"Счастлив тот, кто счастлив дома"

Разделы: Работа с родителями


Семья - самое главное в жизни каждого человека. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, с кого берём пример, кому желаем добра и счастья.

Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость, должна оставаться надёжным уголком, куда каждый человек должен возвращаться с радостью.

Существует закономерная связь между психологическим климатом в семье и результатами воспитания детей. Взаимопонимание, доверие, душевная теплота создают благоприятную среду для формирования личности и , наоборот, безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям негативно влияют на характер ребёнка и его отношение к жизни.

Учёными были выделены 4 родительские установки и соответствующие им варианты поведения:

  1. Принятие и любовь.
  2. Явное отвержение.
  3. Излишняя требовательность.
  4. Чрезмерная опека.

Как видим, только одно из четырех взаимоотношений положительное, три – нет.

  1. Например, “принятие и любовь” порождают в ребёнке чувство безопасности и способствует гармоничному развитию личности.

Это партнёрские отношения, где родители с доверием относятся к ребёнку, его мнению, с высокой требовательностью относятся к выполнению детьми принятых норм поведения. Дети в таких семьях оценивают своих родителей как очень справедливых, раньше приучаются к ответственности.

  1. Формальные отношения.

Родители как бы снимают с себя ответственность, считают, что делают для ребёнка всё, что возможно. Обычно они говорят о своей занятости, о бытовых проблемах.

В жизнь своих детей они включаются тогда, когда дети создают для них трудности: отстают в учёбе, хулиганят.

На вопросы: Чем интересуется ребёнок, занимается в свободное время? С кем дружит? – обычно отвечают:

- Чем интересуется? Ему бы учиться поменьше, а мяч гонять побольше. Кто его знает, чем он интересуется, ему надо учением больше интересоваться”;

- Друзей много, всех не узнать. Бегает во дворе со всеми, с кем захочет. Нас целый день нет дома.

Родители как будто дают детям большую свободу, но такая свобода оказывается просто бесконтрольностью, она – результат безразличного отношения к ребёнку. Явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

  1. Авторитарные отношения.

Родители считают, что ребёнок должен выполнять всё, что они от него требуют. Строгое определение детских обязанностей, излишнее внимание мешают проявлению собственной инициативы.

  1. Детоцентристские отношения.

Самое главное в жизни для меня – это мой ребёнок. Родители центрируют весь свой мир и свои проблемы на ребёнке. Пока ребёнок маленький, это создаёт для него ситуацию успешного развития, а в дальнейшем это выступает серьёзным препятствием для адекватных отношений с подростками.

Психологи уверены, что абсолютное большинство детей хотят походить на своих родителей. Мальчики подражают папам, а девочки – мамам.

Радоваться этому или нет? Пример. Мальчик послал бабушку к чёрту. Та пожаловалась отцу, и тот возмутился:

- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбил?

- Но ведь ты маме тоже так говорил!

- Да как ты смеешь отца учить?

Тут вмешивается мать:

- Что ты кричишь на ребёнка? Сам хамишь – а от ребёнка требуешь вежливости.

Другой пример.

Чьими сигаретами пользуются только начавшие курить мальчики? И половина из них признаётся – отцовскими. Дети курящих родителей начинают тянуться к табаку раньше своих сверстников, растущих в некурящих семьях.

Ребёнок копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Поэтому можно сказать, что родители воспитывают прежде всего своим собственным поведением.

Закономерный вопрос:

- А почему же дети норовят подражать только плохому – курить, пить, ругаться?

Да потому, что одни навыки поведения ребёнок схватывает, перенимает от взрослых легче, а другие – труднее. Вот тут есть над чем подумать каждому!

Папа грубо разговаривает с мамой, разговаривает в повышенном тоне. Ребёнок слышит, запоминает слова и интонации. В смысл речей родителя он особенно не вдаётся. Пробует подражать, и подражание даётся легко, оно не требует ни особых навыков, ни усилий, ни преодоления себя, а хорошо или плохо так говорить, насчёт этого у него сомнений не возникает, ведь он разговаривает как папа.

И совсем другое дело, если папа показывает своим примером высокий образец аккуратности: ну, скажем, чистит ботинки до солнечного сияния и непременно убирает за собой щётку, а крем для обуви кладёт в правый ящик. Чтобы подражать папе в этом случае, надо затрачивать известные усилия: преодолевать свою расхлябанность, возвышаться над собственной ленью, пусть и не очень, но всё-таки утруждать себя…

Существует ли способ заставить ребят подражать только хорошему и не подражать плохому?

Существует!

Единственный способ, надёжный и безотказный, - лишить их выбора!

Держать себя так, чтобы всякое подражание вашему поведению, манерам, обращению с другими людьми и пр. отличались исключительно положительным знаком.

Поэтому чтобы изменить поведение ребёнка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя. В воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребёнку, предъяви их себе. Трудно? Очень. Трудная это работа – растить настоящего человека, к тому же без выходных, без отпусков, без благодарностей.

В зависимости от того, в каком окружении растёт ребёнок, кто занимается его воспитанием, как с ним общаются, у него будет развиваться тот или иной комплекс.

  • Если на ребёнка постоянно кричали, применяли физические наказания, у него будут проявляться такие качества, как лживость, пугливость, агрессивность.
  • Если ребёнка оберегали от труда и всё выполняли за него, то он может стать ленивым, безвольным, и стремясь избегать дел он будет хитрить, обманывать, притворяться.
  • Если ребёнку ни в чём не отказывали, покупали дорогие вещи, то у него могут развиваться непомерные притязания и вместе с тем неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд.
  • Если ребёнку не читали книжек, мало общались, то у него не будут развиты интерес к знаниям, интеллект, мышление.

Хочется несколько слов сказать о наказании. Давно уже розга изгнана из сферы общественного воспитания. В Уставе общеобразовательной школы записано, что “применение в школе мер физического воздействия к учащимся не допускается”.

Однако в семьях “воспитательные розги” ещё сохраняются. Есть родители, которые не только бьют своих детей, но пытаются ещё и “теоретически” обосновать необходимость физического наказания.

Например. Молодой отец обращается с недоумённым вопросом: “Детей бить нельзя? А если они по-хорошему не понимают? На днях я три раза сказал сыну, что ему пора идти спать. Но он, словно не слыша, продолжал рисовать. Тогда, разозлившись, я ударил его, и он сразу же отправился в кровать. Начал плакать, но я сказал: “Если ты сейчас же не замолчишь, то я тебе всыплю ещё” и он тут же перестал плакать”.

Как легко и просто воспитывает этот папа: отдаёшь распоряжение, повторяешь пару раз. Если не действует – бьёшь, и всё в порядке. И средство воспитания – кулак или ремень – всегда под руками, и думать не надо над причинами нежелательного поведения ребёнка, и свою память не надо обременять педагогическими премудростями.

Приказал – пригрозил – наказал.

Только плохо, что ребёнок, вырастая, перестаёт уважать родителей, подчиняться им, становится “трудным”.

Чаще всего наши дети слышат от нас:

  • перестань!

  • иди, делай уроки!

  • сходи в магазин!

  • помой посуду!

И очень редко: ты хороший, я тебя люблю, какой ты у меня молодец.

Многие, не получая положительных эмоций, получают отрицательные и опять провоцируют взрослых на сердитые окрики, шлепки. Причём, ребёнок, привыкший к негативной схеме, может не воспринять положительного. Представьте собачку, которую постоянно бьют. Вы, проникаясь в какой-то момент сочувствием, протягиваете руку, чтобы её погладить. А что делает собака?.. (в крайнем случае, убегает или злобно рычит, огрызается).

Назову принципы, на которых строит своё воспитание мать 5 детей.

  1. Равенство. (Ребёнок – такой же человек, только маленького роста). Еще известный педагог Януш Корчак сказал: “Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств”.
  2. Никаких соревнований (кто быстрее, лучше…победитель испытывает душевный подъём, а что испытывает побеждённый?)
  3. Никаких наказаний. Меня довольно часто спрашивают: “ Ну неужели они никогда не делали ничего плохого?” Ну, конечно, делают, как все дети. И наказание бывает – мама рассердилась: “Безобразие! Противно смотреть! Уйди от меня сейчас же!” Но вот мы выяснили отношения, приняли какое-то решение насчёт нашей жизни (извиниться, например, перед учительницей, которой сын нагрубил, сделать контурную карту, которую не сделал вовремя, помириться с сестрой…), и на этом всё заканчивается.

Я не торгую любовью: если будешь себя хорошо вести – куплю то, если будешь плохо себя вести – отниму это. Если обещала купить – куплю, независимо от поведения, а отнимать – вообще ничего не отняла ни у кого никогда.

Как бы ни провинился ребёнок – жизнь ой какая ещё длинная, и её нынешние прегрешения, честное слово, пустяк по сравнению с будущими горестями и радостями. Обсудить и забыть – вот как мы будем бороться с плохим. Понять и простить – вот как мы будем растить хорошее. Неприятности оставим в прошлом, радость запомним до старости.

  1. Принцип открытой педагогики - не скрываю, какими хочу видеть своих детей, говорю открытым текстом: “Мне не должно быть стыдно за вас, иначе получится, что вся моя жизнь пошла в мусоропровод”.
  2. Наш дом – наша крепость - туда можно пригласить друзей, притащить бездомного котёнка, а за разбитую чашку не ругают (к счастью).
  3. Мои дети хорошие: мой ребёнок взял без спроса, но он не вор; он подрался, но он не злодей; получил двойку – но он не тупица.

По словам Макаренко, родительская любовь “самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создаёт величайшие человеческие ценности”.

Любовь к ребёнку должна быть основана на уважении личности ребёнка, умении вовремя оказать помощь, дать дружеский совет. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают её дефицит. По Библии выделяют 4 аспекта любви:

  1. Умение слушать ребёнка. Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребёнка, поистине мудрые родители, потому что они дают ребёнку возможность выразить всё многообразие его чувств и переживаний.
  2. Манера говорить с ребёнком. Если Вы не научились говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с Вами.
  3. Знание, как называть ребёнка. Мудрые родители, наказав ребёнка за проступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают ребёнка, а остаются рядом, уверяя его в своей родительской любви, выражают уверенность, что этого больше не повторится.
  4. Помощь в развитии ребёнка. Помните, что ребёнок живёт в постоянном напряжении и неуверенности, Ваше поведение должно говорить ему: “Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда”.

Задумайтесь и запомните слова мудреца, сказавшего: дети всегда правы, ибо им принадлежит будущее.

Как, что говорят, что делают наши дети – таким и будет наше будущее, оно другим быть не может.

Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, к тем четырём стенам, в которых живёт семья. И, чтобы возвращаясь домой, они чаще говорили: “А всё-таки как хорошо у нас дома!”