Занятие по интеллектуальному развитию в подготовительной группе на тему "Экскурсия по городу" с использованием методики УДЕ

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Закрепить знания детей в количественном и порядковом счете в пределах 10, в умении сравнивать  множества предметов, используя знаки > , < , =,  составлять и решать прямые и обратные задачи и  примеры, находить два одинаковых рисунка, устанавливать закономерности, закрепить состав числа 7, знание символов, учить сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать внимание, логическое мышление, воспитывать дружеские отношения, умение работать сообща.

Материал к занятию: лабиринт, рисунок-план с автобусными остановками, картинки игрушек, наборное полотно, знаки >, <, =, карточки для индивидуальной работы на каждого ребенка, игра «Баскетбол» (состав числа 7), наборы цифр, геометрических фигур, фломастеры, карандаши, рисунок двух машин, игры  «Фабрика», «Почта», «Гусенички», «Зашумленная картинка», «Цифровая карусель», «Что сначала, что потом», картинка с цветами для составления задач, карточки  с символами, сигнальные карточки, фотографии зданий города Нерюнгри, автобусы из картона синие и желтые.

Ход занятия

Воспитатель: «Ребята, вы хотели бы отправиться на экскурсию? А куда  вы узнаете, если правильно пройдете по лабиринту и соберете слово, начав путь от буквы «В». (Дети читают «В город»).

Отгадав загадку, вы узнаете, на каком транспорте отправимся.

Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Носит  обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)

Воспитатель: – Мы узнали, что будем путешествовать по нашему весеннему городу на автобусе. А теперь мы должны выбрать маршрут нашей экскурсии. Посмотрите на план. На каждой дорожке прямоугольником обозначены остановки. Мы отправимся от автобусного парка до детского сада по той дороге, на которой автобусу необходимо будет сделать больше остановок. Как вы думаете, какая это будет дорога верхняя, средняя или нижняя? Почему? (объяснения детей)

А чтобы нам занять места в автобусе мы поиграем в игру «Красный – зеленый»: перед вами сигнальные карточки с зеленым и красным кругом; если вы согласны с высказыванием, то показываете зеленый круг, а если нет, то красный.

Вопросы:

1. Верно ли, что это герб нашего города? (показ картинки).

2. Верно ли, что этот памятник находится в нашем городе? (показ фото)

3. Верно ли, что из перечисленных слов есть название кинотеатра нашего города? (сентябрь, ноябрь)

4. Верно ли, что нашему городу 33 года?

5. Верно ли, что из чисел 3 и 3 можно составить число 6?

6. Верно ли, что соседи числа 6 – (7 и 8)?

7. Верно ли, что  к слову твердый можно подобрать наоборот слово гладкий?

Воспитатель: - Прежде, чем отправиться на экскурсию по городу, мы должны вспомнить правила движения

Пальчиковая гимнастика

Автобус, машина, троллейбус, трамвай,
О них ты на улице не забывай.
В морях: корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.

Дети: – Чтобы не было аварии в пути
Автобус сзади обходи.

Воспитатель: -  Правила мы повторили, занимайте в автобусе места, отправляемся.

1-я остановка- Магазин игрушек

Воспитатель: - В магазин поступили игрушки в коробках, нам сейчас нужно разобрать их. Всего 3 коробки: 2 маленькие и 1 большая. Фигуры, нарисованные в двух маленьких поместили в одну большую. Слушайте внимательно задание:

1) в большую  коробку положите  недостающие фигуры;

2) в большой коробке найдите и уберите лишнюю фигуру.

- А сейчас выберем игрушки, чтобы выставить на витрину (индивидуальная работа с карточками).

1. Найдите, считая слева направо в верхнем ряду четвертую фигуру, а в  нижнем ряду шестую игрушку и соедините их линией. Назовите их.

2. Выберите любую игрушку в любом ряду, которую бы вы хотели выставить на витрину, обозначьте любым способом. В каком ряду находится выбранная вами игрушка и какая она по счету?

Воспитатель: – Молодцы, ребята с заданием вы справились хорошо. Отправляемся дальше, занимаем свои места в автобусе.

2-я остановка – Спортивно – оздоровительный комплекс «Шахтер»

Воспитатель:- Спортивно-оздоровительный комплекс «Шахтер» по праву называют «цехом здоровья». В нем проводится более 60 мероприятий в год. Комплекс располагает залом на 1000 мест для занятий футболом, волейболом, баскетболом, а также крытым катком, плавательным бассейном, тренажерным залом, горно-лыжной трассой.

Давайте мы заглянем в спортзал и поиграем в «Баскетбол». Для этого разделимся на две команды. В корзины нужно забить как можно больше мячей с одним условием, чтобы сумма чисел, либо предметов, либо точек  в двух прямоугольниках, находящихся в одном ряду составляла 7. (Состав числа 7). После выполнения задания оцените его: если вы считаете, что задание выполнили правильно поставьте в пустой квадрат красный флажок, а если сомневаетесь, то синий. (Взаимопроверка)

Воспитатель: - Экскурсия продолжается и следующая

3-я остановка – Почта

Воспитатель: -  Посмотрите, ребята, на каких машинах развозят почту. Одной машине нужен срочный ремонт, найдите недостающие  части.

Воспитатель: – Работники почты вам очень благодарны за работу, а нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места в автобусе.

4-я остановка – Школа

Воспитатель: Скоро вы пойдете в школу и станете первоклассниками. Аккуратность – главное качество при работе в тетрадках. Посмотрите, мальчик залил листок чернилами. Помогите ему восстановить примеры.

Игра «Кляксы» (решение прямых и обратных примеров).

10 – 1 =*       * - 4 = 4

4 + * = 8       6 + 3 = *

* - 3 = 6       9 + * = 10

Воспитатель: – Как можно назвать эти примеры? (обратные)

5-я остановка  - Обогатительная фабрика

Катя В. (вместе с мамой) подготовили небольшой рассказ о фабрике.

«Обогатительную фабрику называют гигантом Южной Якутии. Сложный и большой объект был построен в подобных условиях впервые. В декабре 1984 года ее запустили. Был получен первый коксовый концентрат. А  получается  он так: обогатители уголь дробят, обогащают и избавляют от примесей».

Воспитатель: - Ребята, давайте и мы поработаем на фабрике.

Игра «Фабрика»

1. Используя символы, определить, какую фигуру нужно запустить, изменяем цвет, форму, размер фигур на каждом этапе.

2. Самостоятельный выбор (детьми) любой фигуры, изменение, цвета, формы, размера, обозначение конечной фигуры символами.

6-я остановка – Парк

Воспитатель: - В парке мы с вами немного потрудимся, отдохнем и поиграем. Вы все знаете, что сейчас наступило какое время года? (Правильно, весна).

Снег весной тает, журчат ручейки. Вы бы хотели пустить кораблики в плавание по весеннему ручейку?  Но у меня только один кораблик. Рассмотрите внимательно большой квадрат и найдите такой же кораблик (зашумленная картинка).

- Весной просыпаются разные насекомые. Посмотрите, пожалуйста, на  гусеничек. Посчитайте, сколько их ползет влево (4), сколько вправо (6)? На сколько гусеничек меньше ползет влево, чем вправо и наоборот? (на 2). Почему?

(Выкладывание цифрами и сравнение с помощью знаков ).

4 < 6 ( четыре меньше шести на 2) ;  6 > 4( шесть больше 4 на 2).

Подвижная игра «Гусенички»

(Дети делятся на две команды, становятся  друг за другом, кладут руки на плечи друг другу. Под музыку, не отрывая рук, выполняют по команде  заданные движения. Как только музыка закончится гусеничка заворачивается).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какая красивая бабочка прилетела.

Глазодвигательная гимнастика.

Воспитатель: – Как появляется бабочка? Игра «Что сначала, что потом»

(Этапы развития бабочки. Раскладывание картинок.)

Воспитатель: – Правильно ли разложены картинки мы узнаем из

Пальчиковой гимнастики «Гусеничка»

Этот странный дом без окон у людей зовется кокон,
Свив на ветке этот дом, дремлет гусеничка в нем.
Спит без просыпа всю зиму, но зима промчалась мимо,
Март, апрель, капель, весна – просыпайся соня - сонюшка
Под весенним ярким солнышком.
Гусенице не до сна, стала бабочкой она.

Воспитатель: - Сейчас мы покатаемся на цифровой карусели. Нужно, ориентируясь по стрелке, расставить знаки + и -, чтобы были верны равенства.

Воспитатель: - Наша экскурсия подходит к концу,  занимайте свои места в автобусе и следующая

7-я остановка «Детский сад»

Воспитатель: – Чтобы наш детский сад был красивым. Давайте посадим на клумбе цветы.

(Составление прямой и обратной задачи (по картинке) и выкладывание решения, используя математические наборы).

Воспитатель: - Ребята, что нового вы узнали из нашей экскурсии по городу? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Если наша экскурсия понравилась - возьмите синие автобусы, а если не совсем – желтые( вырезанные из цветного картона).

Воспитатель: - Ребята, большое спасибо за работу: ваши знания и дружба нам очень помогли в экскурсии по нашему городу Нерюнгри.