Интегрированный урок "Информатика + музыка"

Разделы: Информатика, Музыка


Время: 2 урока

Интегрированный урок музыка + информатика

Цель:

  • сформировать понимание значимости творчества А. Шнитке для развития мировой культуры;
  • активизировать слуховую и эмоциональную зоны восприятия информации;
  • развивать навыки музыкального образного мышления;
  • воспитывать логические образные связи;
  • сформировать  навыки форматирования документов;
  • проверить  умение работать с информацией в сети Интернет;
  • научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.

Задачи:  

учебный аспект:

  • выявление черт творческого портрета композитора;
  • развитие образного языка музыки;
  • развитие навыков слухового и зрительного восприятия информации;
  • развитие навыков эмоционального восприятия информации;
  • определение жанровых и стилевых особенностей произведений;
  • укрепление связей с ранее пройденным материалом;
  • знакомство с основными операциями форматирования документов;
  • отработка навыков работы по форматированию документов.

познавательный аспект:

  • познакомиться с композитором Альфредом Шнитке на пересечении его характера, судьбы и творчества через анализ художественного образа его произведений;
  • выделить характерные черты культурного наследия для мирового искусства;

развивающий аспект:

  • готовность к решению задач, требующих от детей интеллектуальных, поисковых усилий;
  • развитие способностей к сравнению, анализу, обобщению, логичности, к восприятию музыкальной речи;
  • формирование репродуктивных и продуктивных речевых действий;
  • развитие творческой деятельности, памяти, воображения, способности логически излагать;
  • развитие и совершенствование умения применять имеющиеся знания на практике;
  • формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету.

воспитательный аспект:

  • воспитывать положительное отношение к классической музыке;
  • осознать значение музыки в жизни человека, как способ выразить невыразимое словами, но имеющее вполне логический смысл;
  • побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства;
  • формирование самостоятельности при выполнении практической работы и ответственности при работе с ПК;
  • воспитывать аккуратность.

ТСО:

1. Компьютерная презентация урока. Приложение 1.

2. Аудио файлы с произведениями и фрагментами для анализа.

3. Иллюстрации произведений авангардного искусства.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Представление темы, задачей  урока.

3. Повторение пройденного - тестирование

4. Проблема.

5. Поиск информации в Интернете

6. Диалог учителя и «Гостя» по проблеме урока

7. Слушание произведения

8. Итоговая работа

9. Выставление оценок в контрольном листе

10. Рефлексия «Телеграмма»

Формы контроля:

(музыка)

  • компьютерные тестовые задания на дополнение,
  • итоговое тестирование по музыке

(информатика)

  • практическая работа.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Интегрированный урок музыки и информатики.

(музыка) - Ребята, эпиграфом нашего урока станут такие слова:

Мы благодарны искусству за то,
что оно непрерывно рассказывает
что-то о мире и о человеке, чего
логически сформулировать невозможно.(слайд)

«Человек – творец – созидатель» (слайд)

2. Представление темы, задачей  урока

На прошлых уроках мы рассмотрели творчество великих композиторов – современников XX века: С. Рахманинова, А. Скрябина, Д. Шостаковича. (слайд портреты).

Все они оставили неизгладимый след в мировом искусстве. А сегодня мы продолжим раскрывать тему «Композитор-человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства» (слайд) и познакомимся с творчеством А. Шнитке, сделаем сравнительную характеристику произведений.

(информатика) На предыдущих уроках мы с вами познакомились с текстовым редактором Microsoft Word. Рассмотрели, что такое текстовый редактор, для чего нужна эта программа, способы запуска программы, научились создавать документ, редактировать, сохранять документ, способы форматирования символов и абзацев, сегодня познакомимся с приемами форматирования страницы. Тема урока «Форматирование документа». Сегодня на уроке вы будете выполнять практическую работу, которую я буду оценивать по следующим критериям: поиск информации, форматирование символа, форматирование абзаца, форматирование страницы.

3.  Повторение пройденного

Прежде чем перейти к изучению темы сегодняшнего урока, давайте вспомним основные некоторые моменты:

1. Для чего нужен текстовый редактор?

2. Способ запуска программы.

3. Что такое редактирование текста.

4. Скажите, пожалуйста, что это такое? – Форматирование текста – это изменение его внешнего вида (формата представления).

5. Назовите, пожалуйста, основные объекты форматирования документа. (символ, абзац, страница).

6. Назовите свойства объекта символ.(цвет, начертание, размер, шрифт)

7. Назовите свойства объекта абзац. (выравнивание, отступ красной строки)

8. Вспомните способ копирования.

(музыка)  Давайте проверим ваши знания о творчестве композиторов, с которыми познакомились на прошлых уроках. Вам предлагается выполнить компьютерный тест, который сразу же покажет ваш результат. На столах у вас у вас лежат листы оценивания с номером варианта, в которые вы будите заносить оценки, полученные на разных этапах урока. Приложение 2

Выставление баллов и  оценок в контрольном листе учащихся. Приложение 3

4. Проблема

Развитие темы:

 (музыка)  – Ребята, можно ли сказать,  что жизнь – источник музыки? Действительно, композитор, сочиняя произведения, опирается на свои жизненные ощущения, на события, которые происходят в стране.

Альфред Шнитке один из ярких представителей российского авангарда, его музыка необычна, неординарна, не всем понятна. Почему?  Мы с вами попробуем разобраться в этом,  а поможет нам в этом глобальная сеть Интернет. Мы должны выяснить, какое творческое наследие оставил нам композитор, ответив на следующие вопросы:

Работа над составлением творческого портрета композитора

1. Найти факты биографии композитора.

2. Выявить черты творческого портрета композитора.

3. Определить жанры, в которых работал композитор.

4. Какие проблемы присущи творчеству Шостаковича.

5. Какое наследие оставил нам композитор. (слайд)

5. Поиск информации в сети Интернете

(информатика)

Свои ответы вы должны будете оформить в текстовом редакторе специальным образом так, как указано в задании.    Основными объектами документа являются страница, абзац и символ. Для каждого из этих объектов необходимо задать значения параметров форматирования, которые определяют внешний вид документа.

Форматировать символы и абзацы вы уже умеете, поэтому сейчас мы с вами познакомимся с форматированием страницы. (слайд)

1. Выбор параметров страниц.

Любой документ состоит из страниц, поэтому в начале работы над документом необходимо задать значения параметров страницы: формат, ориентацию, поля.

Существует две возможные ориентации страницы – книжная и альбомная. Для обычных текстов чаще всего используется книжная ориентация, а для таблиц с большим количеством столбцов или оформления текста в несколько колонок – альбомная.

Команда: Разметка страницы  – Ориентация.

2. Установка полей страницы

На странице можно установить требуемые размеры полей (верхнего, нижнего, правого, левого), которые определяют расстояние от краев страницы до границы текста.

Команда: Разметка страницы  – Поля – Настраиваемые поля.

Рассмотрим диалоговое окно. В области Образец мы увидим, как примерно будут выглядеть страницы нашего документа. Мы можем поменять размеры верхнего, нижнего, правого и левого полей.

По правилам, размеры полей должны быть следующие: левое: 2 см, правое – не менее 1,5 см, верхнее – 1,5 см, нижнее – не менее 1,5 см.

Следующее – переплет. Переплет позволяет установить дополнительное поле для переплета документа. Переплет не влияет на размеры основных полей документа, но сокращает область ввода текста. Положение переплета может быть слева или сверху.

Команда: Параметры страницы

3. Номера страниц.

Страницы документа требуется нумеровать, причем номера можно размещать по-разному: вверху или внизу страницы, по центру, справа или слева.

1. Вставка – Номера страниц

2. Задать местоположение номера и его формат и ОК

4. Цвет страницы.

Команда: Разметка страницы  – Цвет страницы

5. Границы страницы.

Команда: Разметка страницы  – Границы страницы – Рамка - Выбрать границу.

Практическая работа.  Приложение 4

Выполняют задание, звучит музыка Шнитке.

Физкультминутку для глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот подвигать зрачками вправо-влево

6. Диалог учителя и «Гостя» по проблеме урока

(музыка)  Сразу после выполнения задания появление гостя.

1. Блиц опрос:

«Гость» (в роли Шнитке - ученик школы)

- Здравствуйте, дети.

Учитель: - ребята познакомьтесь А.Шнитке, давайте проведем с композитором блицинтервью.

Дети: - Сколько часов в день вы посвящаете музыке?

- Что для вас значит музыка?

- Кем хотели быть в детстве?

- Ваши первые переживания, связанные с музыкой?

- Какая музыка вам не нравится?

- У вас есть хобби?

- Вы интересуетесь политикой?

- Можете ли вы назвать свой любимый фильм?

- Ваша любимая книга?

- Спасибо за ответы.

Композитор уходит

2. Какие стили, жанры, методы применял композитор в своей музыке?

Впервые в советской музыке в одном произведении была показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая (оперы, симфонии), авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п (слайд жанры)

Композитор применил здесь методы полистилистики.

Повторение:

авангардизм – проявился в 20 – годы XX века. Французское Avant-garde – передовой отряд. Авангардисты – передовой отряд искусства. Новые выразительные средства стали основой для создания необычных по стилю и художественным приемам произведений. (слайд про авангард)

Видеоколлаж авангардного искусства – в архитектуре, в живописи. (слайд картины)

Полистилистика – сочетание и взаимодействие разных стилей внутри одного произведения. (слайд)

3.Какие проблемы интересовали композитора? (ответы детей)

- В сфере внимания Шнитке действительно не только сочинение му­зыки, но и теория музыки, философия, религия, нравственность. (слайд)

4. Какое творческое наследие оставил композитор?

- Музыка к кинофильмам, мультфильмам, оперы - «Паяцы», «Сельская честь», «По­хищение из сераля», кантата "История доктора Иоганна Фауста", симфонии, образование новых стилей и направлений. (слайд)

7. Слушание музыки

Задание (слайд)

Сейчас вашему вниманию предлагается прослушивание двух произведений разных по стилям, мелодии, инструментам. Во время прослушивания вы должны добавить в таблицу недостающие слова. Приложение 5

Давайте проверим себя, оцените себя. (слайд)

8. Подводим итоги. Предлагаются тестовые задания на дополнение. Приложение 6

Выставление баллов.

9. Вывод. (Звучит музыка)

(музыка)  - В восьмидесятые годы признание и популярность Шнитке во всем мире так возросли, что его музыка, помимо СССР, стала звучать в ведущих концертных залах Германии, Австрии, Англии, США, Японии, Голландии, Финляндии, Норвегии, Испании, Австралии и других стран. По утверждению А. Ивашкина (со ссылкой на ка­талог издательства Сикорского), к середине восьмидесятых годов количество исполнений Шнитке стало приближаться к количеству исполнений Шостаковича и было большим, чем у любого другого здравствующего композитора.

А исполнителями стали, прежде всего, крупней­шие отечественные музыканты, знаменитые во всем мире,— Ген­надий Рождественский, Гидон Кремер, Олег Каган, Наталия Гут­ман, Квартет имени Бородина, Юрий Башмет, Олег Крыса, Та­тьяна Гринденко, Валерий Полянский, певица Нелли Ли, наконец и изгнанный из страны Мстислав Ростропович. Этот мощный круг артистов сделал такую презентацию музыки Шнит­ке на мировой арене, что о большем нельзя было мечтать. И в этом было великое счастье композитора, которое он прекрасно осознавал.

Сам с собой я — неуживчивый:
Всё сошлось во мне смесью взрывчатой —
Кровь еврейская, кровь немецкая,
Речь российская, власть советская.
Иудеи тут, там католики -
И гармонии нет ни толики.

(информатика) Сегодня вы познакомились с основными способами форматирования документа, закрепили полученные знания при выполнении практической работы. На следующем уроке я сообщу вам, полученные оценки.

10. Рефлексия. Телеграмма композитору. Выразить свое мнение, отношение к творчеству А. Шнитке.