Организация работы методического кабинета в детском доме

Разделы: Социальная педагогика


В 2006 году в детском доме был открыт методический кабинет.

Методический кабинет является центром методической работы ГОУ “Тарский детский дом им. Д.М.Карбышева”

Методическое руководство кабинетом детского дома осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Организуя работу методического кабинета, мы помним, что содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов детского дома. Методкабинет доступен каждому воспитателю, имеет удобный, гибкий график работы. Все оформление выполнено в едином стиле, располагает к беседе и творческой работе.

В МК представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Этот материал печатается в “Вестнике образования” — справочно-информационном издании Министерства образования РФ. Обязательно есть документы, определяющие характер деятельности педагогов: “Международная конвенция о правах ребенка”, “Закон РФ об образовании”, “Типовое положение об образовательном учреждении в Российской Федерации”, — и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники учреждения. Нормативные и инструктивные документы являются обязательными для выполнения.

Для успешного решения намеченных целей и задач первостепенное значение имеет создание материальной базы кабинета, постоянное ее пополнение и совершенствование с учетом новых технологий, передового педагогического опыта. В настоящее время в кабинете накоплен и систематизирован разнообразный богатый дидактический и раздаточный материал, методическая и специальная литература, периодическая печать, методические и педагогические копилки, в которых собираются планы-конспекты открытых занятий, нетрадиционных форм обучения и воспитания, внеклассных занятий и мероприятий, доклады, методические разработки семинаров, педагогических советов.

Методический кабинет детского дома оборудован стандартной офисной мебелью на 10 мест, оснащен необходимыми информационными технологиями (ИТ) - компьютер с выходом к сети Интернет, сканер, принтер; имеется конференц-зал, в котором проходят педагогические советы, семинары-практикумы, совещания, конференции и другие формы методической работы. Зал рассчитан на 30 мест, в нём расположено мультимедийное оборудование, магнитная доска, музыкальный центр, телевизор и DVD-плеер.

На базе методического кабинета начата работа по формированию медиатеки. Ресурсы медиатеки используются педагогами при проведении занятий и при разработке мультимедийных презентаций к часам развития, чтения и досуговой деятельности. Заметен рост профессиональной компетентности педагогов в области использования информационных технологий. На сегодняшний момент 90% педагогов имеют опыт использования информационных технологий на занятиях.

За период 2006-2008 гг. проведены 27 открытых занятий и мероприятий с применением информационных технологий, разработаны соответствующие мультимедийные презентации. Их анализ показал, что на занятиях с использованием информационных технологий повышается мотивация, стимулируется познавательный интерес воспитанников.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать, прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен способствовать педагогическому творчеству педагогов, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, подбираем для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумываем его систематизацию. Работа методического кабинета в детском доме предназначена для обеспечения творческой работы педагогов, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в детском доме.

Намечена и проблема, над которой работает кабинет: моделирование и совершенствование воспитательной системы как эффективный механизм развития полноценной личности

Для своевременного осуществления помощи педагогам в методическом кабинете созданы условия доступа к необходимой информации - паспорт методического кабинета. Именно паспорт содержит полную информацию о работе и фонде кабинета.

В фондах литературы методического кабинета имеются портреты и сочинения ведущих педагогов, а также монографии по проблемам педагогики, психологии, организации и планированию учебно-воспитательного процесса. В кабинете обеспечен свободный доступ педагогов к литературе, а также помощь и консультации педагогов-методистов по различным вопросам подготовки и проведения занятий.

Одной из важнейших задач деятельности методического кабинета является методическое обеспечение воспитательного процесса образовательного учреждения. Для решения данной задачи в методическом кабинете формируется методическая библиотека, состоящая из методических разработок по различным направлениям. Методические разработки – издания, содержащие конкретные материалы в помощь педагогам. Методические разработки содержат конспекты отдельных занятий, сценарии досуговых мероприятий. В процессе своей деятельности педагоги часто обращаются к изданиям справочного характера: педагогическим энциклопедиям, педагогическим словарям и справочникам. В практике образовательного учреждения получила распространение подписка на периодические педагогические издания – газеты и журналы.

Методические рекомендации — это в первую очередь материал, который готовит методическое объединение или творческая группа в помощь своим воспитателям. Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания. Методическое объединение воспитателей или педагогов дополнительного образования изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также, исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатывает собственные памятки, советы, рекомендации для педагогов детского дома. Так появляется материал под рубриками: “Советы воспитателю”, “Это интересно, прочти”, проблемные странички: “Твое мнение”, “Читай, думай, спорь”, “С улыбкой и всерьез” и др. Оформление материалов должно быть привлекательным, сопровождаться пояснительными рисунками и схемами, которые могут использоваться и при индивидуальных консультациях. После знакомства с этими письменными материалами необходимо привлечь воспитателей к обсуждению тех или иных проблем с последующим высказыванием своего мнения в письменном виде. О том, как педагоги воспользовались рекомендациями в своей работе, мы рассказываем в рубрике “Взгляд сквозь разноцветные очки”.

Систематически в методическом кабинете оформляется методическая выставка. Сегодня на выставке представлено одно из направлений работы кабинета по методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса – это написание и реализация авторских программ. Каждая программа проходит экспертизу, апробацию, презентацию в стенах детского дома.

У педагогов существует необходимость получения экспресс-информации – сведений о последних достижениях в педагогической науке, в других образовательных учреждениях. Обычно такая информация издается в виде статей в сборниках выпускаемых институтом развития образования г. Омска, филиалом педагогического университета в г.Тара. Издания знакомят педагогов с опытом работы коллег, типичными условиями, в которых этот опыт может реализовываться, образцами педагогических ситуаций, нерешенными проблемами современной педагогики. В выпуске экспресс-информации помещаются материалы конференций, совещаний, семинаров. Издательская деятельность детского дома представлена буклетами и программами проведения семинаров, педагогических советов, буклеты о музее детского дома, к юбилею детского дома, ко дню открытых дверей, газетой “Пеликан” - спецвыпуск к конкурсу детского дома “Воспитатель года” и другими информационными изданиями о деятельности нашего образовательного учреждения.

В кабинете оформлены методические стенды по аттестации, рейтинговой оценки работы педагогов, представлено положение о методической работе, о методическом кабинете.

Диагностико-аналитическая деятельность методического кабинета связана с познанием и самосознанием личности, ее результатов, социально – психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов и представлена методическим портфолио. Методический портфолио – это своеобразный паспорт методического мастерства педагога детского дома и воспитательной группы.

Обязательным условием эффективной работы кабинета является научное сопровождение его деятельности. Так в качестве научной консультации, сопровождения и помощи мы обращаемся к научному потенциалу филиала ОмГПУ в г. Таре, в частности на кафедры педагогики и психологии.

Педагоги детского дома все активнее принимают участие в научно-практических и научно-методических конференциях и семинарах, организуемых педагогическим университетом, институтом развития образования Омской области, публикуют свои работы.

В рамках научной деятельности кабинета предусмотрены следующие направления:

  • Мониторинг состояния и формирования банка данных методической работы ОУ.
  • Осуществление научно-методической поддержки педагогических работников ОУ, ведущих экспериментальную деятельность.
  • Организация постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в системе образования.
  • Распространение результатов методической деятельности ОУ в системе образования.
  • Организация творческих проблемных групп по актуальным вопросам педагогической теории и практики.
  • Научно-методическое сопровождение подготовки педагогических работников к конкурсам.

Для оценки показателей эффективности деятельности педагогического коллектива разработан пакет диагностических методик и процедур, позволяющий своевременно оценивать работу педагогического коллектива, что осуществляется в рамках аналитико-диагностического направления работы методического кабинета