Мультимедийный урок "Проценты. Зеленая аптека Кузбаса"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепление практических умений и навыков вычисления процентов;
  • развитие познавательного интереса к вычислению процентов;
  • расширение знаний о растениях Кузбасса, воспитание средствами математики бережного отношения к природе;
  • привития навыков к здоровому образу жизни, выработка с помощью вычислительных навыков умение использовать местные растения в питании человека.

Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Оборудование урока: мультипроектор, компьютер, рисунки растений.

Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент урока.

II. Подготовительный этап.

Учитель: Мы живем с вами в Кузбассе – индустриальном сердце Сибири. Это край высокоразвитой угледобычи, чёрной и цветной металлургии, теплоэнергетики и ряда других отраслей промышленности. Но вместе с тем - это край, богатый и лесными ресурсами. Более половины территории нашего края, почти 54% занято лесами. В лесах Кузбасса преобладают хвойные древесные породы - пихта, кедр, ель, сосна, лиственница, причём пихта занимает около 53% общей площади лесов. Слайд2. Народная мудрость гласит: «Секрет продления жизни заключается в том, чтобы её не укорачивать». Человек живет природой. Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Они обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являются основой жизни. Учёные установили, что наша повседневная пища должна обязательно содержать достаточное количество растений. Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов и зелени растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно напитками из трав и плодов. Осень – время сбора и сохранения урожая. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике, чтобы научиться получать то, что могут дать наши растения.

III. Устный счет (задание проецируются на экране).

Задание 1. Определите процентное содержание в каждом из данных витаминных сборов. Слайды 3 - 8.

Задание 2. Определите процентное содержание каждого вида цветка в букете, если в каждом букете по 100 цветков (эстафета по рядам). Слайды 9 – 11.

Задание 3. Выразите обыкновенной дробью. Слайд 12.

IV. Сообщения учащихся.

1. Изучение и применение полезных свойств растений Сибири уходит в глубокую древность. Археологические исследования показали, что уже 5000 лет назад на юге Сибири пользовались лекарственными травами. На Руси особенно ценились сибирские травы. Так, воевода Ромодановский имел указ «… собирать зверобой, растущий в Сибири, сушить, размалывать и присылать в Москву по пуду на всякий год».

2. Интерес к лекарственным растениям Кузбасса проявлялся давно – начиная с первой научной экспедиции доктора медицины Д.Г.Мессершмидта, посланного в Сибирь по распоряжению Петра Первого. В 1721 году этот первый исследователь, целью которого был поиск лекарственных трав, совершил путешествие по р. Томи от Томска до Кузнецка. Им были собраны семена, образцы растений, а также сведения о применении 380 видов лекарственной флоры.

3. Аптеки в то время были маленькими научными центрами, в них исследовалось действие лекарственного сырья. Первая такая аптека была в Тобольске. При таких аптеках были свои огороды.

4. Практическая ценность растений в жизни человека огромна. Многие лекарственные растения снабжают его сахаром, белками, жирами, витаминами, кислотами, медом и воском. Они содержат вещества, способствующие улучшению самочувствия человека, усиливающие его сопротивление к неблагоприятным условиям среды.

V. Самостоятельная работа по вариантам.

Учитель: О важности правильного питания говорят многие ученые и врачи. В настоящее время люди едят растительной пищи очень мало. Вам предлагаются для анализа рецепты блюд из местных растений.

Задание: Определите массу каждого компонента в рецепте. Слайды 13-15.

VI. Учитель: Растения играют важную роль в жизни, что мы, люди, должны относиться к «зелёному другу» бережно, уважительно.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание. Узнайте у бабушек или у родителей, какое блюдо они готовили или могут приготовить из растительного сырья нашего края. Составьте рецепт этого блюда.

Литература:

  1. Н.Я.Виленкин и др. математика, 5 кл. – М.:Мнемозина, 2009 г.
  2. Г.В.Крылов, Э.В.Степанов. Зеленая аптека Кузбасса. - Кемеровское книжное издательство, 1975 г.
  3. Л.Н.Сурина. Целебные травы. – Свердловск, Средн.-Уральск. кн. изд-во, 1991 г.