Урок русского языка по теме "Слова, близкие и противоположные по значению"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить знания об имени прилагательном;
  • Познакомить учащихся с синонимами, антонимами и фразеологизмами;
  • Развивать устную и письменную речь;
  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;
  • Повысить интерес к родному языку;
  • Обогащать словарь учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было написать небольшое сочинение на тему "Весна" и подчеркнуть в тексте имена прилагательные. (Дети зачитывают свои работы).

III. Повторение изученного об имени прилагательном.

- На доске написан отрывок из стихотворения В.А. Жуковского "Жаворонок". Давайте прочитаем его выразительно.

Жаворонок.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

- Найдите в этом четверостишии имена прилагательные. (Тёмный, тонкий, раннюю, звонкий).

- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета). На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?) Ученик рассказывает стихотворение:

Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Ябприлежная.

- Теперь давайте прочитаем стихотворение без имён прилагательных. (Чтение стихотворения).
- Как оно изменилось? Для чего используются прилагательные в речи? (Они делают нашу речь точной, выразительной и красивой).
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в этом четверостишии? (О весне).
- Как вы понимаете выражение “лес зардел”? Давайте обратимся к толковому словарю. Рдеть – резко выделяться краснотой, отливать красным цветом; краснеть. - Значит лес покраснел, побагровел.
- Почему в стихотворении сказано “тёмный лес зардел”? (От ярких лучей весеннего солнца верхушки деревьев покрываются розовой дымкой. Небо горит от солнца, лес становится розово-красный).
- А о каком паре идёт речь в стихотворении? В долине пар белеет тонкий. (Земля нагревается под лучами солнца. При испарении влага превращается в туман, который поднимается над землёй).
- И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. В лазури – это где? (Лазурь – светло-синий свет, синева; речь идёт о безоблачном голубом небе).
- Как вы думаете, ребята, о чём поёт жаворонок? (Мы здесь, значит, пришла весна! Он поёт о пробуждении природы от долгого зимнего сна, о первом дыхании весны, о прекрасной поре года).
- Прочитайте ещё раз внимательно это четверостишие, а затем вам нужно будет написать его по памяти. Подчеркнуть имена прилагательные. Как мы подчёркиваем прилагательные? (Волнистой линией).
- А вам нравится весна? Вспомните строки из стихотворений о весне. (Дети рассказывают стихи о весне).
- Давайте обобщим. Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? С какой целью мы употребляем в своей речи имена прилагательные?

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, как вы думаете, по каким признакам можно сравнивать два предмета? Учитель предлагает наглядные примеры – картинки с изображением высокого дерева и низкого, слона и божьей коровки, конфеты и лимона, белого карандаша и чёрного. (По величине, вкусу, размеру, температуре, цвету и т.д.)

- Давайте сравним два предмета по определённому признаку. У вас на партах лежат карточки с заданием.

Сравните:

По вкусу: перец и мёд.
По ширине: реку и ручей.
По цвету: уголь и мел.
По весу: камень и пушинку.
По величине: орла и воробья .
По смелости: зайца и тигра.

Выполняют в тетради по цепочке.

Образец: Клюква кислая, а сахар сладкий.

- В каждом предложении подчеркните прилагательные. Как называются такие слова? (Противоположные по значению).
- В русском языке слова, противоположные по значению, называются антонимами.

Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.

- Можете привести примеры таких слов?
- А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд. Подберите слова, противоположные по смыслу данным: добрый, громкий, светлый, низкий, вредный.

Упр. 481

Ранняя весна – поздняя, высокое дерево – низкое, весёлая песня – грустная (печальная), глубокий пруд – мелкий, солнечный день – пасмурный (ненастный).

V. Физминутка.

- А теперь пришло время отдохнуть. Проводятся упражнения на развитие моторики пальцев рук:

Зайка.

Ушки длинные у зайца –
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперёд.

Дерево.

У дерева ствол –
На стволе много веток,
А листья у веток зелёного цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

VI. Изучение нового материала. Продолжение.

- В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения.

Слова, которые близки по смыслу,
рознятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!

- В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. Подберите к данным словам прилагательные, близкие по значению.

Заяц робкий – трусливый.
Мальчик смелый – храбрый (отважный, мужественный).
Ответ верный – правильный.
Ученик смышлёный – умный (толковый, сообразительный).
Небо лазурное – голубое (синее).

- Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно.

- А сейчас внимательно послушайте отрывок из знакомой вам сказки. Только когда я дочитаю до конца, вы скажете, кто автор сказки, как она называется и синонимы, которые использовал известный сказочник в своём произведении.

Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо! В чашечке цветка сидел малюсенький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, ласточка была такая большая. Но он очень обрадовался, когда увидел ...

(Г.-Х. Андерсен. "Дюймовочка").

- Какие синонимы использовал Андерсен? (Малюсенький – крошечный). Какое ещё слово, близкое по значению, можно подобрать к данным словам? (Маленький).
- Обратите внимание, как точно автор подобрал слова для описания эльфа. Не просто маленький, а малюсенький, крошечный.
- А какое слово противопоставляется этим словам? (Прилагательное большая).
- А сейчас я вам прочитаю предложение, а вы подумайте, чем оно необычно.

Мальчик услышал, что старуха, которая пришла в гости, собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.

- Что испугало мальчика? Почему? (Собаку съела – значит, она очень хорошо в чём-то разбирается. Она очень опытная, а мальчик этого не знал).

- Собаку съесть – это фразеологизм, устойчивое выражение. В нашем языке таких выражений много. И я уверена, что вы их знаете и сейчас вспомните. Учитель показывает картинки, а дети называют фразеологизмы и объясняют их смысл:

Заметать следы, сесть в галошу, лить крокодиловы слёзы, льёт как из ведра, кот наплакал, днём с огнём не сыскать, спать без задних ног.

- А теперь вот какое задание. На доске вразнобой написаны фразеологические обороты. Вам нужно:

1. Соединить пары, противоположные по значению.

Сидеть сложа руки Как кошка с собакой
Жить душа в душу Не покладая рук
Коломенская верста От горшка два вершка
На ночь глядя Ни свет ни заря

2. Соединить пары, близкие по значению.

Как в воду канул Валять дурака
Ветер свистит в карманах Мороз по коже дерёт
Душа уходит в пятки Как сквозь землю провалился
Бить баклуши За душой ни гроша

- Прочитайте предложения. Какие ошибки допустила ученица? Составьте верные предложения.

  1. В рассказе рассказывается о собачке. (Говорится).
  2. С мальчиком случился необычный случай. (Произошел).

VII. Итог урока.

- К концу подходит наш урок.

Пора нам подвести итог.

- С какими словами познакомились на уроке? (С близкими и противоположными по значению). Приведите примеры таких слов.
- Какие фразеологизмы запомнили?
- Какое задание у вас вызвало наибольший интерес?

VIII. Домашнее задание.

- И ещё одно заданье

От меня вам на прощанье.

- Домашнее задание снова будет творческого характера. Вам нужно будет придумать окончание текста, соответствующее данному началу.

Воробей увидел на берёзе скворечник и занял его. Через неделю прилетели с юга скворцы. Поднялся шум.

Выставление оценок.