Цели урока:
- на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь;
- показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России.
Задачи:
- пробуждать эмоциональный интерес к музыке;
- развивать умение анализировать произведение;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине;
- воспитывать интерес к отечественной музыке.
Материальное обеспечение:
- Музыкальный центр
- Запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова
- Репродукции картин русских художников: Левитан «Над вечным покоем»; Айвазовский «Девятый вал»; Левитан «Хмурый день»; Айвазовский «Черное море»; Левитан «Весна. Большая вода»
- Фортепиано
- Портрет С.В.Рахманинова
Ход урока:
Приветствие.
- Ребята! Пусть песня «О России» будет музыкальным эпиграфом нашего урока.
(исполнение учащимися 1 куплета песни Я.Дубравина «О России» )
-Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, на 65 лет назад.
1943 год… Беверли-Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек.
Сегодня у него день рождения. Раньше в этот день его дом был наполнен друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф.Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и старик понимает, что уже никогда не дотронется до его белоснежных клавиш.
На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Каждый час он слушает сообщения Информбюро и дрожащей рукой на карте красными флажками отмечает движение русских войск. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.
Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора…»
(звучит запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)
По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят!..
Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.
-Ребята, о каком композиторе идёт речь?
Конечно, это С.В.Рахманинов (портрет композитора)
-С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки?
(«Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром)
-Сегодня мы поговорим о Втором Концерте для фортепиано с оркестром, ставшим музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине!
Это произведение было написано в 1901 году и посвящено врачу Н.В.Далю. В период тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни.
-Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?
Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.
Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано – голос человека, голос самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра – окружающий мир, общество.
Откройте тетради. Запишите тему урока.
Разделите страничку на две части:
ФОРТЕПИАНО |
ОРКЕСТР |
ЧЕЛОВЕК |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ОБЩЕСТВО |
-Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику Человека и Мира.
Запись концерта, которую вы услышите, уникальна! Она сделана самим Рахманиновым, в котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя – пианиста.
(слушание фрагмента 1 части)
-Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.
(ответы учащихся записываю на доске)
Теперь давайте, сравним наши характеристики. Они похожи? Они близки по значению?
Да, они почти одинаковы.
-Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано
и оркестра?
-Конечно, есть. Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость.
-Есть ли в музыке противоречие, борьба между образами?
-Какие у них взаимоотношения?
( Человек и окружающий мир тесно связаны между собой)
Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события.
Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.
Современник Рахманинова, Александр Блок (1880-1921), сказал об этом так:
«В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он своё и не своё.
И всё уже не моё, а наше
И с миром утвердилась связь».
-Ребята, как можно охарактеризовать главную тему 1 части?
(звучит главная тема)
-К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная?
-Какой характер этой темы?
-Ребята, каким картинам русских художников-пейзажистов будет созвучна интонация вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?
(показываю ряд репродукций)
-Посмотрите на мелодический рисунок главной темы.
(на доске мелодический рисунок главной темы)
Есть ли в нём скачки? Как располагаются звуки – далеко друг от друга или рядом?
-Какие длительности преобладают?
-О чём всё это говорит?
(о плавности, певучести, песенности голосоведения)
-Попробуем спеть мелодию главной темы.
(напоминаю о певческой посадке)
Показываю по фразам. Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.
-Ребята, а кто обратил внимание на вступление?
(играю на фортепиано вступление)
-Эта интонация изобразительная или выразительная?
-Что она выражает? Какое состояние?
(напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы)
-Ребята, а что изображает интонация вступления?
-Правильно, колокольный звон. Колокола всегда были символом России. Колокольный звон – это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании.
-Какое здесь состояние передает интонация вступления?
Удары набатного колокола во вступлении – ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности…
Замечательный русский композитор и пианист рубежа 19-20 столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».
- Откуда такое состояние напряженности?
На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.
Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны, того, что услышали в строках Блока:
«О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном Щита!»
Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны.
Повторное слушание 1 части (запись)
В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет!
Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей земли.
Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.
Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем.
Исполнение песни «Сторона моя» музыка И.Космачева, слова Л.Дербенева