"Работа логопеда с детьми пяти лет с речевым недоразвитием"

Разделы: Логопедия


Для овладения речью ребёнку необходимы нормально развитые умственные способности и слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение. 

Нормально развивающиеся дети в три года овладевают системой родного языка и уже к четырем годам грамматические категории у них в основном сформированы.
Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, родовые травмы, тяжело протекающие детские болезни, а также понижение слуха различной степени могут привести к нарушению нормального становления речи у детей.

Рано начатые логопедические занятия позволяют компенсировать отставание в речевом развитии, а затем способствовать предупреждению школьной неуспеваемости.
Опыт работы с детьми, страдающими недоразвитием речи, показывает, что для большинства из них характерна отвлекаемость, недостаточно развитое внимание, неумение сосредоточиться. Работа над воспитанием зрительного внимания проводится путем подбора парных предметов, картинок. Умение дифференцировать картинки по их цвету развивается при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветные фоны», «Цветное домино», «Маленький художник» и др.

Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие виды работ:

  • подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);
  • подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета);
  • распознавание геометрических фигур по форме, величине, цвету;
  • соотношение геометрических фигур с формой предметов.

Детей учат отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. Для этого предлагаются игры типа «Что пропало», «Что прибавилось», целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Предмет и изображение», «Чего не хватает».

Для развития слухового внимания проводятся такие игры, как: «Поручения» (поставь машину на стол, а мишку посади на стул), «Угадай, что звучало», «Узнай по голосу» и др.

Для воспитания подражательности применяются игры типа «Обезьянка» с использованием строительного материала («Строим домик»), счетных палочек («Составь фигурку») и др. При этом важно помнить, что игра должна быть непродолжительной по времени и не утомлять детей. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал – «теперь вы», «можно», «начинайте».

Работа по развитию речи имеет целью совершенствование лексико-грамматических компонентов. Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у детей с нормальной речью. Эти дети не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения.

В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи. Для расширения словарного запаса используются следующие темы: игрушки, одежда, посуда, мебель, домашние и дикие животные, их характерные признаки и поведение; времена года и их характерные признаки и т.д.

Работая над развитием понимания речи и уточнением значения слов, детей учат подбирать действия к предметам: кошка – сидит, лежит, бежит, прыгает и т.д.; предметы к действиям: стоит кукла, дом, машина; называть части целого, называть по частям целое.

Работая над грамматическим строем речи, учат детей навыкам употребления форм единственного и множественного числа существительных, употреблению глаголов настоящего времени в единственном и множественном числах третьего лица; изменению существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Значительная часть детей с недоразвитием речи моторно неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое, плохо рисуют и лепят, испытывают трудности в обиходных навыках (шнурование ботинок, застегивание  и расстегивание пуговиц).

В связи с этим необходимо заниматься с детьми упражнениями, которые улучшат общую и мелкую моторику. Для этого можно использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движения (игры типа «Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Следует постоянно развивать мелкую моторику рук (мозаика, шнуровка, обводка и раскраска картинок, вышивание по контуру, складывание разрезных картинок, лепка, рисование, аппликация).

Целесообразно проводить различные игры с пальчиками без речи и с речевым сопровождением («Мальчик-пальчик, где ты был?», «Семья» и др.).

Опыт работы показывает, чем раньше начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее результаты.

Список литературы:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М. Просвещение,1985.
2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей  с ОНР. – СПб, Детство-Пресс, 2003.
3. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. СПб-Дельта, 2004.
4. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М: Просвещение, 1987.