Конспект урока по музыке "Быть человеком – значит идти дорогой добра". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель урока – способствовать воспитанию у учащихся чувства бережного отношения к природе, животному миру, отзывчивости по отношению к окружающим посредством музыки.

Задачи:

Образовательные:

  • помочь детям осознать роль музыки в кинофильмах (на примере Увертюры к кинофильму “Дети капитана Гранта” И. Дунаевского); дать понять, что музыка в кинофильме воздействует на нас, обостряя наши чувства, вызывая эмоциональный отклик;
  • показать учащимся роль музыки в песне (на примере песни Е Мартынова “Лебединая верность”); подвести к пониманию, что музыка помогает лучше выразить те чувства, которые передал поэт в стихотворении; а также помочь учащимся осознать, что музыка и литература взаимодополняют друг друга, усиливают наши переживания;
  • ввести понятие “увертюра”;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся в процессе изобразительного творчества и музыкально-сочинительской деятельности;
  • развивать оригинальность мышления, воображение учащихся;
  • развивать вокально-хоровые навыки учащихся;

Воспитывающие:

  • воспитывать способность учащихся эмоционально отзываться на музыку;
  • воспитывать читательскую культуру в учащихся;
  • воспитывать такие качества личности, как доброта, верность, отзывчивость.

Музыкальный материал:

  1. Ты - Человек. Из кинофильма “Приключения Электроника”. Муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина (исп. БДХ ЦТВР);
  2. Увертюра к кинофильму “ Дети капитана Гранта”. Муз. И.Дунаевского;
  3. Лебединая верность. Муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева (исп. С.Ротару);
  4. Ласточка. Муз. Е.Крылатова, сл. И.Шаферана;
  5. Дорогою Добра. Муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина.

Оборудование:

  • карточки для каждого учащегося (Приложение 1);
  • наборы цветных карточек в конверте для каждого учащегося (Приложение 2);
  • карточки с заданиями к стихотворению А.Дементьева “Лебединая верность” (Приложение 3);
  • портреты И.Дунаевского, Е.Мартынова, С.Ротару;
  • книга Ж.Верна “Дети капитана Гранта”;
  • абак, карточки для абака: “УВЕРТЮРА”, “ВСТУПЛЕНИЕ”, “ГОТОВИТ К СЛУШАНИЮ, ПРОСМОТРУ”.
  • магнитофон;
  • фортепиано.

Оформление доски: тема урока “закрыта”, по ходу урока учитель её открывает постепенно.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

приветствие на мотив “Утро” Э.Грига

УЧИТЕЛЬ:

Здравствуйте, дети, я рада вас видеть,
Готовьтесь скорее, начнёмте урок!

УЧАЩИЕСЯ:

Здравствуйте, здравствуйте, вы - наш учитель,
Мы рады Вас видеть, работать хотим!

Целеполагание.

Ребята стоя слушают 1 куплет с припевом песни “Ты – Человек” из кинофильма “Приключения Электроника” муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина (исп. БДХ ЦТВР) и садятся на свои места.

УЧИТЕЛЬ: Кто догадался, о ком сегодня пойдёт речь на уроке?

УЧАЩИЕСЯ: Возможно, тема нашего урока связана с одним из значений слова “человек”.

УЧИТЕЛЬ: Совершенно верно, а точнее, мы поразмышляем о том, что значит “быть Человеком”.

Учитель открывает на доске часть названия темы урока: “Быть Человеком - значит…”.

УЧИТЕЛЬ: Однако не будем забывать и тему наших уроков в этой четверти и будем дальше наблюдать, как помогают друг другу музыка и литература.

Обратите внимание, что слово “Человек” в названии темы я написала с большой буквы. Что значит по-вашему “быть настоящим Человеком”? Давайте договоримся, что сейчас мы пока не будем вслух отвечать на этот вопрос, но в левой половине на ваших карточках под №1 напишите ответ на него. (Приложение 1)

Учащиеся выполняют работу.

Я надеюсь, что слушая сегодня музыку и размышляя о ней, вы постараетесь по окончании нашего урока дополнить свои ответы.

Новая тема.

УЧИТЕЛЬ: У каждого из вас на столе лежат конверты с цветными карточками. (Приложение 2). Слушая следующее произведение, выберите 2-3 цвета, которые больше подходят по настроению этой музыке.

Ребята слушают произведение, поднимают карточки.

УЧИТЕЛЬ: Что в музыке подсказало вам выбрать именно такие цвета: и тёмные, и светлые?

УЧАЩИЕСЯ: Характер музыки то угрожающий, трагический, мрачный, то мечтательный, обнадёживающий, светлый. Динамика то громкая, где-то грохочущая, то тихая.

УЧИТЕЛЬ: Эту музыку создал советский композитор – Исаак Осипович Дунаевский.

Учитель показывает портрет. Что мы уже знаем о жизни и творчестве этого композитора?

УЧАЩИЕСЯ: Он жил в I половине 20-го столетия, его произведения звучат в кинофильмах. Музыка его жизнерадостная, часто маршевая. Мы знаем его произведения: “Выходной марш” и “Колыбельная” из кинофильма “Цирк”, “Марш весёлых ребят” из кинофильма, “Весёлые ребята”; песни - “Жил отважный капитан”, “Спой нам, ветер!”, “Летите, голуби” .

УЧИТЕЛЬ: Как и песня “Жил отважный капитан”, произведение, которое мы только что прослушали, звучит в кинофильме “Дети капитана Гранта”. Вот его название: Увертюра к кинофильму “Дети капитана Гранта”. Попробуйте догадаться, что такое “увертюра”. Учитель выносит на абак слово “УВЕРТЮРА”.

Я подскажу: она звучит в начале кинофильма, оперы или балета.

УЧАЩИЕСЯ: Возможно, это вступление к кинофильму, опере или балету

Учитель выносит на абак слово “ВСТУПЛЕНИЕ”.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, зачем это вступление нужно кинофильму, опере или балету?

УЧАЩИЕСЯ: Я думаю, что оно готовит нас к следующему просмотру или слушанию.

Учитель выносит на абак карточку “ГОТОВИТ К СЛУШАНИЮ ИЛИ ПРОСМОТРУ”.

УЧИТЕЛЬ: Совершенно верно, в увертюре кратко показано, что будет происходить дальше, она настраивает нас на дальнейшее восприятие произведения. Попробуйте дать определение музыкальному термину “Увертюра”.

УЧАЩИЕСЯ: Увертюра – это вступление к опере, балету, кинофильму, которое готовит нас к слушанию, просмотру этого произведения.

УЧИТЕЛЬ: Вернёмся к Увертюре к кинофильму “Дети капитана Гранта”. Слушая её, как вы думаете, что будет происходить в самом кинофильме?

УЧАЩИЕСЯ: Слушая музыку, можно предположить, что в дальнейшем будут показаны какие-то трагические события, возможно, опасные приключения.

УЧИТЕЛЬ: Да, кинофильм был создан в 1936 году советскими кинооператорами на сюжет литературного произведения, которое написал французский писатель Жюль Верн. Его книга так и называется - “Дети капитана Гранта”.

Учитель показывает книгу Жюль Верна “Дети капитана Гранта”.

Возможно, кто-то из вас читал этот роман?

УЧАЩИЕСЯ: Да. В книге рассказывается о том, как двое ребят, потерявшие своего отца – капитана Гранта, отправляются со своими спутниками на его поиски. Путешественникам известно только то, что капитан потерпел крушение на 37 градусах южной широты. Им пришлось пересечь весь Земной шар вдоль 37 параллели. Ради спасения отца, дети со своими друзьями проходят все препятствия, терпят лишения и нужду. Чудом преодолели они все опасности и на маленьком острове Табор нашли капитана.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, можно ли отнести музыку из кинофильма и к роману Жюль Верна?

УЧАЩИЕСЯ: Конечно, ведь кинофильм поставлен на его сюжет, в нем также показана идея самопожертвования ради спасения своего близкого.

УЧИТЕЛЬ: Попробуйте, слушая второй раз Увертюру, представить, какие конкретно события могли происходить в кинофильме и романе. Карандашом в тетради нарисуйте эскиз к этой музыке.

Ребята слушают музыку, рисуют.

УЧИТЕЛЬ: Я увидела, что кто-то нарисовал кораблекрушение, у кого-то на эскизе сияет солнце, и корабль весело бежит по волнам, у кого-то… А кто же из вас прав? Я думаю, что для выяснения этого вопроса вам необходимо самим прочитать роман Жюль Верна “Дети капитана Гранта”.

УЧИТЕЛЬ: Подумайте, зачем же кинофильму “Дети капитана Гранта” нужна эта музыка –Увертюра?

УЧАЩИЕСЯ: Увертюра обостряет чувства, показанные в кинофильме, помогает нам понять события, готовит нас к просмотру этого фильма.

Физминутка.

УЧИТЕЛЬ: Мы продолжаем наблюдать, как связаны музыка и литература. Прочитайте стихотворение на карточках №2. (Приложение 3). Нам необходимо будет представить музыку к нему.

Учащиеся читают про себя, затем учитель или ученик выразительно читает вслух.

УЧИТЕЛЬ: Какие чувства вызвало в вас это стихотворение?

УЧАЩИЕСЯ: Прочитав стихотворение, мне стало жаль лебёдку и лебедя, который остался один. Оно вызвало во мне не только чувство жалости, тревоги, грусти, но и чувство надежды на то, что люди одумаются, и перестанут губить природу.

УЧИТЕЛЬ: Представьте, что вы стали композиторами. Какую песню на эти слова вы бы написали? Охарактеризуйте динамику, темп, мелодию, характер этой песни. Будут ли они меняться на протяжении всей песни (если будут, то на какие слова песни придутся эти изменения)?

Ребята отвечают.

УЧИТЕЛЬ: Если бы вы умели сразу сыграть эту музыку, то, конечно же, её исполнили. А вот композитор – песенник Евгений Григорьевич Мартынов (годы жизни: 1948 – 1990гг.) написал такую музыку к этому стихотворению. Исполняет эту песню известная певица –София Ротару.

Учитель показывает портреты Е.Мартынова и С.Ротару.

УЧИТЕЛЬ: Послушайте песню и пронаблюдайте за тем, как меняется динамика, темп, мелодия, характер песни. Похожа ли будет эта музыка на ту, которую мы с вами представили?

Слушаем песню.

УЧАЩИЕСЯ: характер в начале спокойный и светлый, местами угрожающий, в конце торжественный ; динамика меняется – то тихая, то громкая; темп меняется- то умеренный, то быстрый; мелодия светлая, местами как-будто “взлетает”. В целом музыка похожа на ту, которую мы представили.

УЧИТЕЛЬ: Зачем музыка нужна этому стихотворению?

УЧАЩИЕСЯ: Музыка углубляет наши переживания, чувство тревоги, которые вызывает это стихотворение.

УЧИТЕЛЬ: С какой уже знакомой нам песней перекликается песня Е.Мартынова? Почему так считаете?

УЧАЩИЕСЯ: Песня Е.Мартынова “Лебединая верность” чем-то напоминает песню Е.Крылатова “Ласточка”. Эта песня побуждает слушателя переживать за судьбу птицы, которая возвращается на Родину, преодолевая множество препятствий.

УЧИТЕЛЬ: Вспомним эту песню и послушаем первый куплет. Слушая, линией покажите мелодию в тетради.

Звучит первый куплет песни “Ласточка Е.Крылатова на слова И.Шаферана. Ребята рисуют линии.

УЧИТЕЛЬ: Какие получились линии, почему?

УЧАЩИЕСЯ: Мелодия в песне плавная, нежная, ласковая, есть высокие скачки, поэтому линии плавные, как волны.

УЧИТЕЛЬ: Споём и мы её также нежно, с любовью.

Все поют.

Обобщение.

УЧИТЕЛЬ: - Сегодня мы на уроке послушали несколько произведений. Назовите их.

- Какую роль играет музыка в кинофильме “Дети капитана Гранта”?

- Какую роль музыка играет в песне “Лебединая верность”?

УЧАЩИЕСЯ: Музыка усиливает наши переживания, помогает лучше выразить те чувства, которые показаны в кинофильме, романе, песне.

Рефлексия.

УЧИТЕЛЬ: Вернёмся к карточкам №1, которые мы заполняли в начале урока. Если у вас есть дополнения к ответу на вопрос “Что значит “быть Человеком”, напишите их в правую часть карточки.

Итог.

УЧИТЕЛЬ: Так что же такое “Быть Человеком”?

Учащиеся отвечают.

УЧИТЕЛЬ: Я согласна с вами, и, думаю, все ваши ответы можно объединить в одно предложение: БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ – ЗНАЧИТ ИДТИ “ДОРОГОЙ ДОБРА”!

Учитель открывает вторую часть темы урока.

УЧИТЕЛЬ: В заключение урока споёмте эту добрую песню стоя.

Все вместе поём песню М.Минкова на слова Ю.Энтина “Дорогою Добра”.

Оценивание.

Учитель оценивает активность учащихся при выполнении творческих заданий, ответы ребят.