Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы" (класс компенсирующего обучения)

Разделы: Русский язык


Цель: продолжение изучения темы “Сложносочиненные предложения”.

Задачи:

  1. Познакомиться с противительными союзами;
  2. Научиться находить противительные союзы; различать противительные и соединительные союзы.
  3. Составлять предложения с противительными и соединительными союзами;
  4. Различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения;
  5. Определять смысловые отношения между частями в ССП;
  6. Расставлять знаки препинания в ССП.

Дидактический материал: Учебник по русскому языку для 9-кл под ред. С.Г.Бархударова, карточки с индивидуальным заданием, таблицы, доска.

Ход урока

I. Оргмомент.

Форма: урок-изучение нового материала (продолжение темы).
Метод: комбинированный.

II. Повторение.

1. Какое предложение называется сложным? (Сложное предложение имеет две и более грамматические основы).
2. Как отличить простое предложение от сложного? (В простом – один деятель и одно – несколько действий; несколько деятелей и одно действие).

1) С чего начинается Родина?
2)  Покраснела рябина, посинела вода.

3. Когда при союзе И ставится запятая?

В простом предложении:

1) Листья закружились и полетели.
2) Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю.

В сложном предложении:

3) Мы прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.

  • Найдите союзы в этих предложениях.
  • Что это за союз? (Соединительный).
  • Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Явления следуют друг за другом).

4) Последние тени сливались, да мгла синела.

  • Что это за союз? (Соединительный = и).
  • Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Действия происходят одновременно).

III. Изучение нового материала.

Работа с учебником: чтение правила (определение противительных союзов) – стр.9

Так какие еще союзы могут связывать однородные члены предложения и простые предложения?

В простом предложении:

1) Приют наш мал, но спокоен.
2) Я пойду в школу, а не гулять.

  • Что это за союз? (Противительный).
  • Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Одно явление противопоставляется другому).

В сложном предложении:

1) Звезды еще сверкали, а небо на востоке уже стало светлеть.

  • Что это за союз? (Противительный).
  • Какие смысловые отношения прослеживаются в данном предложении? (Одно явление противопоставляется другому).

IV. Закрепление.

1. Карточки (индивидуальное задание – см. Приложение).

2. Работа с учебником.

Упражнение 13 (2).

1) …и остановился / …и пассажиры вышли из вагона.
2) …и удалился/ …и мы поблагодарили его.
3) …и душно/ …и мы открыли окно.
4) …и смеялись/ …и проводник сделал пассажирам замечание.

3. Творческая работа: составить сложное предложение, используя соединительный или противительный союзы.

V. Домашнее задание.

§ 4, упражнение 13 (закончить), составить два сложных предложения, используя сочинительные союзы.

VI. Итог.

Оценочная деятельность.