Урок биологии для учащихся 6-х классов по теме "Разнообразие, распространение и значение растений"

Разделы: Биология


Задачи:

  1. Сформировать представление о многообразии царства растений.
  2. Познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования.
  3. Расширяя кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека.
  4. Ввести понятие о высших и низших растениях.

Оборудование:

  • таблица «Природное сообщество лес»;
  • таблица «Одноклеточные водоросли»;
  • гербарий: мох, кукушкин лён, папоротник, сосна, черёмуха;
  • слайды «Разнообразие растений»;
  • микропрепараты одноклеточных водорослей;
  • демонстрационные наборы овощей и фруктов;
  • иллюстрации растений

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

    Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке):

    1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный. (ромашка)
    2. Вкусны - оближешь пальчики -
      Оранжевые мячики.
      Но только в них я не играю,
      А неизменно их съедаю. (апельсины)
    3. Хоть колюча, но не ёлка,
      Подлинней её иголки,
      А кора тонка, красна!
      Та красавица - ...(сосна)
    4. Вот печальная картина:
      Затянула пруд весь .. .(тина)
    5. Её всегда в лесу найдёшь -
      Пойдём гулять и встретим:
      Стоит колючая, как ёж,
      зимою в платье летнем... (ель)
    6. Голубой лужок, голубой бережок,
      Голубеет всё вдали -
      Какие цветы зацвели? (незабудка)
    7. Очень часто под водою,
      Cловно согнута бедою
      Вся печальна, молчалива, узколиста
      Плачет...(ива)
    8. А вот этот злак похож
      Hа пшеницу и на рожь.
      Но в колоске один цветок -
      Так будь внимательней, знаток. (ячмень)

    Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ
    Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.
    Составление кластера:

    • Какие самые высокие растения?
    • Какие растения самые маленькие?
    • Какую роль играют растения в природе и жизни человека?

    Разнообразие растений. Сообщения учащихся.

    1. Работа с микролабораторией. Учащиеся рассматривают микропрепарат одноклеточных водорослей.
      Рясковые - самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения - тело их напоминает слоевище водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих водоёмов, никто и не подумает, что ряска - отдалённый родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев её цветения. Микроскопические соцветия рясок с 2-3 мужскими и одним женским цветками видели лишь немногие ботаники.

    2. «Разнообразие растений» дополнительный материал учащихся.

      А) Пальмы нам известны по экземплярам, растущим в кадкам. В тропиках и субтропиках известно около 3 тысяч видов пальм, некоторые из них так же важны, как в наших широтах злаки. Такова финиковая пальма Северной Африки и Аравии, кокосовая пальма тропических океанских побережий; пальмира, из сока которой делают пальмовое вино; южноазиатская сахарная пальма; саговая пальма; масличная пальма. Пальмам принадлежит немало «ботанических рекордов»; самые большие листья (свыше 25 м), самые большие соцветия (до 9 м), самые большие плоды-костянки (у сейшельской пальмы до 18 кг, созревают 7-10 лет)
      Б) Широко известны представители порядка липовых. Кроме липы к порядку относится шоколадное дерево, из семян которого делают шоколад и какао; дерево кола (из его плодов изготавливают напитки «кока-кола» и «пепси-кола»); баобаб; представитель семейства мальвовых - хлопчатник, в плодах-коробочках которого содержатся масличные семена с длинными (до 60 см) волосками из чистой клетчатки. Более половины тканей, изготавливаемых во всём мире, - хлопчатобумажные. Люди издавна как бы очеловечили некоторые деревья: приписывали им разные необычайные свойства, слагали о них песни, стихи. На Руси особо почитали липу, относились к ней очень этически, но использовали в хозяйстве. Без липы не мыслил жизни ни один крестьянин. Считают, что славяне почитают липу так же, как арабы - пальму, а греки - оливковое дерево. Лыко, лубки, лапти. Понятия эти сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что когда-то люди ходили в лес по лыко, как ходят сейчас по грибы и ягоды. Древесина липы тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких банях лёгкий, душистый, медком пахнет. Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у неё «поёт». А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью.
      Липа – одно из самых долгоживущих деревьев. В Киеве до сих пор сохранилась липа, возраст которой приближается к тысяче годам. Не князья ли Киевской Руси сажали это дерево? Липа, как никакое другое дерево, подвержена дуплистости. Это её свойство тоже не осталось без внимания. Дерево срубали, а дупло приспосабливали в хозяйстве. И под мёд годится она, и под квашню хлеба. А если форма у дупла удлинённая – вот тебе и корыто. В дуплах также охотно селились пчёлы, а люди потом с удовольствием лакомились мёдом.

    Распространение растений на Земле (использование иллюстраций на стендах)

    I ряд – Перечислите растения, произрастающие на юге нашей страны. Каков их внешний облик? Кто из вас был у моря? Какие растения вы видели там?
    II ряд – Перечислите растения, произрастающие в пустыне? Чем они отличаются от растений нашей местности?
    III ряд – Перечислите растения, произрастающие на севере нашей страны?

    Какие растения окружают нас в повседневной жизни?
    Почему в нашей местности нет растений, произрастающих в тропических лесах, растений с морских побережий и т.д.?
    Давайте определим, от чего зависит неравномерность распространения растений на планете:

    А) от температуры воздуха
    Б) от влажности
    В) от количества осадков
    Г) от климата
    Д) от почвы

    Вывод: Растения приспосабливаются к тем условиям среды обитания, где они произрастают. Например, комнатное растение
    монстера деликатесная – растёт у нас в помещениях. Она приспособилась к данным условиям обитания и своими размерами уступает монстере, произрастающей в тропических лесах, где тепло и влажно.
    Как мы определили, растений огромное количество, и они обитают повсюду:

    1. среди них есть микроскопические водоросли
    2. огромные деревья, возвышающиеся над поверхностью земли на 100 метров
    3. различаются по продолжительности жизни
    4. различаются по окраске
    5. есть комнатные и культурные, которые люди выращивают на полях, в садах, огородах, оранжереях, цветниках (открытки с изображением данных растений)

    Растений большое количество, а для чего они нужны?
    Работа в парах. Учащиеся в тексте учебника стр.52-53 находят значение растений, обсуждают.
    А) в природе (на доску вывешиваются иллюстрации, о значений растений в природе)

    1. обогащают воздух кислородом
    2. поглощают углекислый газ
    3. очищают воздух от пыли, вредных химических соединений
    4. служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники
    5. являются средой обитания для животных
    6. служат убежищем для ценных животных и птиц
    7. участвуют в образовании почвы
    8. вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества
    9. способствуют понижению температуры воздуха
    10. снижают действие ветра и шума

    Б) в жизни человека (на доску вывешиваются иллюстрации о значении растений в жизни человека)

    1. служат пищей (демонстрация наглядных образцов овощей и фруктов)
    2. сырьё для различных отраслей промышленности
    3. приготовление лекарств (чтение стихотворения)
       
      В зелёной поликлинике лесной
      Сестрою милосердия в халате
      Наклонится берёзка надо мной...
      Я буду пить дыханье майских ёлок,
      Весенний лес всем сердцем обойму,
      И старый дуб, как старый кардиолог,
      Продлит мне жизнь...
       
    4. изготовление бумаги (сообщение учащегося)
    5. изготовление одежды (демонстрация экземпляров натуральных тканей и источника производства; сообщение учащегося)
    6. украшают жизнь и приносят радость

    Вывод: Без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с «лица» Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений - вот одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.
    Наука, изучающая жизнь растений, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом называется БОТАНИКА.
    Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы низшие и высшие (в тетради начертили таблицу «Сравнение высших и низших растений») По ходу беседы демонстрируется гербарный материал, заполняется таблица на доске

    Растения

    высшие
    низшие
    тело представлено клетками, которые образуют ткани,
    а они в свою очередь - органы:
    корень, стебель (побег), листья
    -   голосеменные
    -   покрытосеменные
    тело этих растений устроено просто:
    таллом или слоевище, не имеющее органов:
    у них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев,
    хотя размеры довольно внушительные
    -   водоросли
    -   мхи
    -   лишайники
    -   папоротники

    Историческое развитие растений шло по пути возникновения цветка и, главное плода, который своими стенками защищал бы семена. Ещё одно из направлений эволюции растений - деревья постепенно вытесняются травами. Недаром большинство доживших до наших дней папоротников, хвощей, плаунов - травы. Среди цветковых растений по массе, численности и разнообразию злаки, осоки, сложноцветные преобладают над могучими дубами и пальмами. Причина понятна: травы растут и созревают быстрее, соответственно им на эволюцию было отпущено больше времени, потому они и оказались вездесущими и неистребимыми.

  3. Закрепление
    Тест с использованием сигнальных карточек: А - красный цвет Б - синий цвет В - зелёный цвет Г - жёлтый цвет
    1. Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений:
      А) биология
      Б) экология
      В) фенология
      Г) ботаника
    2. Животные нуждаются в растениях, так как они являются:
      A) источником пищи
      Б) сырьём для промышленности
      B) необходимым лекарственным препаратом
      Г) одеждой
    3. Неравномерность распространения растений по планете зависит от:
      А) отношения человека к природе
      Б) отношения животных к растениям
      В) количества выпадаемых осадков
      Г) времени года
    4. Растения, привезённые из разных стран, могут произрастать в нашей местности, так как они:
      А) влияют друг на друга
      Б) зависят друг от друга
      В) приспосабливаются к данным условиям
      Г) зависят от человека
    5. К низшим растениям, не имеющим ни корней, ни стеблей, ни листьев относятся:
      А) берёза
      Б) лишайники
      В) роза
      Г) пшеница
    6. Без растений невозможна жизнь на нашей планете так как:
      A) из них готовят лекарство
      Б) могут быть высшими и низшими
      B) являются источником кислорода
      Г) украшают планету
    Выставление оценок за тест.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание:
    1. Составить правила охраны растений.
    2. Какие мероприятия можно провести в нашем селе, чтобы сохранить многообразие видов растений.

Литература:

  1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника / Авт.-сост. Н.И.Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2005г.
  2. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. – М.: «Первое сентября, 2002г.
  3. Биология. 6 –11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания/ авт.-сост. О.П.Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  4. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006г.