Методика использования самостоятельной деятельности на уроках физики

Разделы: Физика

Классы: 10, 11


Использование в вариантах ЕГЭ качественных и экспериментальных задач, расчетных задач ,задач на установление соответствия, требует от учащихся владение учебным материалом с высокой степенью обобщения. Поэтому возросло и значение самостоятельной работы учащихся: умение работать со справочной литературой, учебником, умение классифицировать информацию для дальнейшего запоминания. В этом учащимся поможет правильная организация самостоятельной работы на уроках. Обучение проводится в рамках урока и домашней подготовки. Единое пространство заданий предусматривает целостность подготовки и как результат формируется знание ключевых вопросов каждой отдельно взятой темы курса физики и взаимосвязь между темами каждого раздела.

К самостоятельной деятельности учащихся относят систему различных видов самостоятельных работ: изучение нового материала и его закрепление, повторение пройденного материала.

Задания имеют целью формирование у учащихся рациональных приемов познавательной деятельности: изучение материала по учебнику, работа со справочной литературой проведение наблюдений и опытов.

Каждое задание состоит из двух частей: классной и домашней самостоятельной работы. Все виды работ предлагаются для самостоятельного выполнения учащимися.

Существуют различные виды самостоятельной работы:

Первый вид самостоятельной работы – это самостоятельные работы, выполняемые после объяснения материала учителем ,после выполнения упражнений под руководством учителя -с целью закрепления нового материала. Качество усвоения основных понятий при этом виде деятельности проверяется с помощью соответствующих вопросов.

Второй вид самостоятельной работы – основная часть материала излагается учителем в начале урока, а для самостоятельной работы предлагается часть материала, которая может быть усвоена без объяснения учителя.

Третий вид самостоятельной работы – это самостоятельная работа до объяснения материала учителем (ознакомление с параграфом учебника).В этом случае сразу же проверяется качество усвоения материала по разработанным вопросам.

Эффективность учебного процесса с использованием различных видов самостоятельной деятельности достигается при условии систематической организации самостоятельной работы учащихся по выполнению заданий ,подготовленных учителем или преподавателем. А также систематическим контролем за качеством выполнения каждого задания.

Способы контроля заданий:

  1. Проверка письменных ответов на вопросы, решений задач, построения графиков.
  2. Прослушивание устных ответов на вопросы учителя в соответствии с предложенными планами ответов.
  3. Сбор рабочих тетрадей учащихся для тщательной проверки, с целью последующего анализа результатов работы.

При решении расчетных задач следует ориентировать учащихся на использование справочных таблиц из вариантов ЕГЭ.

Перед началом работ необходимо объяснить учащимся требования ,предъявляемые к работе, и дать рекомендации по выполнению.

Рекомендации по методике выполнения самостоятельных заданий:

Ответ к самостоятельному заданию подготавливать в соответствии с планами построения ответов.

Общие планы построения ответов:

1. План изучения физического явления:

  1. Определение явления;
  2. Условия, при которых наблюдается и протекает явление;
  3. Физическая сущность явления;
  4. Связь данного явления с другими физическими явлениями;
  5. Примеры использования физического явления на практике.

2. План изучения физической величины:

  1. Какое свойство (качество) тел (явлений) характеризует данная величина;
  2. Определение величины;
  3. Формула (для производных величин),выражающая связь данной величины с другими;
  4. Классифицирующий признак (скалярная или векторная величина, размерная или безразмерная, постоянная);
  5. Единицы измерения величины
  6. Способы измерения величины.

3. План изучения физического закона:

  1. Когда и кем был открыт и сформулирован закон;
  2. Связь между какими явлениями или величинами выражает закон;
  3. Формулировка закона;
  4. Математическое выражение закона;
  5. Опыты, подтверждающие справедливость закона;
  6. Объяснение закона на основании современных научных теорий;
  7. Примеры использования закона на практике;
  8. Границы применимости закона.

4. План изучения приборов:

  1. Название и назначение прибора;
  2. Внешний вид и отличительные признаки прибора
  3. Принцип действия прибора;
  4. Схема устройства прибора(его основные части, их назначение);
  5. Правила пользования прибором;
  6. Область применения прибора.

5. План изучения опытов:

  1. Цель (основная идея) постановки опыта;
  2. Когда и кем был впервые постановлен опыт;
  3. Схема опыта;
  4. Оборудование, использованное в опытах;
  5. Воспроизведение опыта в лабораторных условиях;
  6. Выводы из опыта.

Для внеклассного чтения учащимися используются материалы различных источников информации.

В качестве примера организации самостоятельной работы в процессе изучения темы приводится вариант самостоятельной работы в рамках изучения темы “Механические колебания и волны”.В своей практике преподавания я использую объединение двух тем в одну с целью единого восприятия двух основных понятий механики .

Используется учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. “Физика 11”,М.,ПРОСВ.,2009г.;и задачник А.П.Рымкевича (М.,ДРОФА,2006г.).

Задание 1. Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота. Колебания груза на пружине.

На учебном занятии.

Прослушав объяснение преподавателя о свободных колебаниях и условиях их возникновения, пронаблюдайте свободные колебания груза на резиновом шнуре.

Оборудование.

Груз массой 100г, резиновый шнур длиной 150-200 мм.

Порядок выполнения работы.

1. Подвесьте на шнуре груз. Поднимите шнур с грузом над столом. Выведите груз из положения равновесия, оттянув его вниз, отпустите. Наблюдайте за колебаниями груза.
2. Ответьте на вопросы:

  • Под действием каких сил груз совершает колебания ?
  • Как изменяется модуль и направление равнодействующей силы ,ускорения и скорости груза в течение одного периода колебаний ?
  • Почему колебания груза постепенно затухают?

3. Сравните различные виды движений. Заполните таблицу:

Вид движения Скорость Ускорение
Равномерное прямолинейное    
Равноускоренное прямолинейное    
Равномерное по окружности    
Колебательное    

Домашнее задание:

  1. Прочитать §§18,19,22 .Подготовить рассказ об условиях возникновения гармонических колебаний и величинах, характеризующих колебательное движение.
  2. Ответить на вопросы к §19.
  3. Повторить параграф “системы отсчета”, “второй закон Ньютона”, “Закон Гука”.
  4. Решить задачи №№411,412.

Задание 2. Превращения энергии при колебательном движении.

На учебном занятии.

  1. Прочитать §24.
  2. Объяснить, почему и как изменяются смещение, скорость и другие величины, характеризующие колебания шарика под действием пружины.
  3. Заполнить таблицу, используя рисунок1.

Рисунок 1

Участки движения тела Смещение Скорость Сила, вызывающая ускорение Ускорение Потенциальная энергия Кинетическая энергия
В О уменьшается увеличивается уменьшается уменьшается уменьшается увеличивается
О А            
А О            
О В            
В точках В            
О            
А            

Домашнее задание.

  1. Прочитать §22.
  2. Записать вывод формулы периода колебания груза на пружине.
  3. Ответить на вопросы к §23.

Задание 3. Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника.

На учебном занятии.

Проверить, зависит ли период колебаний от его длины, массы и угла отклонения от положения равновесия.

Оборудование.

Шарик на нити, секундомер, набор шариков разной массы.

Также можно использовать модель маятника из мультимедийного пособия “Виртуальные лабораторные работы по физике” (в том числе для домашнего выполнения).

Решить задачи. № 419,420,424 (Рымкевич)

1. Какой длины должен быть маятник, чтобы период его колебаний был равен 1 с. ?

Домашнее задание:

1. Прочитать §§22,23.Подготовить рассказ о математическом маятнике.
2. По данным таблицы определить период колебаний.

№ п/п Данные задачи Решение задачи
1 Длина маятника 39,2 м  
2 Маятник совершает 240 колебаний за 10 с  
3 Груз массой 10 кг подвешен на пружине растягивающийся под действием силы 20 Н на 30 мм  

3. Ответить на вопросы:

  • Какое свойство математического маятника используется геологами при разведке залежей руд?
  • Какое свойство маятника используется в часах?

Задание 4. Динамика колебательного движения.

На учебном занятии.

  1. Прослушать объяснение учителя о причинах возникновения колебательного движения, записать основные соотношения между характеристиками колебательного движения.
  2. Математический маятник совершает колебания по дуге АС окружности с центром в точке крепления маятника. Как при этом изменяются указанные в таблице величины?
Движение маятника Сила, вызывающая ускорение Ускорение Скорость Потенциальная энергия Кинетическая энергия Полная энергия
             

Домашнее задание:

  1. Прочитать §21,22
  2. Решить задачи №№416,417,423.

Задание 5. Вынужденные колебания. Резонанс.

На учебном занятии:

1. Прослушать объяснение учителя и составить опорный конспект.
2. Ответить на вопросы:

  • Чем отличаются вынужденные колебания от свободных?
  • В чем состоит явление механического резонанса?Каковы его признаки?
  • При каком условии в колебательной системе возникает резонанс?
  • Как избежать механического резонанса?
  • Почему все вибрирующие установки высотных зданий (электродвигатели,дизельные установки и др.)устанавливают на специальных резиновых или металлических амортизаторах?

Домашнее задание:

1. Повторить материал по теме “Механические колебания”.
2. Подготовить сообщения на темы:

  • Колебания в природе и технике.
  • Резонанс, условия его возникновения.
  • Использование резонанса в технике.
  • Вредное действие резонанса и способы борьбы с ним.
  • Использование колебаний в технике.

Задание 6. Колебания в природе и технике.

На учебном занятии:

  1. Прослушать доклады ,записать основные положения ,примеры,сделать дополнения.
  2. Составить таблицу.
Вид колебаний Источник колебаний Частота Амплитуда Характер колебаний при наличии трения
Свободные Первоначальный толчок Определяется свойствами колебательной системы Зависит от первоначального толчка Затухающие
Вынужденные        

Домашнее задание:

  1. Выполнить упражнение №3 учебника.

Задание 7. Механические волны.

На учебном занятии.

  1. Прочитать §42. Ответить на вопросы.
  2. Прослушать объяснения учителя об основных характеристиках волнового процесса.
  3. Решить задачи №№439,440.

Домашнее задание:

1. Прочитать §§44,45,46
2. Ответить на вопросы:

  • Что представляет собой волновой процесс?
  • Чем отличаются продольные волны от поперечных волн?
  • От чего зависит частота волны и ее длина?
  • Что переносится волной: вещество или энергия?
  • Колебания какой частоты называются акустическими?
  • Каким образом звук от колокольчика доходит до приемника звука?
  • Какое выражение верно: “всякое звучащее тело колеблется” или “всякое колеблющееся тело звучит” ?
  • Почему звук не распространяется в вакууме?
  • Слышит ли летчик звук работы реактивного двигателя, если самолет летит со сверхзвуковой скоростью, а двигатель находится за спиной пилота?

Домашнее экспериментальное задание:

1. Пронаблюдайте, как распространяются волны на поверхности воды.

Оборудование: стакан с водой, медицинская пипетка, спички.

2. Ответьте на вопрос: перемещается ли спичка по поверхности воды, если она расположена по направлению распространения волн?
3. Построить график волнового процесса на миллиметровой бумаге с произвольно заданными характеристиками.

Задание 8. Звуковые волны.

На учебном занятии.

1. Прочитать §47.
2. Ответить на вопросы:

  • От чего зависит громкость звука?
  • При каком условии возникает акустический резонанс?
  • Почему при некоторой скорости движения автобуса оконные стекла в нем начинают дребезжать?
  • При вращении игрушки “поющий волчок” возникает звук. Какие из величин, характеризующих звук (высота тона, громкость),зависят от скорости движения волчка?
  • Кто в полете быстрее взмахивает крыльями-комер или щмель?Объяснить.

3. Решить задачи №442,443,444:

Домашнее задание:

1. Подготовить ответы на вопросы

  • Почему при проверке колес вагонов во время стоянки их простукивают молотком?
  • Какая из величин и во сколько раз изменится при переходе звука из воздуха в воду-частота или длина волны?
  • Как на слух определить ,работает ли электродрель вхолостую или сверлит отверстие?
  • Почему в пустом зрительном зале звук громче и раскатистей,чем в зале,заполненном публикой?

2. Решить задачи №№446,447,451.

Заключение.

При использовании самостоятельной работы учащихся в рамках изучения тем активизируется способность школьников в самостоятельном получении информации .

При выполнении самостоятельных работ учащиеся приобретают следующие умения и навыки: работа с книгой и справочным материалом; восприятие новой информации и ее анализ; осмысления учебного материала и умения выделять главное; систематизировать и делать выводы.

Использование систематизации полученной информации при помощи составления таблиц готовит учащихся к решению задач на установление соответствия, использующиеся в тестах ЕГЭ. Правильно и целенаправленно сформированный пакет вопросов дает возможность учащимся в полной мере осознать и понять предложенный для изучения материал, что является базой для решения экспериментальных задач в тестах ЕГЭ. Предложенные методы развивают умения рассматривать варианты задач, естественным образом вытекающих из правил, формул, законов, а также приучают находить связь между теорией и физическими явлениями.

Развивая систему самостоятельной работы на уроках физики, учитель дает возможность каждому ученику в достаточной мере подготовиться к различным вариантам ЕГЭ или ГИА по физике.

Литература:

  1. Вологодская З.А., Усова А.В. Дидактический материал по физике: 8 класс. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988г.
  2. А.И. Семке, “Нестандартные задачи по физике”, Ярославль, Академия Развития, 2007 г.
  3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. “Физика 11”, М., ПРОСВ, 2009г.
  4. А.П. Рымкевич “Физика. Задачник” (М, ДРОФА, 2006г.).