План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Ученик и законы орфографии"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель урока: расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученным в IV классе материалом по орфографии.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания учащихся в области орфографии;
  2. Развивать логическое, образное и орфографическое мышление учащихся;
  3. Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: карточки – задания, ребусы, секундомер.

“Чтобы грамотно писать,
Орфограммы надо знать”
.

I. Организация учащихся.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это совсем не так.

Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. Одной из интересных, хотя и достаточно трудных станций в русском языке считается Орфография. На уроке мы поговорим о законах орфографии, и вы покажите свои знания в этой области русского языка.

– Что такое орфография? (орфография от греч. офро – “правильный” и графо – “пишу”) – наука о правописании.

– Что изучает орфография? (различные орфограммы и правила)

– Для чего нам необходимо знать орфограммы и правила? (грамотно писать)

(Зачитывается эпиграф)

– Кто из ученых внес вклад в русскую орфографию? (Яков Карлович Грот, он обобщил и сформулировал правила письма. Его труд “Русское

правописание”)

Учитель. Почему же в ваших тетрадях встречаются ошибки. Кто в этом виноват? Может быть виноваты буквы. Попытаемся выяснить это.

III. Судебное заседание:

Сегодня мы проведем необычный судебный процесс над орфограммами.

В этом судебном процессе участвовать будем все вместе.

Ошибки в словах допускали вчера.
Сегодня мы судим их – это игра.
А завтра мы грамотно станем писать,
И в этом игра будет нам помогать.

(Учитель представляет участников судебного процесса).

Открытым процесс объявляю,
Всех действующих лиц представляю.
Гласные – вон перед вами на лавке.
Там дальше – согласные в корне, приставки
Тихонько в сторонке сидит мягкий знак.
Признаюсь, что очень он любит зевак.
Вы видите в этом ряду пострадавших,
Притихших и духом упавших
А дальше – со строгим лицом прокурор,
Виновным он вынесет свой приговор.
Судебный процесс состязательный,
Участвуют в нем заседатели.
Свидетели – гласные в деле
Они – то уж все доглядели.
Конечно же, должен в суде быть судья.
Как вы догадались, судья – это я.
Защитник. Он слабых защита.
Итак, заседанье открыто.

Встать, суд идет.

Прокурор:

Вы, наверное, удивились,
В чем же буквы провинились.
Чем приставки раз – и рас –
Огорчили очень нас?
Не поймет никто никак
Как виновным стал, сей знак:
Виноваты две сестрицы
Пре – и при – как не дивиться?
Группой всей совершено
Преступление одно.
В чем же дело состоит.
Пусть свидетель говорит.

Свидетель 1-й:

Часто буквы А и О, Е и И
Дают нам звуки не свои
Был диктант вчера у нас,
Мы писали целый час.
Много слов на – тер и – тир –
– Кас – и кос –, – пер, – пир и – мир –
– Рос – и – раст, и – зар – и – зор
(ошибки сделать в них позор!)
Представьте, корни сговорились,
Звучали так, что дети сбились.

Свидетель 2-й:

Нет, Наташа не ленится,
Но в журнале единица.
Был устроен ей шантаж:
Корень – лож – звучал как – лаж.

Свидетель 3-й:

Безобразия терпеть?
“Мир” cлышим в слове умереть!

1-й свидетель:

А Никита на уроках
Тянет руку. Что в том проку?
А в тетради “2” стоит опять!

Свидетель 4-й:

У Леши, как он ни старается
Наоборот все получается.
В словах: река, земля, вода –
Подводят гласные всегда.
На то примеров много есть
Их все сейчас не перечесть.

Свидетель 5-й:

И Диану, между прочим,
Пре – и при – подводят очень.
Ну как понять, что в переехал
И смысл не тот, что у приехал.
И почему же в приподнять
В приставке нужно и писать?

Судья:

Желает выступить защита?

Адвокат:

Нет, я скажу, в чем тайна скрыта
И очень прост-то мой секрет.
Учились все – они зевали.
Что знал весь класс – они не знали.
У всех “4-5”, а вот
У них совсем наоборот.

Прокурор:

Подтверждает вину еще одно обстоятельство
Вещественное доказательство.
Оно рассеет все сомнения,
Что совершено серьезное преступление.
Убедимся в этом все вместе.
Что орфограммы не на месте.
(показывает листы с ошибками в словах)

Судья:

Обвиняемые, подтверждаете эти показания
Чистосердечным признанием
Как вы услышали уже,
Вас обвиняют в шантаже.

Обвиняемые:

Не поймем, зачем нас судят,
Мы ведь буквы, а не люди.
Нам места указаны,
Где мы быть обязаны.
Вам сотни слов приходиться писать,
Но орфографии законов вы не бойтесь,
Коль будете их четко выполнять.

Судья:

И так должны сейчас все вместе
Все обсудить и взвесить честно.
Предстоит суду решить,
Кто же прав, кого винить.
(звучит музыка)

Прокурор:

Чтоб навсегда могли запомнить,
Позвольте кодекс наш напомнить.

Заседатель 1-й:

Нужно слово проверять
Прежде, чем писать в тетрадь.

Заседатель 2-й:

Коль слова нельзя проверить,
Словарю изволь поверить.

Заседатель 3-й:

Корни есть с чередованием,
Относись и к ним с вниманием.

Заседатель 1-й:

Коль приставки все на месте,
Относись и к ним по чести.

Заседатель 2-й:

Запомнить можно все свободно
Без затруднений, между прочим.
Пре – означает “превосходство”, “чудесно” и “прекрасно очень”
С приставкой при – глагол обрел значения
Присоединения и приближения,
Неполноты, вблизи чего-то нахождения.

Заседатель 3-й:

Затрудняет мягкий знак.
(Он не слышится никак)
Все случаи запомни его употребления,
Коль вовремя их вспомните,
Не будет огорчения.

Заседатель 1-й:

Кто же правила не учит,
Высших баллов не получит.

Заседатель 2-й:

Без ошибок пишем лишь тогда мы,
Когда четко знаем орфограммы.
У приставки с корнем – орфограммы слова –
Каждый раз себе тверди ты снова.
Окончание и суффикс – вспомни части речи,
Чтоб слова тебе не покалечить.

Судья:

Пострадавшим школьникам
Представляю слово.
Может быть, пополнится дело чем-то новым.

1-й пострадавший:

Нет к орфограммам у меня, наверное, уважение,
Я неизменно путаю спряженье со склонением.

2-й пострадавший:

Наконец, теперь понял,
Что я правила не знал.
Гласные, согласные совсем не виноваты.
Судили их напрасно,
Виновен я, ребята.

3-й пострадавший:

Тетрадь моя ошибками пестрит.
И я испытываю стыд,
Ведь этим правилам не час,
А много лет учили нас.

Судья:

Для зачтения приговора
Слово представляется прокурору.

Прокурор:

Именем закона школьной республики
Объявляется решение суда для присутствующей публики.
Признать невиновными все орфограммы.
Они доказали лишь верность программе,
Они защитили грамматики честь,
И это пришлось нам, конечно, зачесть.
Кто правил грамматики не выполняет,
Того в преступники суд обвиняет.

Учитель: Ваше решение, судья.

П. 1:

Уделить грамматике серьезное внимание
Не орфограммы, а пострадавшие
Достойны наказания.

П. 2:

Должны осилить мы вполне
Грамотно писать по поводу любому,
Но не на парте и стене,
А в книжках записных, тетрадях и альбомах.

П. 3:

Соблюдать советы, что ученый мир составил,
И навсегда одно понять:
Нельзя совсем не применяя правил,
Слова и предложения писать.

П. 4:

Запомнить: только знания
Ведут всегда вперед,
А коль у вас не знания,
Сидеть вам в каждом классе
Повторный год.

Судья:

Судебное заседание закрывается,
Виновным приговор суда вручается.

IV. Законы орфографии.

Учитель: Чтобы правильно и грамотно писать, нужно знать законы орфографии. Проверим, как вы их знаете.

(Класс делится на 3 группы – по выбору или решению учителя, определяется жюри, продумывается система оценивания конкурсов)

1-й конкурс “Гонки” (каждой команде даются по десять вопросов, время для ответа – одна минута)

Вопросы для первой команды.

  • Как проверить безударную гласную в корне слова?
  • В каких случаях в конце имен существительных пишется – ь – ?
  • В каких случаях не пишется – ь – ?
  • Какой суффикс пишется обычно на конце наречий?
  • Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой – З – , а в другом с буквой – С – ?
  • В каких случаях в корнях с чередованием букв – Е – И пишется Е?
  • Назовите окончания глаголов II спр.
  • Как проверить безударное окончание имен существительных 1-го склонения?
  • Какая гласная пишется в сложных словах, как она называется?
  • Что необходимо помнить при написании окончания глагола 2-го лица ед.числа? ( – шь – )

Вопросы для второй команды

  • Как проверить парные согласные в корне слова?
  • В каких случаях употребляется разделительный – ь – ?
  • Как пишется частица НЕ – с глаголами?
  • Какие функции выполняет – ь – в словах?
  • Изложить – излагать. На какие правила даны правописания?
  • В каких случаях [цы] пишется с буквой – ы –?
  • В каких случаях в корнях с чередованием букв – Е  И пишется И?
  • Как узнать какой суффикс ЕК или ИК пишется в слове?
  • Как проверить безударное окончание существительных 2-го склонения?
  • С помощью какого суффикса в им.прил. передается уменьшительно– ласкательное значение? (– оньк – , – еньк –)

Вопросы для третьей команды

  • Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?
  • В каких случаях употребляется разделительный –ъ-?
  • Как определить, – ТСЯ – или – ТЬСЯ – следует писать в конце глаголов?
  • Когда после шипящих под ударением в конце надо писать букву – О –, а когда букву – Е – ?
  • В каких случаях [цы] пишется с гласной – И –?
  • Назовите окончание глаголов I спр.
  • Какое правило необходимо знать при переносе слов? (назвать 2-3 примера)
  • Как проверить безударное окончание существительных 3-го склон.?
  • Как определить суффикс перед – Л – в гл.прошедшего времени?
  • Когда после шипящих ж, ч, щ – Ь – не пишется у имен сущ.?

2-й конкурс “Правила не только знай, но и умело применяй”

(Учащимся даются слова с пропуском орфограмм)

Вопросы

Для 1-й команды

Сколь(з,с)ко
Д_лина роз
Прим(е,и)рять пальто
Ш_лестеть
И(с,сс)ку(с,сс)тво
Пред(ъ,ь)юбилейный
Ж(и,е)стикулировать
Коне(шн)о
Она (не)доумева_т
Без(?)облачный
Распол_жение
Ты отвеча_

Для 2-й команды

эг_изм
а(р,рр)ти(л,лл)ерия
зап(е,и)вать водой
нет учили(щ,щь)
окрес(тн,н)ости
ка(рр,р)икатура
нав(ь,ъ)ючить
двое(шн)ик
он (не)навид_т
(бес,без)толковый
изл_жение
ты напева_

Для 3-й команды

зве(з,зд)ный
ш_стой
из-за ту(ч,чь)
чуде(с,ст)ная
м(а,о)лоде(ж,ш)
раз(ъ,ь)яренный
зап(е,и)вать водой
яи(шн)ница
ему (не)сдобровать
(по,па)скакал
переел_гать
ты хохоч_

3-й конкурс “Волшебный круг”

Некоторые слова мы пишем верно, без всяких правил, потому что в них нельзя заменить ни одной буквы какой-либо другой, иначе слово перестанет существовать.

Задание: Напишите за 1 минуту слова, которые можно прочитать в круге.(буквы распределить по кругу)

ЛОСЬЯРИМОСТОЛЬКОТИКУСОК

4-й конкурс. Найдите неправильное написание слов (учащимся предлагаются карточки со словами)

Задание для команды № 1

Восхищаться, восторгаться, обогащать, торжественный, багряный, серебристый, поразительный, колекция, ослепительный, непреодолимый, интонация, пархать, иллюстрацыя, ошеломить, загарать, исскуство, фонтан.

Задание для команды № 2

Чуствовать, непреодаоимый, просвящение, территория, доброжелательный, огорчаца, поразительный, загораться, информация, угодить, рассказать, отдаленный, гладиолус, обогащать, профессия, удивительный, безмятежный, артиллерия.

Задание для команды № 3

Интонация, артилерия, загараться, багрянный, непреодолимый, фонтан, серебристый, интонация, поразительный, восхищаца, ослепительный, фонетика, чувствовать, коллективный, територия, грамматика, препятствие, поколение.

5-й конкурс. Криптограмма – надпись, сделанная одним из способов тайного письма.

1 2 3 4 5 3 6 3 7 8 2 9 10 2   2 3 2 4 5 3 6 3 11 5 9 10 2  
                            ,                           .

Дополни предложения ключевыми словами, которые помогут прочитать пословицу.

  1. 1,5,8,6,9 – лучший друг человека.
  2. В этом году была холодная 11,8,4,9.
  3. 11,9,10,4 ты это сделал?
  4. Дети слушали сказку “1,3,2 в сапогах”
    (книга, зима, зачем, кот)

Получается пословица: “Кто много читает, тот много знает”.

V. Подведение итогов (подсчитываются очки). Победителям вручаются медали “Знаток законов орфографии”.

Список литературы:

  1. Блюз С.М. Работа над ошибками. Учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко “К тайнам нашего языка”//Начальная школа 2004. № 8.
  2. Борисенко И.В. Обучение младших школьников правописания на коммуникативной основе. // Начальная школа. 1998. № 3.
  3. Промкина Л.Н. Ученик и законы орфографии. – Саратов, 2007.
  4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 4-го класса: Пособие для учителя. – Смоленск, 2004.