Урок русского языка в 1-м классе по теме "В мастерской художника-графика"

Разделы: Начальная школа


Цель. Совершенствование графического навыка и скорописи у обучающихся.

Задачи:

  • образовательная: обучать связному, ритмичному и скоростному письму;

  • развивающая: вовлечь все сферы психики ребенка (внимание, интерес, волю, желание, сознание) в деятельность по овладению графическим навыком и каллиграфическим почерком; развивать умение выполнять работу аккуратно;

  • воспитательная: воспитывать эстетические чувства любви к прекрасному.

Оборудование: рисунки в технике графика, карточки с орфограммами, краски, кисти, графические материалы, инструмент «глазомер», карточки с элементами букв, карточки с буквами, мольберт.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задач урока.

III. Беседа.

- Сегодня мы собрались в изостудии, где будем работать графическими материалами. (В классе оформлена выставка работ, выполненных углем, карандашом, пером.)

- Ребята, а какие графические материалы вы знаете?

- Что такое графика?

- Графика – (от греческого слова) пишу, рисую. Рисунок в технике графика – это рисунок, выполненный карандашом, пером, углем на бумаге или картоне.

- Посмотрите на выставку работ, выполненных в этой технике. Работы выполнены углем, пером, карандашом (показывает на рисунки). Они очень выразительные, передают настроение автора.

IV. Упражнения на становление руки, развитие глазомера

1. Чтобы работать графическими материалами, нужно иметь хороший глазомер. Посмотрим, как с эти обстоят дела у нас. Возьмите рабочий инструмент «глазомер».

- На сколько частей нужно разделить прямую линию, чтобы написать букву «ш»?

- Где заканчивается бугорок у буквы «к»?

- Где напишем узелок у буквы «н»?

- Где начало бугорка у буквы «п»?

2. Чтобы быть графиком, надо знать какие художественные средства можно использовать (штрих, линия, тон). Мы используем основные и вспомогательные линии. Назовем элементы букв и термины, которыми мы пользуемся.

3. Чтобы быть профессионалом, нужно иметь твердую, хорошо поставленную руку.

Упражнения для пальцев, кисти

1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять.
1,2,3,4,5 - в домик спрятались опять.

4. Образ картины создается из отдельных элементов. Давайте соберем образ буквы.

- «а» - овал, качалка

- «х» - 2 полуовала

5. Что влияет на написание картины? (настроение, характер)

- Чтобы наши графические работы удались, я попробую улучшить ваше настроение (читает стихотворение):

Послушайте!
Послушайте!
Про радость, про мою!
Тетрадка с двойкой кончилась!
Поэтому пою!
Какая я счастливая
С сегодняшнего дня!
Тетрадка с двойкой кончилась
Сегодня у меня!

V. Упражнения на закрепление написания букв

1. Есть у нас буква-королева, которую мы можем превратить путем дописывания и стирания линий в 17 букв. Чтобы правильно написать эту букву, нужно помнить то, что в ней соблюдается параллельность линий.

- Рельсы, по которым путешествует буква, не должны разойтись. Иначе, быть аварии.

Возьмите ручки, поставьте руки на локоток (показ на доске).

Начинаем писать прямую наклонную линию от верхней линии рабочей строки на нижнюю линию (показ на доске). Делаем поворот («качалку»), вверх «крючковая» линия, «секрет», закрываем «секрет», «качалка».

- Какая орфограмма? Покажите точкой верхнее соединение.

Загадка

Кто носит домик на спине?

- Покажите точкой нижнее соединение.

Физминутка

Две ладошки я сожму,
Я по морю поплыву.
Две ладошки, знаю я, -
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным, по волнам
Рыбки вьются, тут и там.

- дальразделительный мягкий знак или показатель мягкости?

-Подберем однокоренные слова (сельская улица, сельский клуб, сёла). Назовите проверочное слово.

На доске: Ира читает книгу.

- Прочитайте предложение. Запишите его самостоятельно. Подчеркните буквы, которые мы получили из буквы «и».

VI. Итог урока.

- Обменяйтесь своими работами. Оцените работу. Ребята, как вы думаете, какая работа называется произведением искусства? (если она выполнена профессионалами, автор обладает необходимыми знаниями и навыками). Каждый из вас обладает определенными знаниями и навыками. Работали вы с разными настроениями, у вас разные характеры и у каждого из вас получились разные «произведения». Может быть, вашу работу и назовут произведением искусства. Благодарю вас за урок.