Использование измерительного комплекса L-микро на уроке по теме "Равнопеременное прямолинейное движение", 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цель урока: практическое доказательство зависимости скорости и пути от времени движения и подтверждение формул, используемых для расчёта скорости, ускорения и пути в любой момент времени при равнопеременном движении.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • диагностика знаний учащихся по теме «Равнопеременное прямолинейное движение»;
    • экспериментальное доказательство соотношений  между кинематическими величинами.
  • Развивающие:
    • дать учащимся представление о способах и средствах измерения кинематических величин;
    • объяснить принцип работы оптоэлектрических датчиков, познакомить со структурной схемой преобразования механической величины в электрический сигнал, показать, как используя данные опыта и компьютерную обработку результатов визуально наблюдать особенности движения.
  • Воспитательные:
    • развивать культуру общения, умение чётко и ясно оформить свои мысли при ответах на вопросы, создавать доброжелательное отношение друг к другу;
    • показать, что при формировании научного представления о процессах и явлениях важная роль отводится эксперименту.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Компьютер с рекомендуемыми техническими требованиями.
  • Источник питания, линейка – скамья, оптоэлектрические датчики, тележка с флажками, блок согласования с компьютером измерительного комплекса «L-микро».
  • Программное обеспечение, раздел «Механика».
  • Учебники.

Длительность: 2 урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, сообщение цели и задач урока.

II. Актуализация и диагностика знаний

Беседа с классом по вопросам:
– Какие кинематические величины изменяются, а какие сохраняются при равнопеременном движении?
– Ускоренным или замедленным будет движение, если вектора скорости и ускорения направлены противоположно?
– На доске написано выражение  v = 4 + 2t

  • Какое это движение?
  • Какое значение имеет начальная скорость ?
  • Чему равно ускорение?

– На доске написан закон движения x = – 3 – 4t + t2

  • Где находится тело в начальный момент времени относительно начала координат?
  • С какой скоростью и в каком направлении движется тело?
  • Какое это движение – ускоренное или замедленное?
  • Через какое время тело остановится?

– На доске написано выражение  S = votat2/2

  • Какая величина вычисляется по этой формуле?
  • Какому движению соответствует эта формула?
  • Как изменить эту формулу в случае vo = 0?

– На доске написано выражение 

  • Какой тип движения описывает эта формула?
  • Что изменится в этой формуле, если изменится тип равнопеременного движения?

III. Презентация

Даётся информация о возможностях лаборатории «L-микро». Представлено используемое оборудование и  назначение каждого из узлов. Ставится задача опытным путём определить зависимость скорости от времени движения и путь, пройденный при равнопеременном движении.

IV. Выполнение демонстраций

Определение зависимости скорости от времени при равнопеременном движении.

Линейка – скамья устанавливается на доске под углом 1-3o к  горизонту. Над линейкой-скамьёй на доске устанавливаются 2 оптоэлектрических датчика и тележка с двумя флажками (Рисунок 1). Производится 3 запуска тележки, изменяя положение второго оптоэлектронного датчика.  Интервалы времени t1, t2, t3, зафиксированные на мониторе для каждого запуска (Рисунок 2), заносятся в память компьютера, а учащиеся записывают их в тетрадь.

Рисунок 1

Рисунок 2

Скорости  v1 и v2  учащиеся вычисляют по формулам : v1 = S/t1   и   v2 = S/t3, где S – расстояние между флажками на тележке. Время движения тележки между оптоэлектрическими датчиками равно t = t1 + t2.

Учащимся ставится задача рассчитать v1, v2  и t для каждого из запусков тележки и построить график  v = f (t).

За время проведения расчётов и построений правый край линейки – скамьи перемещается вверх для демонстрации равнозамедленного движения, а на пусковое устройство устанавливается стартовая пружина.

Учащимся задаётся вопрос о том, какой линией описывается построенная ими зависимость  v = f (t). Компьютер переводится в режим «Обработка», и на мониторе наблюдается результат обработки опытных данных – прямая линия. Учащиеся сравнивают построенные ими графики с полученными на компьютере.

После этого проводятся 3 запуска тележки для равнозамедленного движения, их запись и обработка на компьютере. Учащимся демонстрируется  на мониторе график  v = f (t) для равнозамедленного движения.

  • В меню на экране компьютера выделяется пункт «Путь, пройденный телом при равноускоренном движении (вариант 1)». Линейка – скамья устанавливается под углом 1-3o к  горизонту, (Рисунок 1). Пружина со стартового устройства снимается, один из флажков на тележке удаляется. Используется 2 оптоэлектрических датчика. Первый из них предназначен для определения времени начала движения, а второй – устанавливается последовательно в положениях на линейке – скамье  20; 30; 50 и 75 см.

После каждого запуска тележки полученное значение интервала времени записывается в память компьютера, а учащиеся в тетрадь. Интервалы времени учащиеся возводят в квадрат и строят график   S = f(t2). Учащиеся отвечают на вопрос

  • Какой линией описывается зависимость   S = f(t2),
  • Должна ли прямая проходить через начало координат, если vo = 0.

Компьютер переводится в режим «Обработка»,  и график  на мониторе учащиеся сравнивают со своими построениями. Учащимся задаётся вопрос:

  • Какую кинематическую величину можно определить из  вычисления тангенса угла наклона полученной прямой к оси  t2?

V. Домашнее задание

Вычислить путь по формуле   , используя записанные в тетрадь данные при определении зависимости скорости от времени для равноускоренного движения (Рис.2). Величину ускорения определить по формуле:

VI. Подведение итогов урока, рефлексия

– Сегодня мы познакомились с тем, как, используя датчики и компьютерную обработку результатов измерений,  можно получить зависимости кинематических величин от времени.
– Ваше мнение об уроке.
– Понятно ли назначение используемого оборудования и датчиков?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что запомнилось больше всего, что вы считаете самым интересным?

Литература:

  • Лаборатория «L-микро». Демонстрационный эксперимент по физике. Механика. Руководство по выполнению экспериментов,  МГИУ, М., 2005.
  • А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, Физика 9 кл., Дрофа, М., 2000.
  • И.К.Кикоин, А.К.Кикоин, Физика. Механика 10.,  Просвещение, М., 2004.