"Индивидуальные особенности восприятия информации на уроке иностранного языка "

Разделы: Иностранные языки


1. Вводная часть

В последние годы личностно-ориентированные технологии стремительно завоевывают образовательное пространство России.
Развитие способностей ученика — основная задача личностно-ориентированной педагоги­ки. Решить эту задачу невозможно без учета совокупности черт и свойств психики учащегося.
Учитывать и развивать  индивидуальные особенности познавательного процесса учащегося – одна из задач  педагога.
Внимание и восприятие является основными ресурсами учебного процесса.
Если мозг получает неполные, противоречивые данные, то он перерабатывает их неправильно и  выдает неправильный результат.
Мы извлекаем информацию из окружающего мира через несколько каналов восприятия: глазами — визуальный канал приема информа­ции, ушами — аудиальный канал, и через прикосновение к объекту, не­сущему интересующую нас информацию — кинестетический канал (запах — это тоже прикосновение молекул к рецепторам носа). Некоторые исследователи считают, что есть еще один канал восприятия — когда мозг не использует «периферию», а воспринимает информацию полевого свойства, «читая» информацион­ное поле окружающего пространства — знаменитое шестое чувство.
Каждый человек обладает способностью принимать и анализиро­вать информацию через все перечисленные каналы, но, как правило, отдает предпочтение одному или двум. 

Задача учителя:

  •  выявить каналы приема информации   учеников,
  • определить функциональную асимметрию мозга,
  • организовать работу на уроке с учетом  особенности организации работы учащихся с явно доминирующим полушарием и  ведущей модальностью восприятия.

Почему этим занимается педагог, а не психолог?
Часто школа большая, а психолог один. Провести диагностику и обработать её в существующих условиях и объёмах просто невозможно. Поэтому  современный учитель должен решать возникшие проблемы сам. Моя цель  помочь такому учителю, сократить время поиска нужной ему информации  и поделиться своим опытом.

2. Методика использования материалов

1. Предложенные материалы предоставляют возможность провести определение каналов восприятия методом наблюдения, опроса и диагностикой.
Также представлены тесты для самодиагностики учащимися асимметрии полушарий.
2. Для учителей предлагаю формы  и виды учебной работы, развивающей разные полушария мозга, а также методы работы учителя с учащимися разных модальностей.
3. Предложенный список литературы позволяет учителю более глубоко познакомиться с методами обучения детей с различными типами обучаемости,  организовать профилактику школьных трудностей (Приложение 6)

3. Описание опыта

При знакомстве с учениками  нового класса я сначала  выявляю индивидуальные особенности познавательного процесса учащихся.  Для определения модальностей учащихся использую наблюдение, опрос,  диагностику. Для определения ведущей модальности входа использую педагогическое наблюдение (Приложение 1), а также несложную диагностику по определению учащихся  со слуховым  восприятием. После двух – трёхкратного  употребления слов  на этапе введения лексики на иностранном языке дать перевод этой лексики  могут только учащиеся с аудиальным восприятием. В начальной школе я ввожу 5-6 новых слов на уроке. Проговариваем эти слова хором  и индивидуально, читаем (если уже умеем читать эти слова)  Потом слова  записываем в тетрадь на английском языке,  и я прошу учащихся помочь мне перевести их. Только учащиеся со слуховым восприятием могут помочь. Для  определения модальности выхода информации спрашиваю ребят, кто любит писать «шпаргалки», чтобы запомнить текст, параграф, а кому нужно рассказать « в уме» или вслух. Кому помогает прописывание текста, тот –  кинестетик  по каналу выхода информации, а кто рассказывает, тот –аудиал.
Для определения функциональной  ассиметрии полушарий мозга использую самодиагностику учащихся (Приложение 2). Тест беру простой, так как  мне необходимо определить особенности познавательного процесса у младших школьников, что более  трудно, чем у старших Диагностику я провожу на русском языке, так как  процесс мышления  осуществляется всегда на родном языке. По этой диагностике  трудно определить учащихся с «равнополушарным» способом мышления. Для учащихся старших классов используются диагностики с большим количеством вопросов и поэтому они более точные.
В своей  работе учитываю методы, которые предоставляют возможность учащимся работать в разных модальностях (Приложение 3).
На уроках информация презентуется устно, проговаривается, рассматривается и прочитывается, обязательно закрепляется в письменных упражнениях.
Знание форм и видов учебной работы,  развивающих разные полушария  мозга и
межполушарное взаимодействие (Приложение  4), а также технологий обучения иностранному языку, предпочитаемых учащимися с ярко выраженным доминированием полушарий (Приложение 5)   помогает мне в работе.