Урок литературного чтения во 2-м классе «В.В. Бианки "Прячутся…"»

Разделы: Начальная школа


Цели: учить выборочному чтению, правильно и точно отвечать на вопросы, анализировать произведение; развивать монологическую речь, внимание, память, отрабатывать умение распознавать в тексте слова с непроверяемыми безударными гласными и запоминать их написание; расширить знания детей о жизни животных в зимнее время года, воспитывать любовь и умение проявлять заботу о животных.

Оборудование: выставка книг В.Бианки, портрет писателя, рисунки зимнего дерева, зимующих птиц, демонстрационный и индивидуальный кроссворды, маски зверей.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

2.1. Чтение текста.

2.2. Работа по содержанию.

– Почему мыши-полевки заготавливают на зиму много корма?

– Чем вредны мыши-полевки для урожая?

3. Работа по теме урока.

– Сегодня мы продолжим чтение рассказов Виталия Валентиновича Бианки и узнаем, как готовятся к зиме другие животные из рассказа “Прячутся...”

3.1. Словарная работа.

– Объясните значение слов:

Омут – глубокая яма на дне реки или озера.

Скважинки – узкие отверстия, щели.

Закупорили – заткнули плотно отверстия в чем-нибудь (закрыться плотно, наглухо).

Громоздятся – располагаются, образуя причудливое беспорядочное нагромождение чего-нибудь.

3.2. Чтение рассказа учителем.

– Понравился вам рассказ?

– О каких животных рассказал нам автор? (о тритонах, лягушках, змеях, ящерицах, рыбах, муравьях, бабочках, комарах, ежах, летучих мышах, барсуках)

– Все ли животные вам знакомы?

3.3. Чтение текста учащимися.

– Для того, чтобы правильно ответить на мои вопросы, надо еще раз перечитать текст. Будем читать абзацами.

3.4. Работа по содержанию текста.

– Как готовятся к зиме тритоны?

– Прочитайте о лягушках.

– Куда прячутся змеи и ящерицы?

– Что сказано о бабочках и мухах?

– Что сказано о муравьях?

– Почему засыпают летучие мыши?

3.5. Работа со словами с непроверяемыми гласными.

– Посмотрите на кроссворд, расположенный на доске. Перед вами такие же кроссворды. Назовите животных, которые здесь изображены. Написание названий этих животных нужно запомнить.

– Давайте в тексте, найдем эти слова и заполним пропуски в кроссворде

  1. лягушка
  2. муравей
  3. бабочка
  4. ящерица
  5. комар

 (Дети находят слова, объясняют какую букву, и в какой слог нужно вставить, заполняют свои кроссворды, учитель на доске) Чтение слов хором по слогам.

– Запомните написание этих слов, а на уроке русского языка мы запишем их в тетрадь.

3.6. Ответы на вопросы.

– Все ли звери прячутся на зиму?

– Назовите этих зверей?

Физкультминутка.

Зайчик прыгает под елкой.
Ежик спит, он весь в иголках.
Снегири вокруг летают.
След хвостом лисица заметает.

3.7. Инсценировка.

Виталий Валентинович Бианки писал не только рассказы о животных, но и сказки. Сегодня на урок к нам пришли некоторые герои его сказок, которые расскажут, как они проводят зиму.

Медведь: С осени приготовил я берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно мне в лесной квартире. Лежу с боку на бок переворачиваюсь.

Заяц: Холодно мне, заиньке, страшно мне беленькому! Все кусты облетели, вся трава полегла. Негде мне от злых глаз схорониться. Пропала моя головушка! Да и поесть остались только кора и молодые веточки.

Белка: А мне зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, я скорей к своему гнезду спешу. Внутри гнездо у меня сухой мягкой подстилкой выстлано. Уютно в нем, тепло. Утихнет непогода, я поскачу себе еду добывать: где еловую шишку сорву, где сухой гриб разыщу, а главная моя еда в кладовых запасена.

3.8. Ответы на вопросы.

– Почему медведю и белке не страшны мороз и голод?

– Почему зайца плохо зимой? (Мало еды)

– Что страшней для зверей холод или голод? Почему?

– Найдите в рассказе “Прячутся…” подтверждение ваших ответов.

– Кому еще плохо приходится с наступлением зимы? (Птицам)

– Как люди помогают птицам?

– Почему сделать кормушки – благородное дело?

– Кто из вас уже повесил кормушки? Молодцы!

– На нашем дереве тоже есть кормушка.

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
Прилетайте, птички, к нам.
Отгадайте, кто же там?

3.9. Отгадывание загадок.

Спиной зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка.
И полоска шарфика. (Синица)

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям – друг. (Дятел)

Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

– Птицы благодарят вас за обед, но им еще приятно будет узнать, что вы умеете правильно писать их названия. (Дети объясняют написание слов-отгадок. К птицам крепятся соответствующие буквы.)

4. Итог урока. Рефлексия.

– Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке. И каждый из вас получает птичку и зайчика. Не забывайте заботиться о птицах и зверях и тогда они вам скажут,… прочитайте на обороте (Спасибо)