками.
А теперь, если мы правильно заполнили кроссворд, в цветной цепочке должен получиться этот термин. ОТЛИЧНО!
Молодцы, ребята, я довольна вами сегодня. Этот материал вы знаете хорошо. По русскому языку ставлю оценки и комментирую их.

Учитель литературы. Ну а теперь, кто узнал русского поэта, автора предложений? Как называется стихотворение, из которого взяты предложения?
На доске текст с пропущенными словами, вставьте их.
… – известный русский поэт 19 века. Много произведений он посвятил детям. Одним из лучших считается стихотворение … .

МОЛОДЦЫ. Поэта Н.А.Некрасова вы знаете, покажите его портрет. А кто желает прочесть стихотворение Некрасова? (Читают отрывок из стихотворения «Крестьянские дети», «Несжатая полоса», отрывок из «Железной дороги»).

Оказывается, вы хорошо знаете не только русский язык, но и литературу, выразительно читаете и декламируете наизусть. По литературе я с удовольствием поставлю оценки.(Комментирование оценок).

Заполненный кроссворд в Приложении 3.