Духовно-нравственное воспитание: актуальность примера Царской Семьи

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


2008 год объявлен Президентом РФ годом семьи. В июле этого года исполнилось 90 лет со Дня кончины Царской Семьи. Так совпали эти два события.

Мы живем в то время, когда многое в нашем государстве меняется, и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Наше общество болеет. Об этом свидетельствует современный кризис семьи как социального института. Большинство семей теперь - одно- или малодетные, до 25% детей рождаются вне брака (так называемый «гражданский брак» - это простое сожительство, с точки зрения Церкви – блуд). Не уменьшается феномен социального сиротства, когда дети становятся сиротами при живых родителях, пополняя детские дома.

Очень хочется понять, почему это происходит, что нужно изменить, сделать, чтобы семьи вновь, как в дореволюционное время, были стабильными, крепкими, счастливыми.

В такой ситуации современному учителю вместе с учениками и их родителями можно и нужно искать ценности и идеалы в духовно-нравственном наследии нашего народа. С моей точки зрения, таковым образцом, идеалом семейной жизни для нас является Царская Семья. Это тот редкий случай, когда вся семья полностью причислена к лику святых. Такой идеал необходим и для взрослых, чтобы легче переносить трудности, и для детей, чтобы развиваться на его примере, по возможности избегая ошибок.

Традиционные представления о том, какой должна быть семья, хорошо известны. Их ещё в XVI веке систематизировал священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр в своём «Домострое», написанном в качестве наставления юноше Иоанну Грозному. Глава патриархальной семьи - Бог. У него в послушании муж, получающий благодать, строгий, но справедливый хозяин дома. Жена - его покорная и заботливая помощница. Дети воспитываются в христианской вере, учатся грамоте на Священном Писании и Житиях святых, сызмала приучаются к труду, помогая родителям, которых почитают. Царская семья соответствует этому образцу полностью.

Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Наша любовь и наша жизнь - это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности - никто не сможет разъединить нас или уменьшить нашу любовь», - писала мужу в 1909 году Александра Фёдоровна. «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! - записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. - Редким счастьем Господь благословил нас».

«Царь и Царица старались беречь это чувство – любовь, и, кроме того, они старались его воз-де-лы-вать,- отмечает наша современница, кандидат психологических наук, монахиня Нина (Крыгина). – Не так, как происходит сейчас: чуть случаться в семье какие-то трудности, люди махнут друг на друга рукой и разбегаются в разные стороны…» Если познакомиться с тем, что писала Царица Александра Федоровна, можно увидеть и понять многое. Не забывая при этом, что это были реальные люди, жившие совсем недавно. «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом – это место тепла и нежности».

Ни для кого не новость, что сегодня порядка половины браков распадаются. Очевидно, в наше время во многом потеряна культура семейных отношений. Побеждают личные страсти, собственное «я». Возможно, это происходит потому, что юноши и девушки, вступая в брак, часто большую значимость предают чувственным наслаждениям. «Законной целью соединения с женщиной должно быть рождение и воспитание детей», - наставлял преподобный Максим Исповедник.

Господь благословил Царственный брак рождением четырёх дочерей - Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии - и сына Алексея, он стал любимцем всей семьи. Неизлечимая наследственная болезнь - гемофилия, обнаруженная у Царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Этот недуг потребовал от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. Несмотря на смертельную опасность, наследнику позволяли развиваться как обыкновенному здоровому ребёнку, ограничивая его подвижность только в периоды обострения болезни. Например, во время Первой мировой войны Николай Александрович неоднократно брал Алексея в ставку в Могилёв.

Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», - считала Государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь, - такими должны быть и мои дети». Свою заботу и внимание Царевич и Великие Княжны распространяли на всех, кого знали.

Сейчас многие родители сетуют, что у них просто нет времени на воспитание детей и общение с ними, потому что они много заняты на работе. Кто больше Царя занят на работе? Хотя тогда это называлось службой… «Служить Богу, служить Отечеству…» Государь - Помазанник Божий, не перед начальником отвечает, а перед Богом, не за один «объект»- за всю Россию! При этом Николай II был удивительным отцом. Находил время для совместного вечернего чтения, дружеской неторопливой беседы, мудрого совета. Через отца дети приобщились к физкультуре, холодным утренним ваннам и обтиранию. Главное- отец всегда, хотя бы незримо, был рядом, на него всегда можно было опереться. «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование, не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание», - утверждал Иоанн Златоуст.

Бережливость теперь не в моде. Современные чада часто не умеют ценить ни чужое, ни своё. Дети царской семьи воспитывались в простоте и строгости. «Долг родителей в отношении детей, - писала Государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которое ниспошлет им Бог». Александра Федоровна обучала дочерей основам домашнего хозяйства, находя в них настоящих помощниц. Царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье.

Царевич и Княжны спали на жестких походных кроватях без подушек, одевались просто, платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей у Царевича Алексея были щи, каша и чёрный хлеб.

Государь был бессребреником, не любил мотовства и роскоши. После убийства Царской Семьи в Екатеринбурге были найдены шаровары Императора. На них оказались заплаты и пометки: « Изготовлены 4 августа 1900 года», « Возобновлены 8 октября 1916года». При этом 4 миллиона рублей царских денег, которые со времён правления Александра II находились в Лондонском банке, Николай Александрович истратил на содержание госпиталей и других благотворительных учреждений.

Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно чувствовала горести других матерей и оказывала посильную помощь и заботу. Во время голода 1898 года она пожертвовала страдавшим восьмую часть годового дохода семьи. Александра Фёдоровна часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь сохранить это в тайне.

Позже, находясь в заключении в Царском Селе, Августейшая Семья неустанно трудилась. Весной Государь с детьми очищал парк от снега, летом они работали на огороде, рубили и пилили деревья. Неутомимость Царя так поразила солдат, охранявших их, что один из них сказал: «Ведь если ему дать кусок земли, и он сам будет на нем работать, то скоро он опять себе всю Россию заработает!»

«У мужчин есть своя доля, она важна и серьёзна, но истинным творцом дома является мать, - помечала Государыня в своем дневнике. - То, как она живёт, придаёт дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через её любовь».

Когда началась Первая мировая война, Императрица Александра Фёдоровна пошла трудиться как мать всей страны в Царскосельский госпиталь. Окончила медсестринские курсы и ассистировала на операциях в отделении гнойной хирургии. Старшие дочери – Великие Княжны Ольга и Татьяна – служили там же сестрами милосердия, весь свой день посвящали раненым. Сокрушались только о том, что им не поручают самую тяжёлую работу. Ободрял страдающих и Царевич Алексей, подолгу разговаривая с воинами. Тяжелобольные часто просили Венценосных особ просто побыть рядом, их боль и уныние проходили, когда будущие страстотерпцы искренне молились о них.

«Тяжёлая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью, - это снова из дневника Александры Фёдоровны. - В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности». Увы, не все наши воспитанники имеют семьи, которые по-настоящему были бы им опорой. Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей.

Подчас современные родители придерживаются двух крайностей в воспитании: они либо запугивают детей трудностями взрослой жизни, получая в результате трусость, неврозы, позицию «будь, что будет, всё равно плохо»; либо берут на себя все заботы, в таком случае даже повзрослевшие дети остаются абсолютно беспомощными. В православной семье дела и помыслы всех членов семьи, от мала до велика, направлены к Богу, все ощущают Его помощь и плечо ближнего. «Всё в Воле Божией, - говорил Государь в трудные минуты жизни, - уповаю на Его милосердие и спокойно, покорно смотрю в будущее».

Школа постоянно сталкивается с вопросом об ответственности за духовно-нравственное воспитание детей. К сожалению, тенденция перекладывать эту ответственность на образовательные и воспитательные учреждения очень сильна, и изучение материалов о Царской Семье если не меняет ситуацию сейчас, то даёт возможность разъяснить подрастающему поколению значимость семьи в воспитании человека. Это тем более важно в наше время, когда массовая культура искажает в сознании молодёжи само представление об институте семьи.

«Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем» (Святитель Иоанн Златоуст).