Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Евразия" (Игра-путешествие по станциям)

Разделы: География


Цели:

  • Обобщить и закрепить пройденный материал по теме Евразия.
  • Оценить знания и умения учащихся по данной теме.
  • Развитие в детях способности к коммуникации.
  • Воспитание патриотических чувств.

Оборудование: заранее готовятся маршрутные листы для каждой команды.

Участники: параллель 7-х классов, несколько помощников из старшеклассников (8-9 классы). В сельской школе можно провести как общешкольное мероприятие.

Подготовительный этап

Подготовительный период должен включать следующие организационные действия:

  • На большом листе ватмана написать красочное объявление о приглашении учеников 7-х классов принять участие в путешествии по Евразии. Затем объявление поместить в вестибюле школы или в географическом кабинете.
  • Из учеников 7-х классов, участвующих в путешествии, необходимо собрать экспедиционные отряды, выбирается капитан команды.
  • Каждому отряду выдается маршрутный лист, где указывается путь исследования и способ оформления отчетов и других материалов.
  • Выпускается бюллетень в честь начала путешествия.
  • Во время прохождения участниками станций, параллельно работает группа учеников-фотолюбителей.
  • Все станции у детей зашифрованы под номерами, когда команды приходит на определенную станцию им выдается «Тайный конверт», прочитав письмо-задание, они должны определить название станции. Отгадав тему станции, команде дополнительно прибавляется 5 баллов. За каждый правильно ответивший вопрос начисляется 1 балл.

Домашнее задание: придумать название, девиз, эмблему команды.

ХОД ИГРЫ

1. В начале игры все команды собираются в актовом зале, где участников команд знакомят с прохождением маршрута, знакомство с составом жюри, выдача маршрутных листов.

2. Станция «Домашнее задание»

На сцену по очереди приглашаются команды для выступлений.
Представление команд: название, девиз, эмблема.

3. Станция «Исследователи»

«Тайна в конверте»

Данная станция интересна тем, что благодаря этим людям мы узнали много нового и неизвестного. На сегодняшний день, практически не осталось неизведанных человечеству территорий.

Тема данной станции – исследователи.

  1. Сведения, о каком районе мира собрал во время своего путешествия Марко Поло? (Китай)
  2. Как звали путешественника, который совершил два путешествия по Центральной Азии, установил границы одной из главных горных систем Азии, исследовал высокогорное озеро Иссык-Куль и доказал, что оно бессточное. (П.П.Семенов-Тянь-Шанский).
  3. Путешественник, которым описаны истоки великих азиатских рек Хуанхэ и Янцзы, установил местоположение блуждающего озера Лобнор, впервые нанес на карту десятки не изученных ранее горных хребтов? (Н.М.Пржевальский).
  4. В каких частях побывал Афанасий Никитин? За какие три моря он ходил? (Европа и Азия, Каспийское, Черное и Аравийское моря)
  5. Какие географические объекты названы в честь первооткрывателей? (Мыс Челюскин – в честь штурмана С.И.Челюскина; море Лаптевых – в честь двоюродных братьев лейтенантов Дмитрия и Харитона; Берингов пролив, Берингово море – Витуса Беринга; Баренцево море – в честь голл. мореплавателя – Виллема Баренца; пролив Лаперузо – фр. мореплавателя Ж.Лаперузо; Эверест – англ. генерала Дж. Эвереста, который определил положение вершины и её высоту)

4. Станция «Рельефная»

«Тайна в конверте»

В переводе с тюркского языка означает «пояс». Своеобразием является отчетливо выражено ассиметрия его западного и восточного склона, много карстовых воронок и пустот, а также пещер.

Тема данной станции – рельеф.

  1. Приветствуем вас в самом низком месте на поверхности земного шара. 1300 футов (395м) ниже уровня Средиземного моря. Это место на самом деле существует. Как оно называется, и где оно расположено? (Мертвое море)
  2. На какой равнине живете вы, что находится в её основании?
  3. Какие горы являются природным рубежом между государствами? (Кавказ, Алтай, Гималаи, Пиренеи, Альпы…)
  4. Какая равнина носит название в переводе с греческого языка «междуречье»? (Месопотамская низменность)
  5. Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков?
  6. Где площадь древнего оледенения была больше в Евразии или в Северной Америке?
  7. В каких горах происходят медленные вертикальные и горизонтальные движения? (Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Гималаи, Срединный хребет)

5. Используя карты атласа, заполните таблицу:

Строение земной коры Соответствующие формы рельефа
Древние платформы Восточно-Европейская  
Сибирская  
Индийская  
Китайско-Корейская  
Области складчатости Древней  
Новой  

6. Станция «Климатическая»

«Тайный конверт»

Этот природный компонент оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность.

Данная тема станции – климат.

  1. В каких климатических поясах расположен материк Евразия? (Во всех климатических поясах северного полушария)
  2. Где находится полюс холода Евразии? (Оймякон – 71С, Верхоянск 68С)
  3. В какой стране нет смены времен года? (Индонезия)
  4. Какие горы Евразии играют роль климатораздела? (Уральские, Гималаи)
  5. В предгорьях Гималаев находятся местечко Черапунджи, здесь зарегистрировано рекордное количество осадков на Земле. Объясните, какие климатообразующие факторы повлияли на образование этого явления? (Гималаи – барьерный ландшафт для движения воздушных масс, близость от океана и муссонный климат).
  6. Чтобы изменилось в климате, если бы не было Гималаев?

7. Задание на карточке: установите соответствие

1. Средиземноморский А) равномерное распределение в течении года
2. Экваториальный Б) летний максимум осадков
3. Субэкваториальный В) зимний максимум осадков

8. Задание по карте:

По климатической карте определить климатические показатели:

г. Владивосток –
г. Москва –
tя – ?
tи – ?
О мм – ?
Ветер – ?

г.Токио– г. Москва –
tя : 0, –8С tя : –8С
tи: +24С tи: +16С
О мм: 1000-2000 О мм: 500-1000
Ветер – муссонВетер – западный

9. Станция «Речная»

«Тайный конверт»

Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А.И.Воейков писал, что это «… продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы».

1. Характеристика реки по плану:

А) В какой части материка находится.
Б) Исток, направление течения, устье реки.
В) К бассейну какого океана относится.
Г) Зависимость течения от рельефа.
Д) Питание и режим.

2. Назовите длиннейшую реку Азии и скажите, где она протекает. (Янцзы, в ю-в части Евразии).
3. Озеро чудес, самое древнее озеро в мире, самое глубокое из пресноводных водоемов. В его котловине можно поместить все Балтийское море или 92 Азовских морей. О каком озере идет речь? (Озеро Байкал)
4. По каким рекам проходят государственные границы? (Амур, Меконг)
5. Какие реки питаются талыми водами с ледников Гималаев? (Инд, Ганг, Брахмапутра)

10. Станция «Природа»

«Тайный конверт»

Эти природные компоненты определяют внешний вид территории и играют большую роль в жизни природы и человека. Эти природные компоненты очень разнообразны, распространение зависит от климатических условий.

  1. Где растут растения любящие соль? (На солончаках)
  2. Растения – визитная карточка Индии? (Чай).
  3. Назовите природные зоны, протягивающиеся с запада на восток по всему материку? (Тундра, тайга, области высотной поясности).
  4. Объясните, почему широколиственные леса встречаются на западе материка и на востоке, а в центре исчезают?
  5. В каких природных зонах наиболее благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей?
  6. Чем объясняется наличие в горах пояса и снегов и льдов?
  7. В каких частях материка располагаются пустыни.

11. Станция «Знатоки географии»

«Тайный конверт»

От каждой команды участвуют по одному человеку. Ученик, стоя спиной к карте, получает карточку, где указываются географические объекты. Вначале участник устно определяет физико-географическое положение территории, далее поворачивается к карте и показывает объект. Жюри оценивает ответы. Возможно дополнения и исправления.

  1. п-ов Камчатка
  2. горы Пиренеи
  3. Аральское море
  4. Остров Мадагаскар
  5. р. Хуанхэ
  6. о. Шри-Ланка
  7. Карское море
  8. Японские о-ва
  9. г. Кавказ
  10. п-ов Индостан
  11. Уральские горы
  12. п-ов Таймыр
  13. Аравийский п-ов
  14. Берингово море
  15. Великая Китайская равнина
  16. р. Амур
  17. Курильские о-ва

Когда все команды дошли до финиша, проводится еще один конкурс со всеми вместе.

12. Конкурс «Географическая дуэль»

Принимается участие по 1 человеку от команды. Ученики встают с двух сторон карты. Учитель называет объект, кто быстрее его покажет, тот и выигрывает. Каждой паре надо показать 5 объектов. Сначала соревнуются 1-я и 2-я команды. Победитель остается, побежденного заменяет представитель 3-й команды и т.д. до основного победителя.

  1. р. Волга
  2. Пиренеи
  3. оз. Байкал
  4. Верхоянский хребет
  5. Скандинавский п-ов
  6. п-ов Камчатка
  7. Восточно-Европейская равнина
  8. Плоскогорье Декан
  9. оз. Ладожское
  10. р. Ганг
  11. п-ов Индокитай
  12. Западно-Сибирская равнина
  13. р. Янцзы
  14. г. Гималаи
  15. р. Брахмапутра

Жюри подсчитывает баллы. Награждает победителей. Учитель подводит итоги игры, благодарит всех за участие.

Маршрутный лист ____ класса

Название команды _______________________________________________

Состав:
  1. __________________________________________________________
  2. __________________________________________________________
  3. __________________________________________________________
  4. __________________________________________________________
  5. __________________________________________________________

Название станции

Результат
(количество набранных баллов)

1. Станция _____________________________  
2. Станция ______________________________  
3. Станция ______________________________  
4. Станция _____________________________  
5. Станция ______________________________  
6. Станция ______________________________  
7. Станция ______________________________  
8. Станция ______________________________  
Общее кол-во баллов