Начальный этап обучения игре на баяне

Разделы: Музыка


Педагогическая деятельность – это постоянное творчество, поэтому педагогу очень важно уметь учиться, развивать свой творческий  потенциал, подниматься на новый интеллектуальный, эмоциональный уровень. Данная статья написана на основе методической работы автора «Понимать музыку – значит любить её», посвящённой обучению детей игре на баяне. Как сделать процесс обучения интересным, привлекательным и увлекательным, как активизировать детей к дальнейшим занятиям – на эти вопросы можно получить ответы или использовать полученную информацию, как повод к размышлению.

Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому именно ему хочется уделить особое внимание.

Для начинающих баянистов одной из проблем является умение приспособиться к инструменту. Технические, образно-звуковые задачи очень сложно решать при несоответствии инструмента возрасту ребёнка, особенно, если ему 5-6 лет (а именно с такого возраста дети приходят на «кнопочки»), не всегда удаётся приобрести инструмент маленького размера для занятий дома. Но это не значит, что ребёнку нужно говорить «нет» и приглашать его через два года. Способов и методов работы с маленькими детьми очень много (именно в общении с инструментом) и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможностей ребёнка.

На первых занятиях меховедение осуществляется с помощью педагога, основное внимание на ощущения в правой руке. Параллельно  осваиваются упражнения на левой клавиатуре, здесь время самостоятельного меховедения наступает быстрее, т.к. координационно легче. С самого начала следует обратить внимание ребёнка на эффективность использования силы инерционного хода меха, возникающей за счёт веса левого полукорпуса – в дальнейшем это облегчит  ощущение правильного исполнения меховых приёмов (тремоло, меховых акцентов, при которых движение меха должно осуществляться не в сторону, а вниз).

Наиболее эффективно начинать обучение на выборном баяне, так как единство строения клавиатур позволяет наиболее полно соблюдать принцип последовательности развития слуха – от мелодического к гармоническому, намного раньше играть простые мелодии и упражнения, чем правой рукой, т.к. действует одна рука и ребёнку легче скоординировать движения. Если же нет возможности начинать с выборного инструмента, готовую клавиатуру нужно осваивать с учётом выше названной проблемы. В начальных упражнениях и творческих заданиях использовать бас, как мелодический голос, сочинять «басовые» мелодии, использовать перенос звуков мелодии из одной руки в другую, не боясь разных регистров – нужно только обязательно петь всё то, что играется (большой интерес вызывает у детей басовый мужской голос , представленный им в записи.

Аккорды в донотный период так же следует использовать как выразительный элемент, подчёркивающий настроение, сразу обратив внимание на неустойчивость септаккорда.
Аккомпанемент лучше осваивать на жанровых вариантах (марш, вальс, полька). Необходимо сразу разделить функции баса (глубокий фундамент) и аккорда (выразительное дополнение, определяющее настроение и характер звука).

Строение левой клавиатуры баяна позволяет довольно рано познакомить ученика с тоникой, субдоминантой и доминантой, а также с простыми кадансами (T-S-T, T-D-T, T-S-D-T), что даёт возможность начинающему музыканту подбирать аккомпанемент, не зная басового ключа, по слуху. Замечательно, когда на аккомпанемент ученика педагог  сочиняет различные разножанровые мелодии, это удивляет ученика – учитель сразу что-то придумывает и каждый раз новое! Это воодушевляет  и заинтересовывает ребёнка, он чувствует себя главным в этом процессе, так как мелодия сочиняется в зависимости от жанра, который выбрал он. А главное, ему тоже хочется сочинять. И уже на этом этапе надо дать ему попробовать себя в этой деятельности, поддержать его. Ведь самый интересный и увлекательный процесс – это самостоятельная деятельность. И если педагог хочет, чтобы ребёнок задержался в его классе, не бросил занятия, нужно на уроках уделять большее внимание творческому проявлению ученика, всегда и во всём позволять ему самовыражаться, умело и ненавязчиво координируя его деятельность. Только при таком подходе будут формироваться здоровые, творческие отношения учителя и ученика и создаваться условия для воспитания гармонично развитой личности.

Более адекватное ощущение правой руки происходит при постановке на вертикальные ряды (по типу постановки аккордеонистов). Пальцы могут размещаться на разных рядах, например: 1 и 5 пальцы – 3, крайний  ряд; 2, 3, 4 – на 2 ряд; 3 палец можно разместить на 1 ряду. Такая постановка расширяет диапазон первых упражнений, позволяет  задействовать в игре все пальцы, использовать в упражнениях малые терции, уменьшённые трезвучия, почувствовать подвижность руки.

Момент перехода на «короткие» ряды определяется для каждого ученика индивидуально. Осваиваются эти ряды сразу в большом диапазоне, ребёнок сначала учиться «ходить» по рядам (2, 3, 4 пальцами, а затем 3, 4, 5), фиксируя положение на каждом ряду и момент перехода на другой. Часто первоначальное обучение происходит на основе звукоряда (до-ре-ми…). Ученик при таком подходе занят нахождением нужной кнопки, особенно сложно это для детей с плохой координацией. Строение клавиатуры аккордеона и фортепиано позволяет играть с первых уроков попевки, построенные на поступенном движении, клавиатура баяна строится по другому принципу, поэтому, сначала нужно освоить хроматический звукоряд (поступенное движение на баянной клавиатуре), а затем «выбирать» нужные ступеньки, при этом ведущим уже будет слух, а не движения пальцев.

Постановка рук и посадка музыканта формируется в процессе привыкания к инструменту (тем более баян на протяжении учёбы может меняться несколько раз, в зависимости от роста ребёнка). Перед маленьким баянистом стоит нелёгкая задача – приспособиться к двум инструментам (в школе и дома), поэтому желательно, чтобы они соответствовали друг другу. Если на уроке он будет играть на маленьком инструменте (что удобно для педагога), а дома играть на более большом, то будет сталкиваться с физическими и техническими трудностями, которые могут  повлиять на его отношение к музыке в целом. Педагог должен помочь ученику и заниматься на уроке на соответствующем инструменте. При правильном подходе к вопросу посадки и постановки в комплексе с музыкально-эстетическими задачами, ребёнок (даже 6-7 летний) успешно и с удовольствием музицирует и на «Рубине».

В начальный период очень важно включать в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, рук и корпуса, благодаря которой ребёнок осваивает «мышечную» азбуку. Задача педагога заключается в подборе комплекса упражнений для каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей (физическое развитие, координация, строение рук и т.д.).

Критерий правильной постановки и посадки – её удобство и естественность. Важно научить ребёнка находить удобные движения, прислушиваться к своим ощущениям, анализировать их, чувствовать состояние мышечного тонуса (активной свободы, готовности к действию). Работа должна проводиться постепенно, постоянно, на всём протяжении созревания аппарата. Чем меньше развиты способности ребёнка, тем сложнее ему координировать движения, формировать звук, тем больше он нуждается в помощи педагога. Каждое небольшое физическое напряжение ученика должно перекрываться ярким эмоциональным воздействием со стороны педагога и помогать ему находить нужные движения и ощущения.

В донотный период, если ребёнок не владеет нотной грамотой, ритмическая и звуковысотная запись осуществляется схематично, определёнными знаками и символами. Большую помощь в этой деятельности могут оказать пособия, в которых теория изложена в виде творческих заданий: Н. Перунова «Музыкальная азбука», Н. Минина «Давайте поиграем» и др. Главное, чтобы запись была понятна ребёнку. Можно предлагать ему несколько вариантов, а он выберет понравившийся и наиболее понятный ему, а может предложить свой – такая игра тоже увлекает детей.

В переходе на нотную запись необходимо соблюдать принцип последовательности – от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности ученика в освоении нотного материала. «Теоретическое» не должно заслонять «музыкальное», наиболее эффективно сначала что-то выучить практически, а затем показать, как это выглядит в нотной записи (басы, аккорды, вспомогательный ряд и др.).

Учитывая физические сложности, выразить свои эмоции на баяне маленькому музыканту очень трудно. И здесь результат во многом зависит  от выбора методов и способов педагогического воздействия. Нужно уметь «заражать» ученика определённым настроением, помочь почувствовать и найти нужный звук, характер прикосновений к кнопочкам и меховедения, использовать для этого весь эмоциональный запас, язык тела, жестов, мимики. И, на мой взгляд, не нужно торопиться показывать ученику, как это должно прозвучать, нужно иметь терпение и, как показывает опыт, ребёнок создаст свой шедевр, может быть чуть «не дотянет» до педагогического образца, но это будет его творение, понятное ему, услышанное, проанализированное и прочувствованное. И такой способ будет способствовать росту и формированию музыканта, а при частых «педагогических показах» есть опасность, что ученик просто формально повторит услышанное, ориентируясь на наглядный нотный текст и какие-либо исполнительские движения педагога, выполняя при этом чужую волю. Хорошо, если ученик «быстро схватывает» (очень многие дети играют «с рук», но потом они редко что-либо могут сделать самостоятельно в музыкальной деятельности), а менее способные ученики всегда будут чувствовать дискомфорт и неполноценность своей игры при таких занятиях.

Игра гамм и упражнений в начальный период являются материалом, на основе которого ученик получает необходимые ему знания и помогают  развитию координации, ориентированию на клавиатуре. Недопустимо, с точки зрения слухового развития, выучить с ребёнком 3 гаммы – До, Соль, Фа Мажор, а другие играть по подобию (пою До Мажор, а играю, например, Ля Мажор – к сожалению, такое часто встречается в практике). При таком подходе тональность, как средство выразительности, как окраска теряет смысл, остается только схема строения клавиатуры и аппликатуры. Этим самым педагог облегчает жизнь себе, но ограничивает  развитие ученика, закомплексовывает его. А если у ребёнка абсолютный слух – тогда это для него вообще неприемлемо. Можно, играя меньшее количество гамм, необходимых в данный момент ученику, решать многие музыкальные задачи: отрабатывать тяготение звуков, использовать различные штриховые варианты, регистры, фактуру (терции, октавы. аккорды), менять эмоциональную окраску и характер, изучать кадансовые построения и даже сочинять на их основе.

Иногда освоение партии левой руки у детей, особенно менее способных, вызывает трудности. Нам с ними помогает следующий способ: мы изучаем тональность произведения, кадансы, определяем гармонию в аккомпанементе, учим её в основном виде, пока без вспомогательного ряда, если он имеется в нотах, а потом уже украшаем им линию баса, тогда ученик воспринимает не схему басов и аккордов, а слышит  аккомпанемент, как выразительную функцию. А самое интересное, когда ученик на гармонию данного произведения сочиняет свою мелодию. После такой работы он более осмысленно и заинтересованно учит произведение. Конечно, этому предшествует период сочинения простых песенок на заданный текст, простейшие обработки мелодий с использованием вводных, хроматических, проходящих звуков, изложение мелодии в виде интервалов с помощью аккордовых звуков, с их задержанием, гармонизация мелодии разными способами, а также свободное сочинение на заданную тему.

Хороший результат и интенсивное развитие ребёнка происходит тогда, когда изучается сразу несколько произведений на одну тему (ученик играет детскую песенку «Где ты был, мой баран?», а педагог знакомит его с пьесами Вилла-Лобоса «Мой барашек» и В. Волковой «Плач барашка»; в более старшем возрасте возможны такие варианты – «Юмореска» В. Моцарта и А. Белоусова, «Волынка» В. Золотарёва и И.С. Баха – детям очень интересно анализировать язык композитора, выразительные средства, характеры и т.д., при этом они незаметно для себя играют и учат не одно произведение, а сразу 2-3, это несомненно обогащает внутренний мир ребёнка, развивает исполнительский потенциал.
Предложенные способы особенно полезны и результативны для учащихся со слабыми и средними данными, а, главное, вам тоже станет с ними интересно работать. Как правило, именно такие ученики подталкивают педагога к поиску новых, продуктивных способов и приёмов и именно успехи таких учеников приносят наибольшую радость педагогу.
В заключении хотелось бы привести слова доктора психологических наук В.Г. Ражникова: «Все дети талантливы настолько, чтобы безостановочно развиваться в  своих возможностях. Проблема только в том, в каком качестве, с чьей помощью и каким способом они приобщались к искусству» [1].

Список  литературы:

1. В.Г.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике», ЦАПИ  Москва, 1994 г.