Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий мир" для 1-го класса

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету “Окружающий мир”, а также авторской программы “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградовой (образовательная программа “Начальная школа XXI века”, утверждена в 2005 году.)

В основе методики преподавания курса “Мир вокруг нас” лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплекс. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира, встречи с людьми разных профессий. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделяется расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Учебный курс “Окружающий мир” занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.

Цель курса:

  • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать,
  • обобщать объекты окружающего мира, рассуждать,
  • решать творческие задачи.

Задачи:

  • воспитание любви к своей Родине; к своей малой родине – городу Кургану;
  • расширять систему представлений и первоначальных понятий об объектах окружающего мира, их разнообразии, свойствах, бережном отношении к природе;
  • учить детей находить нужные источники и отбирать интересующий материал;
  • способствовать развитию наблюдательности, развивать речь, аналитическое мышление, интерес к познанию окружающего мира, умение делать выводы и умозаключения.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов, наряду с определенными автором, обозначен исследовательский метод. Внедрение методики организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.

Конкретизированы требования уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию 1 класса, детализированы дидактические единицы, дополнен перечень практических занятий, внесены некоторые изменения в содержание разделов, тем, перечень практических занятий с учетом местных географических условий, материально-технической базы школы. Так, например, включен материал краеведческого характера.

Почти каждая содержательная линия предусматривает проведение обучающимися проектно-исследовательских работ. Темы исследований должны быть такими, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей, способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Поэтому исследования носят краткосрочный характер. Все проводимые исследования способствуют формированию общеучебных умений и навыков: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью, выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения и другие. Обучающиеся первого класса не владеют навыками проведения самостоятельных исследований, поэтому исследования носят коллективную или групповую форму.

Основные содержательные линии программы:

“Ты – первоклассник”, “Родная страна ”, “Родная природа”, “Мы и вещи”, “Ты и здоровье”, “Твои друзья – взрослые и дети”.

В соответствии с базисным учебным планом курс “Окружающий мир” изучается с 1-4 класс по 2 часа в неделю.

В содержании учебной программы и в требованиях к уровню подготовки обучающихся курсивом выделен материал, который не внесен в требования федерального стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать/понимать:

– свое полное имя, полный домашний адрес, свою страну, ее столицу, свой город и его достопримечательности;
– государственную символику (герб, флаг, гимн);
– государственные праздники (8 Марта, Новый год, День Космонавтики);
– основные свойства воды;
– основные помещения школы и их месторасположение;
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– основные нравственно – этические понятия (трудолюбие – лень, послушание – непослушание, сочувствие – равнодушие);
– основные условия благоприятной жизни растений и животных;
– основные правила поведения, обращения с бытовыми приборами
– профессии, характерные для Кургана и Курганской области (5).

Уметь:

– различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы;
– определять время по часам;
– выделять части дороги, различать дорожные знаки и сигналы светофора;
– приводить примеры разных групп растений и животных (2-3);
– различать времена года;
– показать на карте границы России и ее столицу;
– действовать в случаях возникновения возгорания.

Использовать полученные знания для:

– общения со сверстниками и взрослыми;
– ухода за растениями;
– выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
– подготовки к уроку рабочего места;
– выполнения правил поведения в природе;
– установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
– составления рассказа о своем городе и столице России.

Общеучебные умения и навыки, выработке которых способствует проектно-исследовательская деятельность:

Изучение окружающей действительности:

– наблюдения объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью.

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения , способы объединения предметов по общему признаку.

Речевая деятельность: работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся; построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге.

Планирование и организация деятельности: выполнение инструкций и простейших алгоритмов, установление последовательности действий для решения задачи.

Работа в группе: умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, правила сотрудничества в коллективной деятельности.

Учебно-тематический план

п/п

Тема Кол-во часов

В том числе

Лаб., практ., экск. к/р
1. Ты – первоклассник 6 1 экск. + 1 практ.
2. Родная страна 16 2экск.
3. Родная природа 27 6 экск.+ 2 практ. 2
4. Мы и вещи 3
5. Ты и здоровье 9 2 практ.
6. Твои друзья – взрослые и дети 5
    Всего: 66 11 экск. + 5 практ. 2 к/р

Основное содержание

“Ты – первоклассник” (6 часов).

Давай познакомимся.

Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрослым. Правила поведения на уроке и перемене.

Дорога от дома до школы. Улица, тротуар, проезжая часть, обочина, мостовая. Правила перехода улицы. Светофор. Дорожные знаки.

Групповая исследовательская работа: “Что нужно для успешной работы на уроке”. План проведения смотри в Приложении 2.

Экскурсии:

№ 1. “Знакомство с помещениями школы и правилами поведения в них”.

Практическая работа:

№ 1.“Моя дорога в школу”.

Знать / понимать:

– свое полное имя, домашний адрес;
– основные помещения школы и их расположение: гардероб, столовая, игровая, спортзал;

Уметь:

– определять части дороги, различать дорожные знаки и сигналы светофора;
– подготавливать рабочее место.

Использовать полученные знания для:

– выбора безопасного пути от дома до школы;
– ежедневной подготовки рабочего места к уроку.

“Родная страна” (16 уроков).

Твоя семья. Твой домашний адрес. Члены семьи. Труд и отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Город и село. Родной город: название, достопримечательности.

Особенности труда людей родного края. Профессии.

Россия – наша родина, государственная символика (герб, флаг, гимн). Всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, 8 Марта, 12 апреля).

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы (Красная Площадь, Кремль).

Народы, населяющие Россию. Названия разных национальностей. Уважительное отношение к разным народам.

Индивидуальные исследовательские проекты: “Тайна моего имени (фамилии)”.

Экскурсии:

№ 1. “Достопримечательности родного города”,

№ 2.“Знакомство с профессиями нашего города” (ОАО ПТФ “Юнона”– вязальщица, швея, мясокомбинат “Велес”– технолог, обвальщик и другие).

Знать / понимать:

– название родной страны и столицы;
– государственную символику (герб, флаг, гимн);
– государственные праздники (8 Марта, Новый год, День Космонавтики);
– название своего города, его достопримечательности;
– профессии, характерные для Кургана и Курганской области (5).

Уметь:

– показывать на карте границы России и ее столицу;
– показывать на карте свой город.

Использовать полученные знания для:

– составления своего полного домашнего адреса;
– составления рассказа о своем городе;
– составления рассказа о Москве.

“Родная природа” (27 часов).

Что такое природа, признаки живой и неживой природы. Связи между живой и неживой природой. Явления природы (отлет птиц). Времена года и их особенности.

Вода. Легко определяемые свойства воды. Три состояния воды.

Растения и их разнообразие (лиственные и хвойные, дикорастущие и комнатные), нахождение отличительных признаков. Роль растений в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к растениям.

Групповые исследовательские проекты: “Почему растения не могут жить без света?”, “Почему некоторые растения растут на улице, а некоторые в помещении?”, “Почему у одних растений большие листья, а у других хвоинки или колючки?”

Животные и их разнообразие (дикие и домашние, звери и птицы). Виды птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Роль животных в жизни людей. Бережное отношение к животным.

Экскурсии:

№ 1–4.“Времена года: осень, зима, весна, лето”,

№ 5.“Разнообразие растений”,

№ 6. “Водоемы нашей местности”.

Практические работы:

№ 1. “Свойства воды”,

№ 2.“Условия, необходимые для жизни растений”.

Контрольные работы смотри в Приложении 1.

Знать / понимать:

– основные правила поведения в окружающей среде;
– основные свойства воды;
– основные условия благоприятной жизни растений и животных;
– нескольких представителей растительного и животного мира Зауралья.

Уметь:

– отличать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы;
– приводить примеры разных групп растений и животных (2-3);
– различать времена года.

Использовать полученные знания для:

– ухода за комнатными растениями;
– выполнения правил поведения в природе;
–установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

“Мы и вещи” (3 урока).

Труд людей, которые делают для нас разные вещи. Бережное отношение к вещам, уход за ними. Обращение с бытовыми электрическими приборами. Противопожарная безопасность.

Знать / понимать:

– основные правила поведения обращения с бытовыми приборами;

Уметь:

– действовать в случаях возникновения возгорания.

Использовать полученные знания для:

– выполнения изученных правил безопасного поведения в экстремальной ситуации.

“Ты и здоровье” (9 уроков).

Общее представление о строении человека. Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена органов. Питание. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Физическая культура как условие сохранения и сохранения здоровья.

Коллективные исследовательские проекты: “Береги здоровье”.

Практические работы:

№ 1.“Определение времени по часам”,

№ 2. “Составление режима дня”.

Знать / понимать:

– органы чувств человека;
– правила здорового образа жизни;
– правила правильного питания.

Уметь:

– определять время по часам;

Использовать полученные знания для:

– выполнения правил сохранения здоровья через питание.

“Твои друзья– взрослые и дети” (5 уроков).

Сверстники, друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласие, взаимной помощи.

Знать/ понимать:

– основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие, трудолюбие-лень, послушание-непослушание).

Использовать полученные знания для:

– общения со сверстниками и взрослыми

Литература и средства обучения для учителя:

  1. Закон “Об образовании”.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  3. Программа четырехлетней начальной школы “Начальная школа XXI века” – М.: Вентана-Граф, 2005 год. – 144 с.
  4. Виноградова Н.Ф. Учебник “Окружающий мир”, 1-й класс / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2006 год.
  5. Виноградова Н.Ф. Рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать”, 1-й класс/Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2006 год.
  6. Бобкова Л.Г. Проектирование рабочей программы по учебному предмету: начальная школа/ Л.Г.Бобкова.– Курган.: ИПКиПРО, 2006 год.
  7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  8. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. / А.С. Обухов .– М.: Народное образование, 1999. – № 10.
  9. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания/ А.И.Савенков.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 год. – 208 с.
  10. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт.– сост. Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2008 год. –138 с.

Литература и средства обучения для учащихся:

  1. Виноградова Н.Ф. Учебник “Окружающий мир”, 1-й класс / Н.Ф.Виноградова.– М.: Вентана-Граф, 2006 год.
  2. Виноградова Н.Ф. Рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать”, 1-й класс /Н.Ф.Виноградова.– М.: Вентана-Граф, 2006 год.