Урок русского языка в 5-м классе по теме "Письмо"

Разделы: Русский язык


-Мы живем в 21 веке. Это век прогресса и компьютеризации. Но, как и во все времена, большую роль в жизни человека играет общение. Общаться можно и устно, и письменно. Находясь на расстоянии, мы можем позвонить, написать SMS, и, к сожалению, мы все реже и реже пишем и получаем письма.

- Ребята, а вы когда-нибудь получали или писали письма?

(Ни один ученик из класса не дал утвердительного ответа).

- Это очень плохо, потому что умение писать письма – это эпистолярное искусство.

Слайд 1

-Письма можно хранить годами. Это своего рода «история в конверте». Сегодня мы можем прочитать письма людей, живших в разные времена. Авторов этих строчек уже давно нет в живых, а вот бумага сохранила их мечты, планы, надежды… (Чтение писем известных людей)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

- Итак, тема урока «Письмо».

Слайд 2

СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА:

  • сегодня на уроке мы будем учиться писать письма, узнаем их разновидности;
  • научимся правильно оформлять конверт;
  • познакомимся с историей письма.

Слайд 3

- Что же такое письмо?

Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего- нибудь кому-нибудь.

Слайд 4

Адресант- это тот, кто пишет письмо.

Адресат- это тот, кому пишут.

Слайд 5, 6

- А как давно люди начали писать письма? Ребята, давайте обратимся к истории.

СООБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ:

Слайд 7

1. История обмена известиями начинается с каменного века. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано².

Слайд 8

Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI-XV вв. Находки десятков берестяных писем-грамоток позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции. С конца XV в. начинается расцвет ямской гоньбы. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик – почтарь надевал почтовый рожок.

Слайд 9

В 19 веке рожок стал символом российской почты.

Слайд 10

2. Особой популярностью пользовалась голубиная почта. Голуби – необыкновенные птицы! Они обладают острым зрением и невероятной способностью находить дорогу к дому. Человек очень давно заметил эту способность голубей и начал ее использовать в своих целях. Египтяне, греки, римляне и другие народы уже использовали голубей для получения сообщений. Впервые голуби были официально приняты почтовой администрацией в качестве средств доставки корреспонденции во время осады Парижа в 1870 году. Следует сказать, что Франция не единственная страна, воздавшая почести почтовому голубю. Существовала голубиная почта и в России. В 1890 году в Киеве было учреждено первое частное общество почтово-голубиного спорта. В русской армии появились голубиные станции. Использовались почтовые голуби и в Советской Армии. Но наиболее почитаема голубиная почта на своей родине - Новой Зеландии. Ежегодно там проводится очень популярное у коллекционеров мероприятие "Stamp week", которое редко обходится без организации голубиной почты.

Слайд 11

3. Очень хорошо работала почта в годы ВОВ. Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии было возложено на органы военно-полевой и военно-морской почты. В эти годы ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. Они тонкой ниточкой надежды и веры соединяли мужей и жен, детей и родителей. Письма доставлялись с фронта и на фронт разными способами — на лошадях, на машинах, пешком. Ни одно письмо не должно было затеряться или попасть в руки врага.

Слайд 12

- Ребята, как вы думаете, зачем пишут письма?

(Сообщить что-то, поздравить, попросить о чем-то…)

-В зависимости от цели написания письма бывают личные, благодарственные, деловые, рекомендательные, поздравительные, письма-соболезнования…

Слайд 13

Но следует учитывать, что любое письмо пишется по определенной схеме:

  1. Приветствие.
  2. Вступление (вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания).
  3. Основная часть (изложение информации, интересующей адресата).
  4. Заключение (формулы прощания).
  5. Подпись, дата.
  6. P.S. (Постскриптум используется при необходимости).

Слайд 14

-Сегодня на уроке мы будем учиться писать дружеские письма. Вы не должны забывать, что эти письма личные, поэтому они должны быть эмоциональными и содержательными. Прежде чем вы приступите к работе, послушайте советы по написанию писем из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон.» , выпущенной в 1889 году: « Слог письма…должен быть ясен, прост…В искусстве составлять письма играет важную роль умение отличить того, к кому мы пишем, дать верный тон своему письму…Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного, потому что коль письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло: что написано пером, того не вырубишь и топором. Если случиться писать под влиянием чувства гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу…Приличие требует, чтобы письмо писать четко, во избежание затруднения читать его получившему. Небрежность уничтожает всякий интерес…».

Слайд 15

-Ребята, подумайте, кому бы вы хотели написать письмо?

- Как можно начать письмо другу?

Слайд 16

- О чем бы вы хотели спросить друга в первую очередь? (Вас действительно должно это интересовать.)

- Напишите приятные слова в адрес вашего друга.

Слайд 17

- В основной части расскажите о том, как провели каникулы. (Чтобы письмо получилось живым, используйте разные типы речи.)

Слайд 18

- Как вы закончите письмо?

Слайд 19

- Под письмом поставьте свою подпись и дату.

Слайд 20, 21

- Еще раз прочтите письмо. Оно должно быть написано аккуратно и грамотно.

-Чтобы соблюсти тайну переписки, письмо следует запечатать в конверт.

Слайд 22

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

"Сорочка письма"… Такое определение дал почтовому конверту в своём Толковом словаре Владимир Даль. Надо сказать, что поначалу письма обходились без одежды. Древние новгородцы, например, обменивались через гонцов берестяными грамотами, свёрнутыми текстом наружу. Для адреса или имени адресата места не оставалось, их писали на берестяном ярлыке, привязанном к свёртку ниткой. Такая пересылка имела существенное неудобство - грамота была плохо защищена от чужого любопытства. Вот поэтому и появился конверт. То есть сначала даже не он сам отдельно, а обычай складывать письмо таким образом, чтобы текст оказался внутри, а место для адреса снаружи.
 Уже с этого момента спутником письма, которое было само себе конвертом, становится ввезённый в Европу из Китая сургуч - "испанский воск", как его называли во Франции. Рельефные печати из него не позволяли ознакомиться с содержимым пакета, пока их не сломают. Старинное китайское изобретение долгие годы помогало европейцам блюсти тайну переписки. Но у него появился соперник - клей. Изменился и сам конверт - главное, он отделился от письма, стал его "сорочкой".
 Правда, встречались в его биографии случаи, когда письмо и конверт снова объединялись в единое целое. Таковы были, например, треугольнички писем времён Великой Отечественной войны. Их прошивали нитками или склеивали, чем придётся.

Защитная оболочка для письма была известна еще в Ассирии. Глиняную табличку, надпись на которой не предназначалась для чужих глаз, окружали глиняной же оболочкой, на которой писали имя адресата, и обжигали её. Прочитать послание можно было, только разбив "конверт". Но самостоятельные бумажные конверты появились только в XVII веке, а их массовый выпуск для почтовых целей начался, по-видимому, в 1820 году по инициативе английского книготорговца Бревера. Он выставил в витрине своего писчебумажного магазина маленькие изящные карточки для писем. Однако они не складывались, да и адрес еле умещался. Короче, нужны были конверты. И Бреверу пришла в голову мысль делать их специально для продажи. Появились конверты самых разных размеров, самых разных цветов, в художественном оформлении.

-Что нужно сделать, чтобы ваши письма дошли до адресата?

- А что такое адрес?

Адрес – это надпись на письме, указывающая место назначения и получателя.

Слайд 23

Правила оформления адреса:

  1. Названия республик, городов, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; Ф.И.О. получателя - в дательном падеже (кому); Ф.И.О. отправителя - в родительном падеже (от кого).
  2. В левой части конверта пишется почтовый индекс, состоящий из шести цифр (цифры необходимо писать по образцу, который дан на обратной стороне конверта).
  3. Адрес, как и письмо, пишется разборчиво, грамотно, аккуратно.

Слайд 24, 25

-После того как письмо запечатано, мы должны опустить его в почтовый ящик.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Слайд 26

Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Морские путешественники, направляясь из Европы в Индию, оставляли письма в каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. В Австрии почтовый ящик висел на ремне, перекинутом через плечо почтальона. В России первый ящик появился в Санкт - Петербурге. Он был сделан из досок, а снаружи обшит листовым железом. Позднее в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикрепляются к стенам домов.

- Ребята, а как идет почта?

Слайд 27

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Почтальон забирает письма из ящиков, относит их на почту. Там письма штемпелюются, сортируются. Это очень кропотливая работа, потому что нужно учитывать различные районы, области, города, страны. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, которые потом отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся по каждому конкретному адресату.

- Ребята, научиться писать письма за один урок невозможно. На одном из последующих уроков мы с вами будем писать ответы на полученные письма.

Слайд 28

Презентация.