Современность в музыке

Разделы: Музыка


Цель: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения.

Задачи образовательные: закрепление и расширение знаний о композиторах-классиках, отвечающих смыслу понятия «современность», в частности, о Людвиге ван Бетховене; формирование умения определять в дальнейшем на слух музыку сонаты № 14; совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки; умение определять стиль музыки Бетховена.

Задачи развивающие: развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования.

Задачи воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки Бетховена, рефлексированного отношения к предмету.

Оборудование и музыкальный материал: музыкальный центр, фонохрестоматия за 8-й класс — диск «Бетховен. Соната № 14», ноты песни С. Намина «Мы желаем счастья вам».

Термины, понятия, выписанные на доске: Л. ван Бетховен «Соната вроде фантазии, посвящение «Графине Джульетте Гвичарди».

Структура урока:

1) организационный момент;

2) повторение изученного материала;

3) закрепление изученного материала;

4) объяснение новой темы;

5) закрепление новой темы;

6) диагностика;

7) оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  • выполнение творческих заданий;
  • выполнение письменных творческих заданий;
  • слушание;
  • вокально-хоровая работа.

Методы обучения: обобщение; анализ; словесные; наглядно-слуховые; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления, ситуации успеха, проблемно-поисковых ситуаций.

Ход урока

I. Приветствие

Учитель. Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Учащиеся. Здравствуйте, учитель, здравствуйте!

Учитель. Предлагаю упражнения на закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке, а также на проверку домашнего задания. Сейчас каждый учащийся, не повторяя друг друга, будет давать свой ответ на вопрос «Что значит современность в музыке?», дополняя тем самым предыдущего ученика и приводя примеры композиторов и их произведений, отвечающих, на ваш взгляд, понятию «современность в музыке».

Учащиеся по цепочке выполняют задание. Учитель делает вывод о качестве ответов, оценивает наиболее правильные.

Учитель. Предлагаю прослушать произведение композитор которого вам хорошо известен и имя которого было не раз озвучено в предыдущем задании. Почти каждый из вас считает себя знатоком людских характеров, «психологом». Предложи вам охарактеризовать своего соседа по парте, вы справитесь с этим заданием без труда. Теперь вам необходимо на время представить себя в роли психолога, чтобы рассказать о человеке, которого вы никогда не видели, но который оставил «звуковое письмо» о себе и своем времени. И по стилю музыки вы попробуйте определить имя композитора, те мысли и чувства, которые он хотел передать через музыку.

II. Слушание сонаты № 14 Л. ван Бетховена, III часть, фрагмент (3 минуты)

Учитель. Итак, давайте поговорим об особенностях музыки, чтобы определить композитора.

Учащиеся. Музыка стремительная, порывистая, напряженная, скорее революционного характера.

Учитель. Хорошо, теперь вспомним, какие композиторы писали революционную музыку?

Учащиеся. Нам известны революционные этюды Скрябина, Шопена, «Эгмонт» Бетховена...

Учитель. Это музыка русская или зарубежная?

Учащиеся. Зарубежная.

Учитель. Классическая или романтическая?

Учащиеся. Классическая.

Учитель. Теперь вы могли бы назвать точное имя?

Учащиеся. Да, Бетховен.

Учитель. Верно, Бетховен. Но только ли революционными идеями была наполнена его музыка?

Учащиеся. Возможно, мысли были более личного характера, но в музыке ярко выражено стремление к счастью, к свету, а в некоторых местах слышна тоска, боль.

Учитель. Вы отлично справились с ролью психологов. А теперь хотелось бы ваши догадки подтвердить историей создания этого произведения. Когда Бетховену было около тридцати лет, он ясно ощутил, что к нему подкрадывается страшная, особенно для музыканта, беда—глухота. И именно в это пору он почувствовал, что к нему пришла великая радость—любовь. «Она любит меня, и я ее люблю. Это первые светлые минуты за последние два года», — писал он своему врачу, надеясь, что счастье любви поможет ему одолеть надвигающийся недуг. Но она — ее звали Джульетта Гвичарди — воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя (Бетховен учил ее играть на фортепиано), пусть знаменитого, но незнатного происхождения, вечно страдающего от денежной нужды, да еще и глохнувшего. Джульетта нанесла Бетховену двойной удар: отвергла его любовь и вышла замуж за совсем бездарного сочинителя музыки, зато... графа

Тогда-то и было написано одно из прекраснейших произведений — соната № 14, названная «Соната вроде фантазии», посвящение графине Джульетте Гвичарди» (все название на доске), одну из частей которой вы слышали только что, а теперь вы услышите другую ее часть, где переданы чувства композитора к возлюбленной.

Послушайте и мысленно опишите портрет Джульетты: ее образ, ее характер, манеру поведения...

III. Слушание сонаты № 14 Л. ван Бетховена, П часть, фрагмент (3 минуты)

Учитель. Итак, какой перед нами предстает Джульетта в музыке композитора?

Учащиеся. Очень красивая, юная,  нежная, мягкая, но легкомысленная и бесчувственная, так как музыка этой части, несмотря на всю красоту и танцевальность, — строгая.

Учитель. Вы правы, хотелось еще добавить в музыке есть и ноты откровенного горя, тоски — мрачные мысли автора, перекликающиеся с женским началом.

Диагностика: учитель предлагает послушать оставшуюся часть и выполнить более сложное задание: выяснить характер, настроение, а затем попробовать логически выстроить части по порядку, объясняя ход развития сюжета. Учащимся предлагается участвовать в композиторском процессе выстраивания формы произведения, написанного более 200 лет назад. Это задание они будут выполнять на отдельном листе для того, чтобы можно было оценить, насколько глубоко дети почувствовали произведение, охарактеризовав самостоятельно последнюю из прослушанных ими частей, и как они объяснят свою «авторскую» логику построения частей и взаимодействия музыкальных образцов.

IV. Слушание сонаты № 14 Л. ван Бетховена, I часть, (5 минут)

Учащиеся письменно выполняют работу во время и по окончании звучания музыки. Время выполнения не более 10 минут.

V. Учитель. Чтобы закончить наш урок на более светлой ноте, мы вернемся к дальнейшему разучиванию песни, которая перекликается с бетховенскими идеями борьбы за счастье, с его устремлениями к свету, мечте, идеалу.

Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» С. Намина (10 минут).(Приложение 1).

VI. Домашнее задание

Принести на следующий урок альбом рисования, карандаш и фломастеры.

Критерии оценивания: активность на уроке; количество и качество ответов (оригинальность, точность); первое задание оценивается за правильность, убедительность, развернутость ответа; отметки могут быть выставлены по результатам диагностики за логику мышления, доказательность взгляда на порядок построения музыкальных частей, точность и оригинальность характеристики последнего музыкального образа.

Приложение 2 - текст песни "Мы желаем счастья вам!".