Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе на тему "Кладовые земли"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Повторить знания о свойствах полезных ископаемых; о полезных ископаемых Оренбургской области;

2. Обобщить сведения о полезных ископаемых наиболее ценных в народном хозяйстве (каменный уголь, нефть, железо, руда);

3. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;

4. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: карта полезных ископаемых России и Оренбургской области, атлас по природоведению, коллекция полезных ископаемых, конверты с условными знаками полезных ископаемых, “малахитовая шкатулка”, выставка книг по теме урока, портрет П. П. Бажова, книжки-самоделки “Кладовые земли”, выставка рисунков.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы повторим изученное по теме “Кладовые земли”, обобщим полученные знания, вспомним, какие полезные ископаемые есть в Оренбургской области.

- Вспомните сказы П. П.Бажова и отгадайте загадку.

Махонька девчоночка-
Сама вроде кукленочка-
Резвехонько так пляшет,
В руке платочком машет.

(Огневушка-Поскакушка)

(выходит девочка в костюме Огневушки)

- Помогать мне на уроке будет Огневушка-Поскакушка. Она будет вручать жетоны-алмазы за правильные ответы.

II. Повторение пройденного.

а) Работа над значением слов.

- Как вы понимает слова “кладовые земли”? (дети отвечают)

На доске появляются слова: Кладовые земли,

Подземные богатства
Сокровища недр
Подземные клады.
Полезные ископаемые

– Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла под землей сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.

б) Парад полезных ископаемых

(Появляются ученики в кокошниках с условными знаками полезных ископаемых - “нефть”, “глина”, “руда”, “газ”, “соль” и др.).

1уч. – Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. А это-полезное ископаемое .

2уч. – Чтобы суп был солёный, нужна соль. И это-полезное ископаемое.

3уч. – Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина-каолин- тоже полезное ископаемое.

Учитель. И так за что ни возьмись.

4 уч. - Железная дорога, и гвоздь; станок и часы; океанский корабль и чайная ложка-всё это сделано из металлов. Металлы бывают разные.

- Назовите какие. (железо, медь, титан, никель…) Их выплавляют из руд. А всякая руда-это полезное ископаемое

5 уч.- Но вот построили мы из металлов автомобили, самолёты, только они сами не поедут, не поплывут, не полетят. Или нужно горючее-бензин, керосин, которые получают из нефти. Но нефть добывают из-под земли, она тоже полезное ископаемое, хотя её и не выкапывают, а выкачивают.

6 уч.- И газ, который голубыми огоньками горит на кухонной плите - полезное ископаемое. Его, как и нефть, выкачивают из-под земли и гонят по трубам - газопроводам на далёкие расстояния.

Учитель. Вот сколько полезных подземных богатств!

(Огневушка вручает жетончики-алмазы ученикам, представляющим полезные ископаемые)

в) Инсценирование сказки “Уголёк”

- А сейчас отгадайте загадку об одном из полезных ископаемых.

Неказист с виду клад,
А народ ему рад.
Из земли поднимается-
За все работы применяется.

(Каменный уголь)

- Правильно.

- А теперь посмотрите сказку о каменном угольке.

Сказка. (2 сказочника на сцене. На троне Ванюша-царевич, возле него придворные стражи.)

В волшебном царстве, в сказочном государстве жил-был Ванюша-царевич. Знал он о своём царстве ни много, ни мало, а ровнехонько ничего. Разослал однажды Ванюша-царевич во все концы своего государства гонцов-скороходов - объявить всем, чтобы принесли во дворец все самое чудесное, что только есть в его царстве.

Чего только не принесли люди: и чудо-птицу павлина, и камни-самоцветы. И самородки золотые! Последним явился неказистый мужичок. Лыком подпоясанный. В лапти обутый, и подал царевичу… простой черны уголёк-замарашку.

Рассердился Ванюша.

-Мне, - говорит, - добрые люди самоцветов драгоценных полный сундук натащили, а ты что принёс?! Теперь снова руки мыть придётся. Забирай - и прочь отсюда!

Обиделся мужичок, а черный уголёк – и того пуще. Покатился уголёк за порог - и след его простыл. И в тот же миг стало во дворце темным-темно.

-Это почему?! – рассердился Ванюша-царевич. – Подать сюда главного мудреца – пусть объяснит мне, по такому случаю в государстве темень кромешная наступила?

-- Всё потому – сказал главный придворный мудрец, - что электричество иссякло.

- Почему?! – топочет ножками Ванюша-царевич.

- Потому что электрические станции больше не работают.

- Почему?!

- Потому что топки погасли.

- Почему?!

- Потому что по вашей милости уголёк в стране пропал.

- Пропал – и ладно. Пускай свечи зажгут.

Свечи зажгли - посветлело, да вот беда – холодно во дворце. У придворных зуб на зуб не попадает.

Опять зовет Ванюша-царевич главного придворного мудреца:

- Это на каком таком основании мы тут все обчихались и лично у моего высочества изо рта пар валит?!

- Так ведь отопление-то. Ваше высочество, не действует.

- Почему?!

- Да потому, что огня в котельных нет.

- Почему?!

- Опять же потому, что уголек по Вашей милости пропал.

- Ладно, - сказал Ванюша-царевич, - дровами натопим. А пока шубы наденем и пойдём наш новый портрет смотреть.

Приходят к придворному художнику, а у того на холсте одни карандашные чёрточки – и больше ничего.

- Это что за безобразие?! – рассердился Ванюша-царевич. – Почему я у тебя получился такой бледный? Я заказывал картину, чтобы всеми красками сверкала!

- Так ведь многоцветные краски, ваше высочество, исчезли! Их же из черного-пречерного каменного угля добывают, а уголёк по вашей милости, сами знаете…

Тут с криком вбегает воевода:

- Беда! Напало на нас войско царевны Алёнки из соседней сторонки!

- А где же мои верные солдаты - храбрые ребята?

-Солдаты-то ребята есть, да сражаться нечем - ни булатных мечей, ни железных щитов. Хоть картошкой бросайся, блинами защищайся!

-Что ж, кузнецы - молодцы говорят: “Не можем. Мол, ковать – огонь в кузнецах погас – угля нет. И железа опять же нет. Ну как его без каменного угля из руды возьмешь? Вот и получается: в печах-домнах вроде бы руда, а из домен-то – ерунда!”

И решил тогда Ванюша - царевич бежать без оглядки из своего царства - государства, пока цел. Слез с пуховой перины – хвать за кафтан: батюшки, ни одной пуговицы! И новых пуговиц не пришьешь: пластмассовые пуговицы - то тоже из угля. А зимой без кафтана куда побежишь?

Тут Ванюша - царевич и взмолился:

-Уголёк! Родимый! Воротись, не попомни зла. Прости меня, больше не буду-у-у!

Говорят, простил его уголёк – воротился назад.

- Что же вы узнали из сказки о пользе каменного угля?

г) Слушание музыкального произведения Эдварда Грига “В горной пещере короля”

- А сейчас послушайте музыкальное произведение Эдварда Грига и вспомните, как оно называется. ( Ранее на уроке музыки дети слушали это произведение и знают его содержание)

“В горной пещере короля”.

д) Хозяйка медной горы в гостях у ребят.

– А вот ещё одна загадка по сказам Павла Петровича Бажова.

Небольшого роста девка,
И сама вся статная,
И коса её чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды,
Волшебные, ясные.

(Медной горы хозяйка)

(-Звучит музыка пьесы. Выходит Хозяйка медной горы с малахитовой шкатулкой)

-Узнали вы меня, дети?

- В моей малахитовой шкатулке есть и такие клады, которые люди используют при строительстве дорог, зданий, мостов, набережных, и как топливо и для других нужд.

- Я загадаю вам загадки, а вы назовёте, что лежит в шкатулке.

1) В воде родится.
А воды боится. (Соль)

2) В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел)

3) Чёрен как ворон
А греет как солнце. (Уголь)

4) Туп конец,
Востёр резец,
Режет листы,
Летят куски. (Алмаз)

5) Иду в воду красно,
Выйду - черно. (Железо)

- А вы ребята, знаете загадки о полезных ископаемых?

(Дети загадывают и показывают полезные ископаемые.)

  1. Какой из комбайнов никогда не видит солнышко? (Угольный)

По трубе течет-
Пироги печёт.
Что это? (Газ)

Едет машина
Без капли бензина…
Чем же заправлена
Эта машина? (Газ)

Бьют Ермилку
По затылку,
Он не плачет,
Только ножку прячет. (Кузнечный молот)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

Белый, как сахар,
Пока руки им не испачкаешь,
Ума – разума не наберешься. (Мел)

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины,
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

Со звуком с я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С м берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто. (Соль - моль)

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я … (Фарфор)

Черен, как ворон,
А греет, как Солнце. (Уголь)
Иду в воду – красно,
Выйду – черно. (Железо)

Закопай - не гниёт,
Кинь в воду – поплывёт. (Уголь)

Туп конец,
Востер резец,
Режет листы,
Летят куски. (Алмаз – стеклорез)

е) Выставка изделий.

- Ребята, посмотрите, какие изделия можно изготовить из глины, песка, орской яшмы.

-Я вижу, вы хорошо знаете полезные ископаемые. Когда вы вырастете, то, может, кто-то из вас станет геологом, шахтером. Я приглашаю вас к себе в гости. До свидания.

(Хозяйка медной горы уходит)

III. Физминутка

- Много людей трудятся для превращения полезных ископаемых в необходимые для человека вещи. Среди них кузнец. На селе в старину он был самым ценным работником.

(Выходят “кузнецы” - мальчики в русских рубахах)

–Эй, кузнец-молодец! (Ходьба на месте)

Расковался жеребец! (Припадают на одну ногу)

Надо б снова подковать! (Показывают на ногу)

-Отчего же не подковать? (Разводят руками)

Вот гвоздь, вот подкова! (Вперед протягивают одну руку, потом другую руку)

Раз, два! И готово! (Стук кулачками друг о друга, протягивают обе руки вперед, как бы показывая готовую подкову).

(Остальные дети повторяют все движения)

IV.Сценка “Перочинный ножик”

–А вот как происходят чудесные превращения с полезными ископаемыми, мы узнаем от наших старых знакомых Знайки и Незнайки.

Знайка купил перочинный ножик.

- Ребята, вы знаете, что это за перочинный ножик? (Раньше писали гусиными перьями. Чинили их маленьким ножичком )

- По дороге Знайка встретился с Незнайкой.

- Откуда взялся твой перочинный ножик?

- Из магазина.

- А в магазин как попал?

- Шофёр привёз с завода?

- А что с ним было на заводе?

- Перед отправкой в магазин лезвие ножика заставил блестеть, как зеркало рабочий-шлифовщик на своём шлифовальном станке.

- А кто же сделал сам нож?

- Кузнец-штамповщик. Положил он стальной лист в кузнечную машину, нажал рычаг-молот. Сверху как грохнет! Сразу из стального листа получился десяток одинаковых лезвий. Посмотришь после этого на лист, а в нём десяток продолговатых отверстий. И каждое по своей форме точь – в - точь твой ножик.

- Но откуда взялся стальной лист?

- Его из стального бруска получили на огромном прокатном стане мастера-прокатчики.

- А стальной брусок откуда?

- Сталь сварили в громадной печи-мартене рабочие-сталевары.

- А из чего они сварили сталь?

- Из чугуна. В громадных печах-домнах чугун выплавили из железной руды рабочие-доменщики.

- А руда откуда взялась?

- Горняки добыли из-под земли.

- А как они руду отыскали?

- Геологи помогли. Вот сколько людей и машин трудились для того, чтобы появился на свет обыкновенный перочинный ножик!

Учитель.

- И так с каждой вещью: с рубашкой и с велосипедом, с чайной ложкой и с электрической лампочкой, с шариковой ручкой и телевизором, с турбиной и с тепловозом…

Чтобы смастерить любой предмет – большой или маленький, простой или сложный, надо, чтобы хорошенько потрудились, поработали, постарались мастера разных профессий.

Вместе дружно работают не только рабочие разных профессий, но и заводы разных профессий. Между ними, порой, сотни километров, а трудятся рука об руку.

Мчатся по железным дорогам поезда. В вагонах грузы, которые заводы пересылают друг другу. Прибыли вагоны на завод, где делают станки: “Вот вам электромоторы для будущих станков!” А станкостроители в ответ: “Отправляем вам наши станки для нового цеха!”

Шлют металлурги металл на подшипниковый завод, а им взамен – подшипники для нового прокатного стана.

Нефтяники шлют нефть на химический завод, а химики им смазку для буровых машин. Так помогают друг другу все заводы. Каждый выполняет свою работу, а все вместе делают одно общее дело.

V. Игра “Найди пару”.

(На стенде в 2 столбика написаны профессии и их рабочие места. Ученики выходят по одному, снимают карточку и строятся по порядку).

Стенд “Чудесные превращения”.

  1. Геолог (рюкзак)
  2. Горняк-шахтёр (шахта, руда)
  3. Доменщик (чугун)
  4. Сталевар (стальной брусок)
  5. Прокатчик (стальной лист)
  6. Кузнец-штамповщик (рычаг-молот)
  7. Шлифовщик (шлифовальный станок)
  8. Шофёр (завод)
  9. Продавец (магазин)

VI. Книжная выставка.

На книжной выставке не только сказы Бажова, но и другие произведения о полезных ископаемых. ( Выступление библиотекаря)

- Кто написал много сказов о родной земле Уральского края? (Великий русский писатель Павел Петрович Бажов родился 28 января 1879 года.)

- Какие сказы вы прочитали?

  1. “Серебряное копытце”;
  2. “Малахитовая шкатулка”;
  3. “Голубая змейка”;
  4. “Медной горы Хозяйка”;
  5. “Каменный цветок”.

- О ком загадка:

Сироткой рос мальчишечка:
Голубеньки глазёнки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку,
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой Медной,
Говорят в народе, знался.
(Данило-мастер)

Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека-то его не разглядишь-
И не разберешь, а близко к нему,
Как ни старайся, не подойдешь.
(Серебряное копытце)

- Ребята, читайте ещё книги. Из них вы ещё больше узнаете о подземных кладах нашей земли.

VII. Встреча с интересным человеком.

– У нас в гостях сегодня человек профессии, с которой начинается путь к сокровищам недр, геолог Крауялис Татьяна Здиславовна.

- Расскажите, пожалуйста, как вы стали геологом?

- Чем занимаетесь сейчас?

(Татьяна Здиславовна рассказывает о своей профессии и о работе геологического кружка нашей школы.)

– Для вас, Татьяна Здиславовна, ребята исполнят “Песню о геологах”.

  1. Ты уехала в знойные степи,

Я ушел на разведку в тайгу.

Над тобою лишь солнце палящее светит,

Надо мною лишь кедры в снегу.

А путь и далек, и дорог,
И нельзя повернуть назад…
Держись, геолог,
Крепись, геолог,
Ты – ветра и солнца брат!

На прощанье небес синевою,
Чистотою студеной воды,
Голубою заветной Полярной звездою
Поклялись в нашей верности мы.
Лучше друга нигде не найду я-
Мы геологи оба с тобой,
Мы умеем и в жизни руду дорогую
Отличить от породы пустой.
Я в суровом походе спокоен-
Ты со мной в каждой песне моей.
Закалённая ветром, и стужей, и зноем,
Только крепче любовь и сильней!
- Ребята, а я вам хочу загадать загадки.
Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застёжками.
(Рюкзак)

И от ветра и от зноя
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней складко!
Что это?
(Палатка)

- Молодцы, ребята, вы много знаете о полезных ископаемых. Приходите в наш кружок и вы узнаете ещё больше.

VIII. Полезные ископаемые Оренбургской области.

- А какими ископаемыми богата наша Оренбургская область? (нефть, газ, соль и др.)

- Посмотрите на карту.

По знакам условным
Найдешь, если надо,
На карте любые
Подземные клады.

(Дети выходят к карте и показывают, какие полезные ископаемые добываются и где в Оренбургской области)

Игра “Условные знаки”

(На каждой парте конверты с условными знаками. Учитель описывает свойства ископаемого, дети поднимают условный знак)

- Маслянистая жидкость, обычно бурого цвета с резким запахом. Используется в получении бензина, керосина и другого топлива. (Нефть)

- Удивительный природный материал, сильно меняющий свои свойства при смачивании водой и при прокаливании. Из неё легко лепятся кирпичи, разнообразная посуда, статуэтки, игрушки. (Глина)

- Добывается для строительства дорог, приготовления цемента и бетона, из него выплавляют стекло. (Песок)

Железная руда

Каменный уголь

Пески стекольные

Песчано-гравийный материал

Известняк

Торф

Глины

Золото

  Горючие газы

Нефть

IX. Обобщение.

– Какой вывод мы сделаем из сегодняшнего урока? (Надо беречь природные богатства земли)

-А как?

1. Экономить.

2. Заменять искусственными материалами (пластмасса).

3. Обработка железа от ржавчины.

4. Более глубокий поиск ископаемых.

Учитель.

- В недрах нашей земли сокровищ видимо-невидимо, а беречь их всё же надо. Как хлеб берегут, иначе быстро опустеют и подземные клады и правнукам нашим ничегошеньки не останется. Каждая капля нефти должна быть на учёте, каждый баллончик газа, каждая песчинка…

X. Заключение.

- В течение урока Огневушка вручала активным участникам жетоны - алмазы

- Кто набрал наибольшее количество жетонов? (Объявляются оценки)

- Ребята, вы хорошо работали. Спасибо за урок!

Приложение

Пословицы

1. Булат режет и железо и кисель.

2. В горне и железо плавится.

3. В огне и железо плавко.

4. Мал золотник, да дорог.

Русская народная песня “Во кузнице”

1. Во ку –

Во кузнице

Во ку –

Во кузнице

Во кузнице молодые кузнецы

Во кузнице молодые кузнецы

2. Они

Они куют

Они

Они куют.

Они куют, приговаривают.

Они куют приговаривают.