Конспект урока по математике в 5-м классе с использованием ИКТ по теме: "Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Аннотация: Урок закрепления по математике сложен тем, что идет процесс отработки навыков, а чаще всего это однообразные примеры, поэтому учителю на каждом этапе урока надо поставить задачу так, чтобы обычный пример или задача вызвали интерес. Для реализации этой задачи на уроке используется дополнительный материал, тематика задач интересна и полезна обучающимся, т. к. способствует воспитанию в них экологической культуры, бережного отношения к природе, воспитывает в них любовь и уважение к своей малой родине – Кольскому краю. Использование на уроке технических средств позволяет сделать урок ярким, насыщенным, полным и дает возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на уроке заданий. Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить себя и вернуться назад, чтобы устранить свои ошибки. Тем самым осуществляется самоконтроль, внутренняя обратная связь - важнейший фактор самоуправления процесса обучения.

Ученики в 5 классе еще очень медленно пишут, поэтому предлагаю им работать на листах с печатной основой [Приложение 1] . Это экономит время на оформление задач и позволяет оценить работу учащихся, собрав их после урока. 

Конспект урока:

Цели

  • Повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Применение знаний при решении практических задач.
  • Решение задач экологического содержания.
  • Воспитание нового мышления, экологической культуры, бережного отношения к природе. Прививать любовь к малой Родине

Оборудование

  • компьютер,
  • сканер,
  • проектор,
  • компьютерная презентация (у автора).
  • карточки с ответами к примерам.
  • листы с печатной основой для работы на урок [Приложение 1]

Ход урока

Организационный момент, вступительное слово учителя.

Р. Рождественский

Леса топорщатся и степь клубится,
Жара изводит и снега блестят.
Богаты мы!..
Но считанные птицы над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы…
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?!

На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность находилась в противоречии с сохранением природной среды. Люди научились добывать металлы, ископаемое топливо, перегородили плотинами реки, а на месте бескрайних лесов проложили дороги, строили заводы. Человечество так было увлечено развитием своего экономического могущества, что не заметило, как в реках и морях стала погибать рыба, как стали исчезать леса и целые виды животных. Воздух в городах стал грязным из-за автомобильных выхлопов, дыма заводов, ТЭС. Люди стали задумываться о том, как сохранить свой дом – Землю. Так появилась «наука о доме» - экология. Природа – дом человека. Все, что нужно ему для жизни, он получает из природы – пищу, одежду, топливо, лекарства, сырье для работы фабрик и заводов. Знания о природе необходимы всем людям. Они позволяют бережно пользоваться богатствами природы, не нанося ей вреда неразумными действиями.

Сегодня на уроке мы решаем задачи на сложение и вычитание десятичных дробей, а также повторяем, что такое обыкновенная дробь и как найти дробь от числа.

Готовясь к уроку, вы принесли рисунки на тему «Природа - дом человека» и тематика сегодняшних задач определена темами ваших рисунков.

Проверка домашней работы

Дома была предложена задача с отсутствующими данными, которые вы должны были отыскать в справочной литературе или в сети Интернет.

Территория Мурманской области на 27,8 тыс км2 больше территории Дании(?), Бельгии(?),Швейцарии(?) и Люксембурга(?) вместе взятых. Вычисли, какова территория Мурманской области?

Проверка осуществляется путем выведения на экран сканированных работ одного – двух учащихся.

Ответы: Дания – 43 тыс км2, Бельгия – 30, 5 тыс км2, Швейцария – 41 тыс км2, Люксембург – 2,6 тыс км2. Территория Мурманской области 144, 9 тыс км2

Устный счет

10+7,1=17,1 млн км2- площадь территории России

59-0,4= 58,6 тыс км – протяженность ее границ

1,25+1,25=2,5 млн км2 – площадь загрязненной территории

4,28-4+0,2=0,48 т – ежегодные газопылевые выбросы на 1 чел

201,5-1,5-16=184 т – загрязненной воды на 1 чел

525,7+74,3=600 га – вырубается в Сибири в год

122,25+77,75=200 га – посадка леса в год

На что же оказывает действие хозяйственная деятельность человека? (беседа)

Воздух, вода, почва, растительность, животный мир.

Теперь конкретнее о каждом:

ВОЗДУХ

Без пищи человек может прожить 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха – 5 минут. От чего же больший вред? Что является загрязнителем воздуха? (вар ответов детей – автомобили, промышленные предприятия, и т.д)

Задача 1 (с места с комментированием)

В топке тепловой электростанции ежечасно сгорает 80 т топлива. Через трубу в воздух выбрасывается в виде мельчайшей пыли часть топлива. Сколько топлива сжигается в топке за сутки, сколько выбрасывается в атмосферу?

Транспортные средства загрязняют воздух, воду, вызывают шум.

ДИАГРАММА (слайд7)

Способы защиты? – Озеленение один из них.

Задача 2 (у доски по действиям 2 человека)

В процессе роста сосна поглотила из воздуха 1,84 т СО2, из почвы 0,55 т воды, 0,03 т минеральных веществ и при этом выделила в атмосферу 1,42 т кислорода. Как увеличилась масса сосны?

(сравнить сжигание кислорода автомобилем и выделение одной сосной)

ВОДА

Главная проблема – ухудшение качества питьевой воды за счет ее загрязнения

ДИАГРАММА (слайд9)

Нефтяное загрязнение – 10 г нефти загрязняют 1м3 воды так, что она становится непригодной для питья, для жизни растений. Тем не менее в водах реки Обь в районе Нижневартовска наличие нефти и нефтепродуктов в 15 раз превышает допустимую норму. Наиболее загрязненные реки – Дон, Нижнее течение Амура, реки острова Сахалин, Кольского полуострова.

Задача 3 (самостоятельно, с последующей самопроверкой)

Общая протяженность рек Кольского полуострова равна 63 тыс км. Самые большие реки – Поной(400 км=0,4 тыс км), Тулома(0,3тыс км), Варзуга (0,2 тыс км). Какова общая протяженность всех остальных рек ?

Только ли вода страдает от загрязнения?

(Животный и растительный мир тоже.)

Жемчужина России - озеро Байкал. Пятая часть всей пресной воды планеты. Если бы не было другой, то всему человечеству хватило бы ее на 7 тыс лет.

Задача 4 (комментируем)

Растительный и животный мир оз. Байкал насчитывает 1800 видов. Из них  присущи только ему. Сколько видов растений и животных обитает только в оз. Байкал?

ПОЧВА

Почву можно сравнить с тоненькой пленкой, покрывающей сушу нашей планеты. Без этой «пленки» не было бы на суше ни животных, ни растений.

ТАБЛИЦА (слайд13)

О чем говорят эти расчеты ученых?

Растения защищают почву от ветра, воды. Поэтому люди сажают лесополосы, занимаются снегозадержанием.

Задача 5 (самостоятельно, сверяется только ответ)

Тундра занимает  часть территории Мурманской области (см. дом работу). Лесные массивы на 14,09 тыс км2 больше. Остальная территория – редколесье и кустарники. Какая территория занята лесными массивами, тундрой и какую площадь занимают кустарники и редколесье?

Толщина слоя почвы в тундре – 10 см, а во многих местах ее нет совсем.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.

Загрязнение природных вод, воздуха отходами промышленного производства, ядохимикатами, наносят непоправимых ущерб Растениям и животным. Это заставляет принимать решительные меры для сохранения и восстановления многих видов растений и животных. В особом внимании нуждаются редкие виды, занесенные в Красную книгу. Создаются заповедники 6 Лапландский, Кандалакшский, Архангельский, Байкальский, Баргузинский, Беловежская Пуща, и т. д.

Задача 6 (в парах, последующая проверка)

Птицы хохлатый баклан, сокол кречет, змееяз сохранились в пределах нашей страны общей численностью 1,1 тыс пар. Сколько птиц каждого вида сохранилось, если кречетов и бакланов вместе 0,9 тыс пар, а кречетов и змееязов 0,45 тыс пар.

Решить примеры (по рядам)

1ряд:3,45+2,07-4,89=0,63 39,797+99,09-100,01=38,877

2 ряд: 567+48,9-493,01=122,89 11,6-6,7+9,65=14,55

3 ряд: 473,8-29,64+548,84=993 15,892+0,0706+287=302,9626

К доске прикрепляются карточки с ответами, на обратной стороне которых слова, из них нужно построить фразу: «Только сообща люди могут вылечить планету»

Заключительное слово, подведение итогов урока:

Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. Теперь болезнь природы угрожает здоровью человека. Это касается всех людей Земли.

Только сообща люди могут вылечить планету.

Домашнее задание

Составить задачу с экологическим содержанием.