Урок русского языка в 3-м классе по теме "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • закрепить знания учащихся об имени существительном как части речи, о собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевленных именах существительных.
  • учить распознавать существительные мужского, женского и среднего рода, наблюдать за их окончаниями.
  • совершенствовать умение находить имена существительные в тексте, закреплять навыки каллиграфического письма и орфографической зоркости.

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь, память, внимание, мышление.

Воспитывающие:

  • прививать любовь к сказкам, к творчеству А.С.Пушкина, воспитывать аккуратность.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

Диктую целые слова по элементам букв (методика В.А.Илюхиной)

город, улица

Учащиеся догадываются, о чем пойдет речь на уроке.

Учитель открывает план-схему:

Учитель: Сегодня нам будет помогать сказка. Мы отправляемся в путешествие по сказочному городу Существительных. А путь свой начнем с центра, его название зашифровано здесь.

......

.....

.....

.....

.....

.....

3. Словарная работа.

Отдельные ученики проговаривают «спрятавшиеся» буквы по элементам (методика В.А.Илюхиной), все отгадывают их и получают слово К Р Е М Л Ь

Учитель: Что означает это слово? Запишите его в тетрадь каллиграфично, укажите, сколько здесь букв и звуков, назовите мягкие согласные звуки.

- А где стоит Московский Кремль?

Запись и разбор предложения:

Московский Кремль стоит на Боровицком холме.

Учитель: Наш Кремль символизирует само понятие имени существительного. Что же такое имя существительное?

На доске:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах

Дети называют из какой сказки этот отрывок, автора сказки, затем выписывают имена существительные.

Учитель: На какие две группы можно разделить эти слова?

4. Проверка домашнего задания.

Дети называют устаревшие имена существительные, встречавшиеся в сказках А.С.Пушкина, и объясняют их значение.

5. Повторение пройденного материала.

Отправляемся в путешествие по улицам нашего города:

(Преред детьми план-схема улиц города Существительных)

Улицы Собственная и Нарицательная. Кто догадался, почему они так называются?

Дети выполняют задание: догадайтесь, имена каких сказочных героев здесь спрятались? Запишите любые три из них.

Князь ..и.о., королевич Е.и.е., царевна .е.е.., работник .а..а, остров .уя., море О.ия., девушка .е..а..а, дядька .е..о.о. .

Учитель: Назовите только имена собственные, как вы их написали?

А.С.Пушкин прославился и как словообразователь в русском языке. Как вы думаете, почему он назвал девушку Чернавка? Царевну Лебедь? Работника Балда?

Продолжаем путешествие: улицы Одушевленная и Неодушевленная.

Вспомним еще одну сказку А.С.Пушкина, где один из богатырей обращался к своим братьям:

Коль ты старый человек
Дядей будешь нам навек
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый,
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.

- Назовите одушевленные имена существительные, выпишите те, которые соответствуют схеме:

6. Физкультминутка.

Дети маршируют:

Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы Кто? И Что?
Отвечать оно должно.

Учитель называет слово. Если оно отвечает на вопрос «кто?» – руки вверх «что?» – руки вперед, а если слово отвечает на другой вопрос – приседают.

7. Работа над новым материалом.

Улицы Мужского, Женского и Среднего рода.

- Что вы знаете о существительных, живущих здесь?

Учитель: Я буду читать предложения, а вы определите в них подлежащее и запишите в нужный столбик:

 М.р.     ж.р.    ср.р.
  • папа читает сыну сказки.
  • старуха пряла свою пряжу.
  • синее море слегка разыгралось.
  • стояла тихая и темная ночь.
  • пошел старик к синему морю.
  • корыто у старухи совсем раскололось.
  • по вечерам няня рассказывала Пушкину сказки.
  • мой дядя живет в деревне.

Подберите однокоренное существительное к слову «полевой».

Какие окончания у существительных мужского, женского и среднего рода. Обратите внимание, что только у существительных среднего рода бывают окончания –о,-е.

8. Работа с учебником.

Упражнение 414 – жужжащее чтение, определение главной мысли, запись существительных разного рода в тетрадь. Упражнение 417 – устно.

Вывод: Чем отличаются имена существительные среднего рода от других существительных?

9. Самостоятельная работа.

Из слов каждой строки составьте и запишите правильные предложения. Найдите ошибки в записи слов и исправьте их. Придумайте заглавие к тексту. Над именами существительным укажите род.

Усатьба, халме, на, старинная, стаит.

Дому, к, длинная, видет, лесница.

Вакрук, парк, густой.

Это, михайловское, родовое, А.С.Пушкина, имение.

10. Итог урока.

Проверка работ, выявление пробелов, устранение ошибок. Сообщение оценок.

Учитель: Из множества заданий какие были самыми главными?

11. Сообщение домашнего задания.

Индивидуальные карточки:

В-1

1. Образуйте однокоренные имена существительные, укажите их род.

Волшебный, морской, дружить, служить.

2. Разбери предложение по частям речи и членам предложения:

Пошел старик к синему морю.

В-2

1. Образуйте однокоренные имена существительные, укажите их род.

Веселый, мудрый, смелый, песочный.

2. Разбери предложение по частям речи и членам предложения:

Синее море слегка разыгралось.

В-3

1. Образуйте однокоренные имена существительные, укажите их род.

Грязный, сильный, сердечный, лесной.

2. Разбери предложение по частям речи и членам предложения:

Приплыла к нему золотая рыбка.