Интегрированный урок (чтение + русский язык) во 2-м классе "Сказки Деда Мороза". Закрепление знаний о безударной гласной, парных согласных в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательные: знакомство со сказкой “Дети Деда Мороза”; закрепление умения определять жанр и тему произведения; продолжить работу над выразительным чтением; расширять словарный запас; закрепление умения определять безударную гласную, парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова; закреплять первоначальные знания о частях речи;
  • развивающие: развивать связную монологическую речь, уточнить представления детей о зиме, развивать образное мышление, фантазию, воображение;
  • воспитательные: воспитывать уважение к ответам товарищей, умение работать в коллективе, развивать наблюдательность, любознательность.

1. Мотивация учащихся.

Учитель: – Ребята, отгадайте загадку:

Белые мушки в воздухе кружатся,

И на землю тихо все они ложатся. (снежинки)

Как ложатся снежинки на землю? (тихо) Сядем тихо-тихо, как снежинки.

2. Чистописание.

Учитель: – Матушка-зима прислала нам загадку: кто будет самым главным на новогоднем празднике?

Ответы детей.

Учитель: – Правильно ли вы назвали слово, узнаем после того, как отгадаем слово. Для этого необходимо пройти несколько испытаний, как в настоящей сказке. Отправляемся в путь! Путешествовать будем на санях, запряженных тройкой лошадей. Представим себе, что мы едем на санях.

Дети имитируют езду на лошадях. Звучит музыка.

Учитель пишет на доске предложение:

На ветках деревьев сверкает иней.

Один ученик выделяет орфограммы у доски, объясняет.

Учитель: – Первое испытание пройдено, вы с ним прекрасно справились, можем открыть первую букву. (А)

Звучит музыка, дети “скачут” на лошадях.

3. Первичное знакомство с произведением.

а) Чтение учителем сказки.

Учитель: – Что вы сейчас слушали? (сказку)

– Объясните свой выбор. (в произведении говорится о том, чего на самом деле не может быть)

– Как бы вы назвали эту сказку? (дети предлагают свои названия)

– Хотите узнать, как на самом деле называется эта сказка? (да) Тогда откройте учебники, прочитаем название. (дети читают название)

– Посмотрите, у этой сказки нет автора? (народная сказка)

– Определим тему этого произведения. (о природе)

Дети выполняют модель обложки на листочках, один ученик у доски.

б) Работа над орфограммами.

Учитель: – Как звали детей Деда Мороза? (Иней, Снежинка, Лед, Ветер)

Задание: выписать слова, определить орфограммы, подобрать проверочные слова, определить словарные слова, знакомство с новым словарным словом иней.

Учитель: – Задание выполнено, с этим испытанием вы тоже справились, открываем следующую букву. (К)

Звучит музыка, дети “скачут” на лошадях.

4. Чтение по ролям.

Учитель: – Каким вы представляете себе иней (снег, ветер, лед)? (ответы детей) А теперь перенесемся в наш классный театр. Прочитаем эту сказку по ролям. (распределение ролей: автор, Дед Мороз, иней, снег, ветер, лед)

Чтение детьми произведения по ролям. На детях элементы костюмов Деда Мороза, Инея, Снежинки, Ветра, Льда.

5. Знакомство с новым словом эпитет.

Учитель: – Какими вы представляете себе детей Деда Мороза? (ответы детей) Слова, помогающие более красочно и точно описать предметы, называются эпитетами.

Работа с новым словом: выписывается слово, выделяются орфограммы.

Учитель: – Запишите эпитеты к словам иней, ветер, снежинка, лед, Дед Мороз.

Дети записывают на доске: (примерные ответы)

ветер сильный
снежинка легкая
Дед Мороз добрый
лед холодный
иней колючий

Учитель: – Пройдено и это испытание, молодцы. Открываем следующую букву. (Е)

Звучит музыка, дети “скачут” на лошадях.

6. Работа над предложением.

Учитель: – Вспомним три правила предложения. (предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка, или восклицательный знак, или вопросительный знак) Придумайте предложение со словами, которые записаны на доске. (ветер сильный, лед холодный и т.д.)

Дети записывают на доске предложение: (примерный ответ)

Сверкают пушистые снежинки.

Учитель: – Определите части речи. (глагол, имя существительное, имя прилагательное)

Учитель: – Прошли мы последнее испытание, можно открыть последнюю букву. (Л) Теперь попробуем составить из этих букв слово. Какое слово получилось? (елка).Вот кто будет на новогоднем празднике самый главный, действительно без нее никакого праздника не получится. (на доске изображение новогодней елки) Загадку матушки-зимы мы отгадали, за это она прислала вам небольшой сюрприз. (в качестве сюрприза можно предложить детям небольшие календарики, открытки, закладки, конфеты и т.д.) Отправляемся домой.

Звучит музыка, дети “скачут” на лошадях.

7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: – С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Как ваше настроение? Понравился урок? Что понравилось больше всего? Что вы хотели бы изменить? Повторить?