Одаренный педагог. Какой он? (Ээссе)

Разделы: Начальная школа


Пройдут года,
Столетий нити
Утонут в пыльной толще лет,
Но слово доброе – Учитель
Всегда растрогает до слез,
Всегда заставит вспомнить что-то
Родное, близкое тебе
В 20 веке…. и в 200 веке!
Учитель вечен на Земле!

Когда мы говорим слово “одарённость”, слышим ключевую его часть “дар” – способность, подаренная природой. Именно имеют в виду, когда говорят “учитель от Бога”.

Обратившись к словарю В.И.Даля, мы не нашли слово “одарённый”, но встретили слово “дарованный” – одарённый способностями, человек с дарованиями.

Часто ли мы встречаем одарённого педагога? К сожалению, нет, поэтому важно понимать, какой он, одарённый педагог тот идеал, к которому надо стремиться и качества, которые надо в себе развивать.

В моём представлении понятие “одарённый педагог” включает в себя две базовых способности:

  • Способность чувствовать ученика, его переживания, опасения, душевное состояние;
  • Способность видеть сильные стороны личности.

Почему я выделила только две способности? Попытаюсь доказать, что они являются основой одарённого педагога.

На способность чувствовать ребёнка будет выстраиваться сотрудничество с ним, максимальная гибкость в общении, толерантность, стиль неформального общения, уверенность в себе и жизнерадостность, креативность и способность к педагогической рефлексии. Умение вступать во взаимодействие с родителями и ребёнком, контролировать своё поведение и реакцию.

Способность видеть сильные стороны личности даст возможность выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка.

Овладение ИКТ – компетентностью (использование ИКТ средств владение инструментами коммуникации, получение информации из мультимедийных источников).

Почему среди всех профессий я выбрала профессию учителя? Потому что, во-первых, я мечтала об этом с детства, во-вторых, взяв ребенка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир науки и творчества. Потому что испытываю чувство удовлетворения, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и понимаю, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Потому что каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.

Учитель имеет дело с хрупким материалом, детской душой. Есть одна притча, значение которой для меня является педагогическим кредо. Ученик, желая испытать учителя, принес в руке пойманного мотылька, при этом он рассуждал так: “Спрошу учителя – жив этот мотылек или мертв, если скажет – мертв, я раскрою ладонь, и он улетит, а если скажет – жив, я сожму пальцы, и он погибнет”. Учитель сказал: “Все в твоих руках”. И действительно, все находится в руках человека, в руках учителя и в руках самого ученика.

Педагогически одаренный учитель должен уметь найти подход ко всем ученикам и быть всесторонне развитым человеком; всегда получать удовольствие от той работы, которую он делает, а главное, чтобы его ученики каждый день с удовольствием шли к нему на урок.