Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление обстоятельств"

Разделы: Русский язык


Это второй урок по теме, поэтому дети уже знакомы с простыми случаями обособления и готовы решать простые пунктуационные задачи. Кроме того, накануне прошли уроки развития речи (изложение по тексту “Великая музыка великого композитора”, учебник “Русская речь” Е.И.Никитина, 8-й класс)

Цели урока:

  • отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах, попутное повторение условий обособления определений и приложений;
  • развитие интеллектуальных умений: сравнение, анализ, обобщение;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание интереса к истории классической музыки.

Формы работы:

  • индивидуальная работа,
  • фронтальная работа,
  • групповая работа.

Оборудование: презентация (приложение 1), карточки с текстом на парту (приложение 2), доска, музыкальный фрагмент вступления “Третьей симфонии” Л. Бетховена (приложение 3).

Ход урока

  1. Организационный момент + домашнее задание.

2. Повторение материала предыдущего урока.

Устная беседа с классом по повторению (фронтально).

- Какую тему мы изучаем и что было сделано по этой теме на прошлом уроке? (Выслушав ответы учеников, предложить им обобщить сказанное самостоятельно).

Практическая работа по повторению:

а) На умение схематизировать: один ученик воспроизводит схемы условий обособления обстоятельств.

(Проверка первого ученика, работающего со схемами с обязательным проговариванием им условий обособления.)

б) На практические навыки обособления разных членов предложения: второй ученик, а вместе с ним и весь класс, записывает предложение, диктуемое учителем, на доске:

Бетховен, немецкий композитор, в тридцать два года лишившийся слуха, испытал немало ударов судьбы, до последних дней борясь с горем, нуждой, унижениями, несправедливостью.

(Проверка записи, составление схемы, объяснение условий постановки знаков препинания.)

3. Постановка цели урока.

- Итак, изучаемая тема: “Обособление обстоятельств”. Сегодня конкретизируем условия обособления этого члена предложения. А сделать это, как вы уже догадались по предложению, разобранному у доски, поможет нам текст о немецком композиторе Бетховене.

а) Подготовка к групповой работе.

-Что вы знаете о Бетховене и его музыке?

(Беседа по презентации)

В ходе беседы дети воспроизводят отрывки из текста изложения “Великая музыка великого композитора” (учебник “Русская речь”), проведенного накануне. В тексте есть упоминание о “Титанике” и оркестре, исполнявшем музыку Бетховена в последние минуты существования лайнера, слайды 2,3,4 служат зрительным подкреплением полученной ранее информации.

  • Слайд 1 – (Бетховен) Какие факты биографии немецкого композитора вам известны?
  • Слайд 2 – (звучит музыкальный фрагмент симфонии №3 “Героической”) Охарактеризуйте музыку, которую вы сейчас слышите. Какие чувства она вызывает?

4. Групповая работа

  • Слайд 3. (У каждого лежит на парте текст о Бетховене и его музыке)

Давайте прочитаем текст вслух. С этим текстом мы будем работать в группах.

  • Слайд 4. (Задание для работы в группах) Класс делится на 5 групп, с первым предложением работают все, а далее - по одному предложению на группу, на работу отводится 8-10 минут.

5. Проверка работы групп. На доску выносятся схемы предложений. Вопросы защищающим ответ группы у доски.

  • Слайд 5. (Проговаривание характеристики предложения при комментарии схемы).

Предложение простое, двусоставное, распространенное, постановка тире обусловлена подлежащим и сказуемым, выраженными неделимым словосочетанием и существительным.

  • Слайд 6.

Предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными: одно – одиночным деепричастием, другое – деепричастным оборотом.

  • Слайд 7.

Предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством с предлогом несмотря на.

  • Слайд 8.

Предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, обстоятельство, выраженное фразеологическим оборотом, не обособляется.

  • Слайд 9.

Предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным приложением.

  • Слайд 10.

Предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим в постпозиции.

6. Обобщение знаний об обособлении обстоятельств, добавление схемы №3 к общему списку случаев обособления.

  • Слайд 11 - Ответьте на следующие вопросы.
  • Слайд 12 - Ответ на вопрос по тексту.

7. Подведение итогов урока.

- Какой материал был повторен на уроке? Какими случаями обособления обстоятельств мы дополнили материал, изученный на прошлом уроке?

- Что каждый из вас сегодня понял, осмыслил? (Рефлексия)

- Спасибо за урок.