Интегрированный урок по естествознанию в 4-м классе по теме "Почва"

Разделы: Начальная школа


Цель: Организация взаимосвязи и осуществление преемственности в обучении и воспитании учащихся младшего и среднего звена.

Задачи:

  • Сформировать представление о почве как плодородном верхнем слое земли, на котором растут растения;
  • Развивать познавательную активность, умение анализировать, наблюдать, делать выводы, высказывать своё мнение;
  • Воспитывать бережное отношение к почве, как к “Земле-кормилице”, чувство уверенности в себе, уважение друг к другу и к окружающим, аккуратность во время выполнения практической работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: диалогический и частично – поисковый.

Приемы: эвристическая беседа, рассказ, лабораторная работа, индивидуальная работа с карточками.

Оборудование: карточка с указанием условных обозначений полезных ископаемых; мини-карта РТ (раздаточ. материал); черные гелевые стержни; материал для опыта: салфетка, почва, горелка, сухое горючее, стаканы с водой на парту, одноразовые ложечки, фарфоровое блюдце, стекло; таблица “Типы почв”; карточки: красные, зеленые, желтые.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня наш урок необычный, а необычный потому, что вести его будут два учителя:

Учитель биологии: И начнем мы урок как обычно, с проверки домашнего задания, с прогноза погоды за прошедшую неделю. (Ответ учащихся).

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые). Вот и проверим, как вы усвоили и закрепили эту тему.

- Перед вами листочки, приготовимся к словарному диктанту. Узнайте полезные ископаемые по признакам, запишите их названия через запятую.

а) Словарный диктант.

- Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф)
- Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда)
- Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь).
- Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит).
- Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк).
- Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть).
- Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок).
- Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)
- Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов. (Гранит)
- Проверим, какие полезные ископаемые вы записали? (Взаимопроверка)

(Учитель зачитывает ответы, а дети ставят +, если ответ верен и – если неправильный).

б) Самостоятельная практическая работа с картой Республики Татарстан.

Учитель: Перед вами лежит листок с изображением карты РТ, также листок и условными обозначениями и названием месторождений полезных ископаемых нашей республики. Вам нужно будет за 2 минуты нанести эти условные обозначения на карту. Работа будет проверена и, оценки за нее вы узнаете на следующем уроке.

Торф:

г. Аксубаево,
г. Альметьевск,
г. Зеленодольск.

Каменный уголь: г. Нижнекамск, недалеко от Чистополя.

Нефть и горючий газ:

г. Альметьевск,
г. Лениногорск,
г. Нурлат.

Известняк: г. Лениногорск.

3. Изучение новой темы (приобретение новых знаний, умений, навыков)

а) Сообщение новой темы.

Учитель: Тема урока “Почва”. Наша задача сформировать представление о почве как плодородном верхнем слое земли, на котором растут растения и почему землю называют “Кормилицей”. Кто же скажет, как называется верхний слой земли? (Почва)

(На доске карточка со словом ПОЧВА).

б) Работа в тетрадях.

Учитель Абызова Т.А.- Откройте тетради, запишем число, классная работа и тему урока – ПОЧВА.

- Какое понятие человек употребляет чаще “земля” или “ почва”? Что мы называем землей? (Ответ учащихся).
- Можно ли почвой назвать каменистые россыпи гор, песчаные пространства пустынь? Почему? (Ответы детей).
- Одинаковые ли выражения “Я шагаю по Земле” и “ Я посадил в землю семена?” (Ответы детей).
- Почему посеянные семена в почву прорастают и из них вырастают растения, а в каменистых россыпях нет?

Вывод: - ПОЧВА – это верхний рыхлый, плодородный слой земли. А из чего состоит почва, мы сейчас узнаем, проведя небольшой опыт. Но сначала проверим все ли имеются необходимые принадлежности для опыта.

в) Лабораторная работа.

- Наша лабораторная работа пройдет в форме игры “Лаборатория ученых почвоведов”. Ознакомимся с лабораторным оборудованием на ваших столах и на моем столе:

  • Подставка (лоток) для опыта;
  • Стаканы с водой;
  • Салфетки белые;
  • Почва;
  • Горелка;
  • Сухое горючее;
  • Стекло, щипцы.

г) Практическая часть – опыт. По ходу опыта ведется беседа, объяснения, задаются вопросы ученикам, выслушиваются мнения, ответы. Постепенно вывешиваются таблички с указанием состава почвы, по мере проведения опыта.

1-й опыт: - Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).

- О чем это говорит? (В воде есть воздух)

Вывод: в состав почвы входит воздух. (Вывешивается табличка со словом воздух в схему).

2-й опыт: - Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).

Вывод: в почве есть вода. (Вывешивается табличка со словом вода в схему).

3-й опыт: - сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? (Вода стала мутной). Что вы видите на дне стакана? (Ответы детей).

Вывод: в составе почвы есть песок и глина. (Вывешивается табличка со словами песок, глина в схему).

4-й опыт: - Следующий опыт буду проделывать я, а вы будете наблюдать. Беру немного почвы и нагреваю ее немного. Что вы видите и чувствуете? (Ответ детей). Неприятный запах, появляется дымок, как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей: горят остатки листьев). Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

Вывод: в составе почвы есть перегонной – гумус. (Вывешивается табличка со словом гумус в схему).

5-й опыт: - Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что видите? (Вода испарилась, и появился осадок белый). На стекле образовался белый налет. Что это такое? Это соли – питательные вещества, необходимые растениям.

Вывод: в почве есть соли. (Вывешивается табличка со словом соли в схему).

Учитель биологии: Посмотрим на схему и прочитаем, из чего же состоит почва? (Ответ учащихся). Какая же часть почвы придает ей плодородие, т.е. условия для жизни растений? (Гумус).

д) Работа в тетрадях.

- Запишем схему в тетрадь.

е) Работа с картой “Почвы России”.

- Посмотрим с вами на таблицу “Типы почв”. В нашей республике преобладают почвы:

  • Серые лесные;
  • Черноземы;
  • Дерново-подзолистые. А наука о почвах – почвоведение.

Учитель: - А сейчас я хочу вам расскажу сказку о волшебной кладовой.

Сказка.

“Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она, - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры. И, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи”.

- Понравилась вам сказка? Что же называют волшебной кладовой? (Землю). А почему? (Ответы детей). Что издавна делает земля-матушка? (Ответы детей). Землю можно назвать кормилицей? (Ответы детей). Но и она – наша кормилица - нуждается в защите. - А стоит ли человеку заботиться о почве? (Ответы детей).

- Да, действительно стоит заботиться, потому что:

1 см почвы – образуется за 250-300 лет.

20 см почвы – за 5-6 тыс. лет.

- От чего нужно охранять почву? Как человек может помочь почве?

ж) Словарная работа.

Есть такие два слова: (вывешиваются карточки со словами)

- Дима Макаров заглянул в словарь С.Ожегова, и сейчас скажет, что обозначают эти слова (Дима Макаров).

Эрозия – полное или частичное разрушение поверхности почвы, влияние ветра и воды, характерна для степных районов.
Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания.

Вывод: - Да, почву нужно охранять, чтобы не мешало влияние ветров и вод, сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, не выпасать скот в одном и том же месте. А когда вмешивается человек и зимой проводит снегозадержание, то это тоже защита.

4. Закрепление изученного.

Учитель биологии: Наш урок подходит к концу и нам хочется узнать, все, о чем говорили на уроке, вам было понятно?

- Что понравилось? Что интересного узнали?

Учитель: - А сейчас проверим, как вы слушали и что поняли, проведем тест. Перед вами 3 карточки: красная, зеленая, желтая. В каждом задании 3 ответа, под буквами а), б), в).

Если вы выбираете ответ:

а – красный цвет;
б – зеленый цвет;
в – желтый цвет.

Слушайте, думайте, отвечайте.

Тест.

1. Почва это:

а) земля – кормилица;
б) верхний рыхлый, плодородный слой земли;
в) наша планета

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре;
б) в лесной зоне;
в) в степях.

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) перегноя;
б) песка;
в) глины.

4. В состав почвы входят...

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

5. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

5. Итог урока.

Учитель: – Отвечали правильно, значит, хорошо усвоили тему урока, и сможете рассказать, о чем узнали своим родителям, друзьям. И в завершении обращаю ваше внимание на слова знаменитого ученого почвоведа Василия Васильевича Докучаева:

(Слова записаны на доске).

“Чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нем вековечное, неистощимое русское богатство”. В.Докучаев

6. Выставление оценок.

- Ребята, вы молодцы! Хорошо поработали. За словарный диктант выставляются оценки в журнал, а за работу по карте получите оценку на следующем уроке. За активную работу на уроке хочется отметить: (Ф.И учеников)...

7. Домашнее задание: (Написано на доске – дается инструкция)

с.117-121 в учебнике читать;
с.120 зад. №3 выполнить всем, №2 – по желанию.