Разработка урока "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • Образовательные:
    • обеспечить формирование знаний о симптомах болезней эндокринной системы, их причинах;
    • закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях строения и функционирования желез внутренней секреции,
    • показать последствия нарушения работы желез внутренней секреции;
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение работать в коллективе;
    • формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандарстных форм обучения и создание ситуации успеха;
    • формировать ценностное отношение к своему здоровью посредством реализации принципов субъектности и ценности
  • Развивающие:
    • научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
    • развивать поисково-информационные умения;
    • развивать эмоции учащихся, используя ситуации взаимовыручки и поддержки воздействующие на чувства школьников;
    • развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Оборудование:

  • Интерактивная доска Interwrite, компьютер, проектор
  • Диски – “Биология. Человек 8 кл” издательский центр “Вентана-Граф” 2007 г.;

“Биология. Человек 8 кл” Н.И. Сонин, М.Р. Сапин министерства образования и науки РФ Национальный фонд подготовки кадров Проект “Информатизация системы образования”

  • Таблица “Железы внутренней секреции”
  • Выставка продуктов и витаминов, содержащих йод: морская капуста, майонез, хлеб, пивные дрожжи, ламинария в таблетках, йод-актив, рекламный плакат “Ламиналь” и т.п.
  • Компьютерная презентация

Этапы урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания.

Выполнение заданий у интерактивной доски: (задание в папке “Дополнительные материалы” к доске “Опрос”).

  1. Установить соответствие между железой и ее функцией (ученики должны соединить стрелками железу и ее функцию).
  2. Распределить железы по группам – внешней, внутренней и смешанной секреции (ученики должны передвинуть на поле интерактивной доски название железы к соответствующей ей группе желез). Проверка этого задания осуществляется демонстрацией интерактивной схемы “Типы желез” (№ 150845)
  3. Подписать железы внутренней секреции на рисунке (взять перо и подписать).
  4. Распределить гормоны по группам, в зависимости от того какая железа их выделяет (передвинуть на поле доски название гормонов к соответствующей железе, которая выделяет этот гормон).

Задания к ЦОР из Единой коллекции

  1. Выполнить задание на интерактивной доске – интерактивный рисунок “Железы внутренней секреции” (№150557) (маркером выбрать нужное название железы и проверить правильность выполнения задания).
  2. Сравните работу желез по рисунку “Работа желез внешней и внутренней секреции” (№ 150509) (устный рассказ ученика и показ на рисунке особенностей работы желез)
  3. Интерактивное тестовое задание “Железы внешней, внутренней и смешанной секреции” (№150519, № 150524) и “Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма” (№150710, № 150538) (работает весь класс, по очереди ученики выходят к доске и маркером выбирают нужный ответ).

3.Формулирование темы урока

Ребята, прослушайте содержание романа А. Беляева “Человек, потерявший лицо” и попробуйте сформулировать тему нашего урока. Учитель кратко рассказывает некоторые эпизоды романа, а на экране появляются изображения людей с симптомами заболеваний эндокринной системы (презентация слайд № 1,2, 3).

Сформулируйте тему урока (на доске открывается тема слайд № 4– заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы)

На доске Вы видите дерево ожиданий, что вы ожидаете от сегодняшнего урока (на доске плакат с деревом и надписями – познакомиться, узнать, уметь, наблюдать, вести, получить)

Ученики: познакомиться с болезнями эндокринной системы

Узнать о симптомах болезней.

Уметь определять эти заболевания.

Наблюдать за своим здоровьем.

Вести здоровый образ жизни.

Получить хорошую оценку, новы е знания.

И главной целью урока будет профилактика нарушений эндокринной системы и формирование потребности в здоровом образе жизни.

А чего вы опасаетесь? (не успеть ответить, не понять материал урока, получить плохую отметку, не найти ответов на предложенные гипотезы, не разобраться в терминах). Мы избавимся от опасений, спрячем их подальше (смять их и положить в коробку).

4. Постановка гипотезы и учебной проблемы.

Ребята, попытайтесь выдвинуть гипотезы по теме нашего урока – (предположения учеников – если нарушается функция ЖВС, то это вызывает изменения во внешнем и внутреннем строении человек. Может быть, и наоборот изменения во внешнем строении могут вызвать нарушения в органах, в том числе и в ЖВС).

Эпиграф открывается на экране (слайд № 5):

Диагностика достигла таких успехов,

Что здоровых людей практически не осталось.

Можно ли согласиться с Бертраном Расселом, что здоровых людей почти не осталось?

Предположения учеников

– Неужели так много есть заболеваний, связанных с нарушением работы желез внутренней секреции.

– Да, можно. Причинами нарушений может быть влияние окружающей среды. А сейчас вода, воздух сильно загрязнены и это приводит к развитию болезней.

– Болезни у людей могут появляться и от образа жизни самого человека.

– Я согласен с высказыванием. У меня есть друг в 10 кл, он проходил призывную комиссию и только один юноша из их класса признан практически здоровым.

– А я думаю, что не так много людей встречается с серьезными заболеваниями. Вот, например, у нас в классе только 1 человек стоит на “Д” учете.

Вами высказаны разные точки зрения. Возможно, на уроке нам удастся решить одну из них.

Учитель: Чтобы удачно решить гипотезу на уроке вам нужно определиться в качестве кого вы будете на уроке работать.

Выбираются специалисты – эндокринолог, химики, эколог, валеолог (экологу и валеологу дано опережающее задание).

Распределение учеников на группы: у каждой железы есть свои виды гормонов, которые она вырабатывает. Установите соответствие между железой и вырабатываемой ею гормоном и разделитесь на группы.

На партах лежат таблички с названиями желез, откройте их. На спинке стульев прикреплены таблички с названиями гормонов. Разделитесь на группы, около названия железы должны появиться соответствующие ей гормоны.

  1. Гипофиз – соматотропин, вазопрессин, гонадотропин, мелатотропин
  2. Щитовидная – тироксин, трийодтиронин, кальцитонин
  3. Надпочечники – адреналин, норадренали, кортикоиды, минералокортикоиды
  4. Поджелудочная – инсулин, глюкагол.
  5. Самопроверка – на интерактивной доске (это задание уже выполняли).

5. Поиск решения проблемы.

Учитель: задачи групп: (слайд № 6)

Работа в группах:

  1. Четыре сформированных группы должны прочитать предложенный им текст и материал учебника, поставить перед собой задачи, что им нужно выявить. Решить эти задачи и выступить с отчетом. (Приложение № 1 “Задания группам”)
  2. Подготовить презентацию – название болезни и внешние проявления (в каждой группе стоит ноутбук, на рабочем столе папка “ Задание программистам” (Приложение № 2), в которой есть рисунки людей, с симптомами болезней эндокринной системы).

На работу группам дается время 5-7 минут.

Выступления групп.

1. Группа, изучающая гипофиз (рассказывают о гигантизме, карликовости, акромегалии и сопровождают рассказ показом презентации, которую они подготовили; предлагают решение проблемного задания).

Учитель: где же в природе найти гармонию, выражающуюся в норме при работе желез внутренней секреции. Гормоны – это дирижеры жизни, управляющие обменом веществ в организме человека. Гигантизм – это гиперфункция, карликовость– гипофункция. Что может сделать человек, чтобы предотвратить эти заболевания?

Ученики: (предполагают) я считаю, что нужно следить за своим организмом, проводить самоанализ состояний.

Эндокринолог: после выступления группы, изучающей гипофиз. Причины изменений установить трудно. Возможно, что это связано с нарушением наследственного аппарата. Возможно с влиянием окружающей среды. Например, Леонид Стадник (слайд № 7) стал расти после того, как ему сделали операцию на гипофизе. У него была опухоль этого органа. Но этот великан живет на Украине, в Житомирской области, недалеко от Чернобыля. Значит…. (предполагает класс -возможно это влияние радиации). В молодом возрасте человек должен как никогда следить за своим здоровьем и вести здоровый образ жизни (слайд № 8). Вредные привычки – курение, алкоголизм разрушают здоровье, никотин замедляет рост человека, его физическое и психическое здоровье. Все заболеваний эндокринной системы с трудом поддаются лечению, да и вообще практически болезни этой системы не вылечиваются. Поэтому необходимо вести правильный образ жизни смолоду. Родителям необходимо следить за физическим развитием детей и если есть отклонения в развитии необходимо во время обращаться за помощью к врачам, в частности к эндокринологам.

2. Группа, изучающая надпочечники (рассказывают о бронзовой болезни, сопровождая рассказ показом подготовленной презентации с симптомами болезни; предлагают решение проблемного задания слайд № 9). Показ ЦОР из Единой коллекции иллюстрация “Расположение надпочечников” (№ 150814).

3. Группа, изучающая поджелудочную железу (заболевание сахарный диабет (характеризуют симптомы и показывают презентацию); предлагают решение проблемного задания). Показ ЦОР из единой коллекции Изображение “Расположение щитовидной железы” (№ 150656).

Эндокринолог: Сейчас очень остро стоит проблема заболевания сахарным диабетом в медицине. Ребята, поднимите руку те, у кого есть знакомые больные сахарным диабетом. Как видим, таких больных не мало. Заболевание связано с нарушением обмена веществ. Причинами могут быть любые из факторов нарушения образа жизни человека. Курение отягощает течение таких внутренних болезней, имеющих кожные проявления как сахарный диабет. К рекомендациям можно добавить следующее – люди, больные сахарным диабетом всю жизнь должны соблюдать диету, правильно и рационально питаться.

4. Группа, изучающая щитовидную железу (характеристика болезней – кретинизма, миксидемы, базедовой, эндемический зоб; решение проблемного задания, слайд № 10)

Учитель: слово химикам.

Химик 1: Йод (показывает химический знак на таблице Менделеева и кратко рассказывает о нем).

Химик 2: Рассказывает методику проведения опыта, делает вывод о содержании йода в морской капусте.

Эндокринолог: все биологи правильно выявили симптомы и признаки заболеваний. Правильно решили проблемные задачи, связанные с функциями эндокринной системы. В нашем крае очень часто встречается заболевание эндемический зоб среди населения, причиной которого является низкое содержание йода в почве и воде. Об экологических проблемах дальневосточного региона нам расскажет эколог.

Эколог: комментарии слайдов № 11,12, 13, 14

Валеолог: Иод – химический элемент, который встречается во многих продуктах питания. Мне было дано задание – исследовать, какие продукты питания в магазинах содержат йод. На выставке представлены продукты питания, в которых достаточно большое содержание йода. Это соловецкий хлеб и хлеб с ламиданом (концентрированного препарата морских водорослей, который выпекают на хлебозаводах нашего города и в его состав добавляют морскую капусту. Это йодированная соль, майонез, “Здоровье”, в состав которого входят витамины и минеральные соли. Это консервированная морская капуста, которую можно употреблять в готовом виде или приготовить различные салаты. Кроме того, существуют биологически активные добавки к пище для профилактики заболеваний – йодомарин, йодактив, йодбаланс. Эти препараты применяют для профилактики нарушений в работе щитовидной железы. За год 1-2 курса достаточно применять. Все болезни эндокринной системы практически не излечимы. Нужно большое внимание уделять профилактике.

Я как врач эндокринолог обязана еще раз напомнить вам о мерах профилактики этих заболеваний. Спасибо валеологу, за то, что она уже напомнила нам о правильном и здоровом питании (слайд № 15). Еще необходимо уменьшать количество стрессов, заниматься физкультурой и спортом, оберегать организм от воздействия вредных токсических веществ (лаков, красок, бензина, фенола, растворителей, свинца).

Учитель: Ребята, вы сейчас находитесь в таком возрасте, когда много соблазнов и их все хочется попробовать. Хочу вас предупредить, что токсикомания оказывает разрушающее воздействие на организм человека и его физиологические процессы, в том числе на обмен веществ. Я думаю, что никто из вас не захочет иметь во внешнем строении таких изменений, которые мы сегодня видели на экране. Поэтому, не подвергайте свой организм воздействию вредных веществ.

6. Выводы

Учитель: Поведем итог выступлению групп. Из того, что мы узнали, какие выводы должен сделать каждый человек?

Ученик: (предполагают) я считаю, что нужно бережно относиться к своему здоровью. Если человек небрежно обращается с какой-то вещью, бытовым прибором, то он его может заменить, а свой организм человек заменить не в состоянии. Необходимо вести здоровый образ жизни – рационально и правильно питаться, укреплять организм, уменьшать количество стрессов, отказываться от вредных привычек, т. е формировать культуру здорового образа жизни.

Ученик: (предполагают) А я думаю, что вредно находиться среди пассивных курильщиков. В табачном дыме содержатся, канцерогенны е вещества. А сегодня на уроке мы говорили, что радиация может вызвать возникновение опухолей и изменения во внешнем строении. После урока я расскажу своим знакомым и родственникам, которые курят о болезнях, связанных с нарушением обмена веществ. Это все очень страшные заболевания и вылечиться невозможно. Лучше не подвергать свой организм воздействию вредных факторов.

Учитель: здоровье человека в его руках

Красота и здоровье неразрывно связаны между собой. Путь к красоте, истине, добру находиться всегда в самом человеке. Здоровый человек чувствует себя уверенно в коллективе, счастлив в личной жизни, творчески активен.

Домашнее задание: изучить параграф 59, уточнить конспект, найти интересный дополнительный материал по теме “Эндокринная система и здоровый образ жизни”. Подготовить буклеты, плакаты, листовки (на выбор).

Вернемся к гипотезам, которые вы выдвинули в начале урока. Я читаю гипотезу, если она подтвердилась, хлопните в ладоши.

Если нарушается функция ЖВС, то это вызывает изменения во внешнем и внутреннем строении человека.

Внешнее строение человека, отличное от нормы, может влиять на работу желез внутренней секреции.

– Да, наиболее правильной является первая гипотеза – нарушения работы ЖВС вызывает изменения в строении человека. Вторая гипотеза еще недостаточно нами исследована, над ней нужно еще работать.

Прав ли был Бертран Рассел, когда утверждал, что “Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось”?

(Предположение учеников)

– Мне кажется, что не диагностика виновата в том, что здоровых людей практически не осталось. Здоровье человека на 50% зависит от самого себя, на 25% от состояния окружающей среды, 10% от наследственной программы и только на 10% от возможностей медицины.

У нас возникли новые гипотезы, но ответы на них мы исследуем на других уроках биологии.

Учитель: Рефлексия

  • Дерево ожиданий – какое из этих ожиданий не подтвердилось? Все подтвердились. Я с вами согласна.
  • В начале урока кто-то высказал опасения. Они оправдались? Есть ли проблемы по содержанию урока, кому что-то непонятно. Нет. Тогда я уверенно выбрасываю все опасения в мусорное ведро.
  • Насколько урок вам понравился? На интерактивной доске вы видите зеленую поляну, но без цветов. Сейчас на улице весна и скоро появятся первые цветы. Какой бы цветок, а у каждого из них есть свое значение, вы бы поместили на зеленую поляну? Обсудите в группе и выйдите к доске, выполните это задание (задание к доске “Оценка уроку”). Спасибо всем за работу. На этом урок закончен.

Дополнительный материал