Программа "Вместе — дружная семья"

Разделы: Работа с родителями


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, степень благоприятности которой определяется рядом параметров, от социально-экономических условий до демографического фактора. Какую бы сторону развития ребенка мы ни брали, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Важную помощь семье в воспитании ребенка оказывают учреждения дополнительного образования детей. Для этого есть все объективные и субъективные предпосылки. Учреждения дополнительного образования детей прочно занимают собственную нишу - есть свободный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве, ситуация успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я-оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации. Именно дополнительное образование предлагает каждому ребенку множество ролей для создания собственного образа. Здесь развиваются креативные качества личности, а технологическое образование в этой системе направлено на совершенствование профессионально важных качеств: умения контролировать и корректировать планы, саморазвиваться в избранной сфере деятельности. Учреждение дополнительного образования организует содружество и сотворчество детей и взрослых “педагог - ребенок- взрослый”. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решать проблему личности школьника.

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разработке программы “Вместе дружная семья”, в основе предлагаемой программы лежит многолетний положительный опыт работы учреждения с родителями.

Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, включиться в контекст современных проблем воспитания, понять феномен “воспитательное пространство”, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, обогатить воспитанников эмоциональным и нравственным опытом.

Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Основными приоритетами при реализации данной программы являются:

  • опора на базовые потребности ребенка;
  • развитие личности в процессе воспитания;
  • совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;
  • профессионализм кадров, педагогических и управленческих;
  • педагогизация социальной сферы, т. е. независимо от направления любая деятельность в ДДТ реализует педагогическую систему трех целей: воспитательную, обучающую и развивающую.

Целью программы является:

Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.

Задачи программы:

  • создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;
  • обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
  • воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
  • формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;

Программа “Вместе дружная семья” призвана объединить усилия ДДТ и семьи в воспитании подрастающего поколения. Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на результативное взаимодействие.

Модель взаимодействия

“АДМИНИСТРАЦИЯ- РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ”

Срок реализации программы 3 года. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (любой воспитанник в возрасте от 5 до 18 лет), а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы “Вместе дружная семья”. С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).

Программа “Вместе дружная семья” предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.

“Забота о ребенке”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей. Именно по инициативе таких родителей ребенок приходит в Дом детского творчества.

“Просветительский”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей: семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми школьного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность. Дети именно из таких семей самостоятельно приходят записываться в творческие объединения Дома детского творчества, родители часто даже не знают об их творческих успехах.

img4.jpg (2440 bytes)

“Реориентационный”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.

Для выполнения задач программы “Вместе дружная семья” необходимо выделить основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:

1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей” предполагает:

проведение исследования с целью изучения как родительских запросов в отношении дополнительных образовательных услуг, так и установок родителей на нравственное и эстетическое развитие детей;

для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;

изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

2. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи” предполагает:

создание “просвещенной культуры” родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.

3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:

сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;

проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;

4. Направление “Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса” предполагает:

  • определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и образованию ребенка;
  • непосредственное включение родителей в процесс образования и воспитания детей в творческих объединениях:
  • присутствие родителей на занятиях;
  • периодическое выполнение ими “семейных заданий”;
  • обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.
  • родители выступают как субъекты целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

5. Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности” предполагает:

  • подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;
  • выяснение организационных проблем существующих в творческих коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
  • определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они
    предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают;
  • непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшему развитию учреждения.

Для анализа результативности осуществляемой работа по программе “Вместе дружная семья” должен проводится мониторинг, с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методы наблюдения, обратная связь в конце каждой встречи с родителями, собственная рефлексия). Мониторинг включает в себя проведение исследований по изучению запроса родителей и организации образовательного процесса, это предполагает вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведения образовательного процесса в учреждении. Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяет оценить эффективность работы с родителями.

Предполагаемыми результатами программы может стать:

  • выстраивание системы взаимоотношений: “администрация- педагог – ребенок - родитель”, по принципу “человек - человек”;
  • участие родителей в планировании и анализе деятельности учреждения;
  • положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка;
  • включение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.
  • повышение роли семьи в воспитании детей и получении дополнительного образования.

Содержание программы

АДМИНИСТРАЦИЯ -> РОДИТЕЛЬ

Направления Содержание работы
Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей. Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей (методы: собеседование; анкетирование; тестирование; соц. опрос; диагностические исследования и др.);

Определение потребностей семьи;

Осуществление контрольно-диагностических функций.

Психолого-педагогическое просвещение семьи. Оказание психологической помощи;

Психолого-педагогическое консультирование, просвещение;

Разрешение возможных конфликтных ситуаций.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

Включение родителей в активную позицию по вопросам воспитания, образования.

Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса. Обеспечение целенаправленного и эффективного образовательного процесса.
Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности. Осуществление контрольно-аналитических функций;

Отчеты администрации;

Коллективный поиск разрешения общих проблем, сотрудничество в области связей с общественностью, и государственными службами.

ПЕДАГОГ -> РОДИТЕЛЬ

Направления

Содержание работы

Формы работы

Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей. Определение потребностей семьи.

Выявление мнения родителей о творческих работах детей в объединении.

Беседы, консультации, наблюдения педагога.

Тестирование: (Примерная тематика: “Хорошие ли вы родители?”, “Умеете ли вы воспитывать детей?”, “В чем талантлив ваш ребенок?” “Способы познания окружающего мира” (аудист, визуалист, деятель) и др.)

Анкетирование: (Примерная тематика: “Удовлетворение образовательными услугами населения”; “Мотивация деятельности в творческом объединении”; “Межличностные отношения в семье” и др.)

Родительские собрания; Форумы и др.

Психолого-педагогическое просвещение семьи. Составление характеристик семей обучающихся; Оказание психологической помощи; Психолого-педагогическое консультирование, просвещение; Диспуты и дискуссии: (Примерная тематика:

Ваша семья глазами вашего ребенка. Умеем ли мы любить своих детей, Что они могут спровоцировать и породить у детей и др.).

Беседы: (Примерная тематика: Как научиться понимать и принимать подростка; О воспитании у детей чуткости и отзывчивости и др.)

Родительские собрания: (Примерная тематика: “Мы - одна семья”, “Мой дом – моя семья”, “Родителям о правах ребенка”, “О доброте и милосердии” и др.)

Круглый стол: (Примерная тематика: “ДДТ, организация деятельности”; Самоопределение личности в условиях профильного обучения”; “Нравственное воспитание подростков в семье” и др.);

  Разрешение возможных конфликтных ситуаций; Приглашение специалистов для лекций родителям. Лектории и беседы для родителей: (Примерная тематика:

Детские страхи и их преодоление. Нервные заболевания у детей. Психосексуальное развитие детей. Трансформация роли у ребенка. Вредные патологические привычки у детей. Типы и стили семейного воспитания и др.)

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Включение родителей в активную позицию по вопросам воспитания, образования.

Оказание помощи в организации и проведении совместных мероприятий.

Диспуты и дискуссии: (Примерная тематика: Мы и наши родители. Отец – воспитатель и др.)

Музыкальная гостиная: День музыки

Литературная гостиная: (Примерная тематика: Пушкин и дети. Праздник славянской письменности и др.)

Конкурсы семейного творчества:

“Супербабушка”, “Рукотворное чудо”, “Бабушкин сундук” и др.)

Мероприятия: (Примерная тематика: Творческие мастерские для родителей.. Совместные занятия детей и родителей; Семейный Эрмитаж и др.)

Календарные праздники: “Праздник урожая”, “Встреча Нового года”, “Веселое рождество” и др.)

Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса. Создание условий по обеспечению целенаправленного и эффективного образовательного процесса. Приглашение родителей на контрольные срезы. Выставки творческих работ. Открытые занятия для родителей в объединениях. Информация в СМИ. Информационный ежемесячный вестник. “Для вас, родители”. Родительские собрания.

Знакомство родителей с результатами диагностик, контрольных срезов. Уголок творческих объединений. Стенгазета в объединении. Консультации по интересующим вопросам. Знакомство с результатами детей и др.

Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности. Отчет о работе деятельности объединения за учебный год “Забор гласности” для выявления уровня знаний родителей о ДДТ, творческом объединении;

Родительские собрания.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации;

Отчетные концерты, спектакли, выставки;

и др.

ПЕДАГОГ -> РЕБЕНОК

Направления

Содержание работы

Формы работы

Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни. Определение взаимоотношений между родителями и детьми;

Изучение микроклимат в семье учащегося;

Социальный и психологический статус учащегося; Психологический портрет учащегося.

Тестирование: (Примерная тематика: “Наедине с самим собой” (об отношениях с родителями “Познай себя” (диагностика особенностей темперамента, эмоциональной сферы, склонностей “Сказочный цветок”; “Размышляем о жизненном опыте” и др.)); Анкеты: (Примерная тематика: “Изучение мотивации”; “Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся” и др.)

Методики: (Примерная тематика: Методика диагностики уровня творческой активности учащихся; “Репка, или. Какие качества я в себе вырастил”; “Ситуация выбора”; “Акт добровольцев”; “Цветик - семицветик”; “Какой у нас коллектив? Мы – коллектив…Мы – коллектив!”; Рейтинг культурно-досуговых дел; Защита авторских проектов и др.)

Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении КДД. Определение потребностей и интересов учащихся в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий. Беседы;

Консультации;

Диагностические исследования;

Наблюдения педагога и др.

Психолого-педагогическое просвещение. Оказание психологической помощи; Разрешение возможных конфликтных ситуаций. Оказание помощи в конфликтных ситуациях семье; Коррекция социального поведения ребенка. Беседы: (Примерная тематика: “Кто Я? Знаю ли Я себя?”, “Воспитай в себе личность” и др.)

Тренинги; “Час общения” (артистический салон); “Мир наших увлечения”; “Если не ты, то кто?” “Познай себя”

Консультации;

Психологические игры: “Зеркало”; “Прикоснись к синему цвету”; “Ветер дует”; “Повтори звук”; “Передай настроение”; “Испорченный телефон”; Пантомима “То, что я люблю делать”;

“Ласковое имя”; “Ракета”; “Жучок”; “Бип”; “Жмурки”;

“Салют”; “Воздушная кукуруза”; “Мозаичные песни”; и др.)

Психологический КВН

Вовлечение в совместную деятельность с детьми. Развитие взаимоотношений между педагогом и детьми. Совместные мероприятия;

и др.

Ознакомление с содержанием УВП Помощь в оценке и понимании возможностей ребенка, его индивидуальности и результата

в образовательной сфере;

Помощь в определении образовательного маршрута ребенка,

День открытых дверей;

Отчетные мероприятия и др.

Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности. Оценка возможностей ребенка, его индивидуальности и результата в образовательной сфере. Праздник добрых пожеланий;

Персональные выставки;

Отчетные выставки, концерты;

Ведущие досуговых программ и др.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы, необходимы следующие условия:

Гибкий подход и удовлетворение спроса на предоставляемые дополнительные образовательные услуги;

Приобретение методической, художественной литературы по вопросам семейного воспитания;

Обновление информационного стенда в помощь родителям.

Оснащение методического кабинета материалами по вопросам семейного воспитания.

Укрепление материально-технической базы за счет спонсорской помощи и привлечения внебюджетных средств.