Организация декоративно-прикладной деятельности в семье

Разделы: Работа с родителями


Цель: Организация совместной деятельности родителей и детей в рамках творческого мастер-класса.

Задачи:

  1. Укрепить семейные связи;
  2. Вовлечь родителей и детей в совместную деятельность;
  3. Показать совместные формы работы для родителей и детей при помощи изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.
  4. Познакомить родителей и детей с историей декоративно-прикладного искусства России;
  5. Сформировать знания, умения, навыки по конкретным операциям выполнения основы рамочки для фото.

Методы: использование информационно технологического комплекса, словесный, наглядный, практический.

Форма обучения: групповая.

Инструменты и материалы: картон, поролон, бумага белая для ксерокса, ножницы, клей ПВА, “Момент”, отходы текстильных материалов, нитки, иглы швейные, шаблоны для цветов, бусины, пуговицы.

Наглядные пособия: презентация о видах декоративно прикладного творчества (экскурс в историю). Презентация о способах декорирования рамочек (мультимедиа). Плакат с цветовым сектором, видовой ряд, литература по декоративно-прикладному искусству.

План занятия:

  1. приветствие (сообщение темы)
  2. ознакомление с понятием ДПИ, его видами (экскурс в историю) – презентация
  3. технология выполнения рамочки, практическая работа, (этапы выполнения, способ декорирования цветами из ткани)
  4. сочетание цветов, цветовой сектор; видовой ряд;
  5. презентация – (варианты оформления рамочек).
  6. итог занятия.

Ход занятия

1. Вступительная часть:

Здравствуйте уважаемые родители, коллеги, ребята! Сегодня я познакомлю Вас с технологией выполнения рамочек для фотографий. Этот вид деятельности относится к декоративно-прикладному искусству. Разрешите мне сделать небольшой экскурс в прошлое. В кратком словаре по эстетике под редакцией В.А.Разумного: декоративно-прикладное искусство – “вид искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно – эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения… ”

2. Ознакомление с понятием ДПИ, его видами (экскурс в историю – показ презентации). (Приложение 1.)

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых древних видов искусства. Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду,

предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы.

“Основоположниками искусства, – писал А.М.Горький, – были гончары, плотники, резчики по дереву и кости, портные, и вообще – ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя ваши глаза, наполняют музеи”.

Произведения декоративно-прикладного искусства различаются:

  • по типу созданных изделий (мебель, кружево, ювелирные украшения, игрушки и т.д.);
  • по материалу, из которого изделие создано (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.);
  • по технике обработки материала (художественная резьба, роспись, чеканка, литье, лоскутное шитье и т.д.). (Окончание показа презентации)

Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках, в украшении архитектурных сооружений и многом другом.

Дети рано начинают воспринимать окружающее, но, чтобы они могли оценить увиденное, научились отличать красоту, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса начинается в семье и очень важно, чтобы родители находили время заниматься с детьми. Не нужно это делать насильно, заставлять ребенка, это может отбить желание, лучше всего найти повод: день рождение у папы, бабушки, дедушки, друзей ребенка, праздники. И конечно нельзя ругать, называть обидными словами во время работы, “какой ты бестолковый”, “неправильно ты делаешь”. Нужно запастись терпением, дать ребенку проявлять самостоятельное творчество, ненавязчиво предлагая, что-либо изменить, поправить. Совместная творческая работа рождает множество идей. Сегодня подарок, изготовленный своими руками, ценится выше, чем купленный в магазине. Да и сами понимаете, что когда вы делаете что-то своими руками, вы вкладываете всю душу, стараясь создать неповторимый шедевр. И он непременно понравиться тому, кому вы его подарите. А еще этот творческий процесс тоненькими незаметными ниточками укрепляет семью, рождает добрые отношения и новые традиции в семье.

3. Технология выполнения рамочки (этапы выполнения, способы декорирования)

Сейчас мы приступаем к изготовлению рамочек. Тема такая – предстоят праздники: “День защитника Отечества”, “Международный женский день”. Предлагаю родителям и детям сесть вместе за один стол и приступить к изготовлению подарка – рамочки для фотографии. У нас на столах уже имеются необходимые заготовки, и материалы. Как вы видите, они не дорогостоящие. Простой упаковочный картон, обрезки текстиля, кружев, различные бусины, нитки, швейные иглы, и просто всякие вещицы, которые, казалось, можно выкинуть. Посмотрите несколько вариантов оформления рамочек, обратите внимание из каких материалов сделаны представленные рамочки. (Презентация – “Варианты оформления рамочек”). (Приложение 2)

– Вам необходимо повторять мои действия последовательно, не спеша. Я покажу один из видов декорирования рамочек обрезками текстиля. Заготавливаем рамочки из упаковочного картона. Можно взять стандартную фотографию 10х15. вычерчиваем на картоне рамку с отверстием данного размера. Ширина сторон рамки от 3,5 см. – 4 см. и вырезаем рамку.

– Сейчас нужно будет обклеить рамочку при помощи клея “Момент” поролоном, или синтепоном, или ватином (используют обрезки) тем, чем можно создать объем.

– Следующий этап – обвивка рамочки полоской ткани. Полоска должна быть шириной 5 – 6см. и длина ее должна быть в два раза больше периметра рамочки. Закрепим один конец полоски клеем на рамочку с изнаночной стороны (лицевая сторона та, где наклеен поролон). Затем, нужно подвернуть полоску на 1 см на изнаночную сторону и примерно, через одинаковые расстояния обвить всю рамочку тканью. Поле этого, закрепить второй конец полоски клеем или закрепить ниткой на изнаночной стороне. Основа готова.

– Этап декорирования рамочки – самый творческий. Мы будем декорировать рамочку цветами из ткани. Для этого, возьмите шаблоны – кружки, обведите их, пять раз на ткани. Цветок будет состоять из пяти лепестков. Складываем круг пополам и еще раз полукруг пополам. Сейчас нужна нитка с иглой. Собираем швом вперед иголку край лепестка, стягиваем его и закрепляем. И так последовательно, не обрывая нить, собираем все пять лепестков. У нас получился венчик цветка. В середину мы вшиваем бусины, или красивую небольшую пуговицу.

– Листики выполняем из зеленой атласной или капроновой ленты шириной 3 – 4см. отрежем ленту, чтобы получился квадрат, сложим концы ленты по диагонали, затем завернем углы к центру и соберем край на нитку, образовывая складочки. Закрепим нитку. Можно использовать кусочки искусственной кожи. Из нее мы сразу вырезаем форму листика.

– Сделав несколько цветков и листиков, мы их закрепляем при помощи клея или пришиваем на рамочку. Сначала листики, а потом цветочки. Как вы расположите цветы на рамочке, это уже ваше совместное с ребенком творчество. Можно добавить кружево, тесемочку, можно пришить бусины, бисер, это дополнительно украсит вашу рамочку. Подбор цветовой гаммы ткани для цветов, тесьмы, кружева, зависит от того, каким цветом у вас будет основа, т.е. рамочка. Есть еще несколько способов изготовления цветов, о них мы узнаем из презентации. (презентация “Изготовление цветов”). (Приложение 2)

4. Сочетание цветов, цветовой сектор, видовой ряд.

– А сейчас, делая завершающий этап в декорировании вашей рамочки, придумайте название вашей работе. Пока вы делаете последние штрихи, я вас познакомлю, как правильно подбирать и сочетать цветовую гамму.

– Говорят: “на вкус и цвет товарищей нет”. Про цвет разговор особый. Необходимо владеть цветовой гаммой, которая поможет избежать ошибок при создании декоративных изделий. В науке о цветовой гармонии за основу приняли цветовой ряд, состоящий из семи цветов (Цветовой сектор). Их последовательность легко запомнить по первым буквам шутливой фразы: “каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Цвета условно распределили на две группы: основные – к, с, ж; при смешении основных цветов образуются производные – к + ж = о; к + с = ф; ж + с = з.

Существует нейтральная группа цветов – черный, белый, серый.

Соединяя различные цвета, используют в основном два приема: сочетают контрастные цвета или родственные. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг.

Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета любого из секторов, скажем красного. Оттенков – множество: от ярко – красного, до светло – розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой.

Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый и т.д. они усиливают яркость друг друга. В композиции достаточно двух контрастных цветов, одного должно быть меньше, чем другого.

Более изысканным и сложным цветовым сочетание принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: к – ж – с; з –ф – о. и т.д. именно подобные сочетания часто встречаются на крыльях бабочек, лепестках цветов и в оперенье птиц.

Соседние цвета вносят дисгармонию, не стоит их соединять вместе.

5. Итог занятия.

История семьи начинается с фотографий, где запечатлены наши родные и близкие. И чтобы сохранить дух семьи, ее крепость, чтобы наши родные и любимые всегда были рядом с нами, нужно сохранять эти пожелтевшие от времени или красочные фрагменты нашей родословной, чтобы рассказать о них нашим детям, внукам, правнукам, чтобы наша ниточка истории семьи не оборвалась, а тянулась из поколения в поколение.

Мы с вами узнали о том, как можно оформить семейные фотографии, используя простые технологии. Одну из технологий изготовления рамочек изучили последовательно, о многих других вариантах вы узнали из презентаций и выставки работ наших ребят.

А сейчас мы с вами устроим небольшую презентацию работ. Пожалуйста, представители от семей родители или дети, продемонстрируйте ваши коллективные работы с названиями. (Участники мастер – класса представляют свои работы).

Пожалуйста выскажите Ваши пожелания и предложения о проведенном мастер – классе. Занятие закончено. До следующей встречи дорогие друзья.